Южную часть Восточного Средиземноморья – Палестину – в древности заселили евреи. История их необычна – мы не знаем другого примера, когда бы народ в течение более четырех тысячелетий сохранял религию, традиции, историческую память и чувство единства, тем более будучи в течение двух тысяч лет рассеянным по всему миру.
Главным источником по древнейшей истории евреев является Библия (Ветхий Завет), в еврейской традиции называемая Танах.
Название «евреи» переводится как «перешедшие с того берега». Их прародитель Авраам был скотоводом и кочевал со своими стадами по берегам Евфрата. О месопотамском прошлом евреев напоминают и сюжет о Потопе, и история о жертвах Богу братьев Авеля и Каина. Ведь Каин дал менее ценимые кочевниками «плоды земли», а Авель – скот, потому его жертва и была принята Богом. В языке, которым написана Библия, выражение «возвращаться домой» передано словами «возвращаться к своим палаткам», а слово «жилище» значило то же самое, что и «пастбище». Затем Бог велел Аврааму переселиться в землю Ханаан на берегу Средиземного моря, которую он отдавал его потомкам, то есть «Землю обетованную» («обещанную»).
Евреи стали осваивать новую территорию и переходить к осёдлой жизни. Когда в Ханаане наступила затяжная засуха, им пришлось переселиться в Египет, в дельту Нила. Учёные обнаружили в надписи одного из фараонов XIII в. до н. э. упоминание о племенном союзе евреев – «Исраил» («Израиль»), обитающих на северо-восточной границе страны.
Для Египта это было время военных походов и строительства крепостей, поэтому вскоре евреев заставили тяжело работать. Спас евреев из рабства Моисей: по указанию Бога он вывел народ из Египта, а египетские колесницы, посланные вдогонку, утонули в Красном море. В еврейской традиции это переломное событие истории называется Исход.
В начале сорокалетнего странствия по пустыне Моисей на горе Синай получил от Яхве – бога-покровителя еврейских племен – каменные скрижали с заповедями, обязательными для исполнения. Был заключен договор (Завет) народа с Богом.
Евреи вошли в «Землю обетованную», но за несколько веков их отсутствия её заселили другие племена. Пришлось вести долгую и нелёгкую борьбу с ними, а после победы в страну с моря вторглись новые соперники – филистимляне. По их имени – «пелестим» – эту территорию с начала нашей эры и называют Палестиной.
В тот период евреи представляли собой союз двенадцати родов («колен») без общего руководства. Внешняя угроза сплотила народ и ускорила создание единого государства.
Первым царём народ утвердил Саула. Все его правление прошло в тяжёлой войне с филистимлянами, владевшими железным оружием. В одном из боев Саул погиб, но созданная им армия сумела освободить Ханаан от врагов.
Истинным создателем еврейского государства стал Давид. Он отстроил и укрепил столицу – Иерусалим, увеличил войско, ввел налоги и выбрал себе помощников по управлению государством. Шестиугольник под названием «Щит Давида» позже стал символом еврейства и в наши дни изображен на флаге Израиля.
Сын Давида Соломон продолжил дело отца и вошел в историю как великий и мудрый правитель. Поскольку ему досталось обширное царство с налаженной системой управления, он не стал вести новых войн, а все средства отдал на укрепление и развитие государства. Именно Соломон за семь лет построил в Иерусалиме единый религиозный центр для всех колен – Храм, куда поместили Ковчег Завета со скрижалями.
Всем взрослым мужчинам страны вменялось в обязанность три раза в год приходить к Храму на праздничную службу – так поддерживалась общность народа и веры. Первый Храм стоял на горе Мория там, где, по преданию, Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, где приносили жертвы Каин и Авель.
Соломон оснастил войско боевыми колесницами, с помощью финикийцев построил флот, наладил торговые отношения даже с далёкой Аравией, откуда прибыла к нему «царица Савская» (современное государство Йемен). Еврейские предания полны рассказов о мудрых решениях и словах Соломона.
Однако именно после его смерти – находясь на вершине могущества, богатства и объединения – государство Израиль распалось. Возникли северное царство Израиль со столицей Самарией и южная Иудея со столицей Иерусалимом. Споры между ними ослабляли еврейский народ и делали его беззащитным.
В 772 году до н.э. войско Ассирии уничтожило Израильское царство и разрушило Самарию, население было изгнано из Ханаана. Иудея осталась одна. Её правители попытались извлечь уроки из произошедшего и сплотить народ: на праздник в Храм пригласили избежавших плена израильтян, издали законы, облегчавшие положение бедняков.
Однако в 587 г. до н.э. новая сильная держава – Нововавилонское царство – захватила Иудею. Большинство народа увели в «плен вавилонский», продолжавшийся почти полвека. Храм в Иерусалиме был разрушен.
После захвата Вавилона новые владыки Передней Азии — персы — разрешили евреям вернуться в Палестину, но не дали им независимости. В Иерусалиме был отстроен Второй Храм, вокруг священников которого и сплотился народ.
Спустя два столетия вместе во всей бывшей Персидской державой земли Палестины вошли в состав царства Александра Македонского, затем – эллинистических государств, а после короткого периода независимости в I в. до н.э. подчинились Риму. Именно римляне после ожесточенной Иудейской войны окончательно разрушили Храм в Иерусалиме и запретили евреям Палестины исповедовать свою религию и изгнали их из Иерусалима. Для еврейского народа началась эпоха рассеяния по миру (диаспоры).
Накануне захвата Иудеи и в вавилонском плену окончательно сложилось вероучение евреев – иудаизм, а в эпоху Второго Храма Танах (священные тексты иудеев) приобрёл законченный вид. Наиболее почитаемая его часть – Тора (иначе – «Пятикнижие» или «Закон Моисея»). В отличие от других древних народов евреи верили только в одного – единого – Бога. Они считали его незримым и всемогущим, создателем мира и всего сущего. Даже имя его нельзя было произносить вслух, оно писалось только в священных книгах.
Заключив в пустыне договор с избранным им народом, Бог потребовал от евреев соблюдения заповедей, но и обещал им защиту и покровительство («чтобы жить тебе и народу твоему»). Поэтому иудаизм – не религия сил природы, а религия отношений народа (общества) и Бога. В иудаизме были впервые сформулированы моральные правила всех монотеистических религий (единобожия) – не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и другие.
Иудаизм первым в истории запретил человеческие жертвы. Они были заменены жертвоприношением животных в Храме, а во времена плена в Вавилоне – молитвами. Для молитв иудеи собираются в синагоге: у евреев молельный дом – это место собраний, а не жилище Бога, как у христиан или язычников. Храм после второго разрушения не восстановили; от него сохранилась лишь западная стена его внешней ограды (часто ее называют Стена Плача). Иудеи верят, что, когда весь еврейский народ соберётся в Земле Израиля, будет отстроен Третий Храм и начнется Царство Божие на земле.