Древняя Палестина. История еврейского народа

Евреи на пути в Палестину

Южную часть Восточного Средиземноморья – Палестину – в древности заселили евреи. История их необычна – мы не знаем другого примера, когда бы народ в течение более четырех тысячелетий сохранял религию, традиции, историческую память и чувство единства, тем более будучи в течение двух тысяч лет рассеянным по всему миру.

Главным источником по древнейшей истории евреев является Библия (Ветхий Завет), в еврейской традиции называемая Танах.

Страница Синайского кодекса Библии - одной из самых древних из самых рукописей Библии. IV век
Страница Синайского кодекса Библии - одной из самых древних из самых рукописей Библии. IV век

Название «евреи» переводится как «перешедшие с того берега». Их прародитель Авраам был скотоводом и кочевал со своими стадами по берегам Евфрата. О месопотамском прошлом евреев напоминают и сюжет о Потопе, и история о жертвах Богу братьев Авеля и Каина. Ведь Каин дал менее ценимые кочевниками «плоды земли», а Авель – скот, потому его жертва и была принята Богом. В языке, которым написана Библия, выражение «возвращаться домой» передано словами «возвращаться к своим палаткам», а слово «жилище» значило то же самое, что и «пастбище». Затем Бог велел Аврааму переселиться в землю Ханаан на берегу Средиземного моря, которую он отдавал его потомкам, то есть «Землю обетованную» («обещанную»).

Жертвоприношение Авраамом Исаака. Картина Рембрандта, 1635 г., Эрмитаж
Жертвоприношение Авраамом Исаака. Картина Рембрандта, 1635 г., Эрмитаж

Евреи стали осваивать новую территорию и переходить к осёдлой жизни. Когда в Ханаане наступила затяжная засуха, им пришлось переселиться в Египет, в дельту Нила. Учёные обнаружили в надписи одного из фараонов XIII в. до н. э. упоминание о племенном союзе евреев – «Исраил» («Израиль»), обитающих на северо-восточной границе страны.

Для Египта это было время военных походов и строительства крепостей, поэтому вскоре евреев заставили тяжело работать. Спас евреев из рабства Моисей: по указанию Бога он вывел народ из Египта, а египетские колесницы, посланные вдогонку, утонули в Красном море. В еврейской традиции это переломное событие истории называется Исход.

«Моисей», скульптура Микеланджело
«Моисей», скульптура Микеланджело

В начале сорокалетнего странствия по пустыне Моисей на горе Синай получил от Яхве – бога-покровителя еврейских племен – каменные скрижали с заповедями, обязательными для исполнения. Был заключен договор (Завет) народа с Богом.

Евреи вошли в «Землю обетованную», но за несколько веков их отсутствия её заселили другие племена. Пришлось вести долгую и нелёгкую борьбу с ними, а после победы в страну с моря вторглись новые соперники – филистимляне. По их имени – «пелестим» – эту территорию с начала нашей эры и называют Палестиной.

В тот период евреи представляли собой союз двенадцати родов («колен») без общего руководства. Внешняя угроза сплотила народ и ускорила создание единого государства.

Цари Израиля

Первым царём народ утвердил Саула. Все его правление прошло в тяжёлой войне с филистимлянами, владевшими железным оружием. В одном из боев Саул погиб, но созданная им армия сумела освободить Ханаан от врагов.

Статуя Давида работы Николаса Кардье, 17 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим
Статуя Давида работы Николаса Кардье, 17 век. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим

Истинным создателем еврейского государства стал Давид. Он отстроил и укрепил столицу – Иерусалим, увеличил войско, ввел налоги и выбрал себе помощников по управлению государством. Шестиугольник под названием «Щит Давида» позже стал символом еврейства и в наши дни изображен на флаге Израиля.

Сын Давида Соломон продолжил дело отца и вошел в историю как великий и мудрый правитель. Поскольку ему досталось обширное царство с налаженной системой управления, он не стал вести новых войн, а все средства отдал на укрепление и развитие государства. Именно Соломон за семь лет построил в Иерусалиме единый религиозный центр для всех колен – Храм, куда поместили Ковчег Завета со скрижалями.

Реконструкция Града Давида. I век н. э.
Реконструкция Града Давида. I век н. э.

Всем взрослым мужчинам страны вменялось в обязанность три раза в год приходить к Храму на праздничную службу – так поддерживалась общность народа и веры. Первый Храм стоял на горе Мория там, где, по преданию, Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, где приносили жертвы Каин и Авель.

Соломон оснастил войско боевыми колесницами, с помощью финикийцев построил флот, наладил торговые отношения даже с далёкой Аравией, откуда прибыла к нему «царица Савская» (современное государство Йемен). Еврейские предания полны рассказов о мудрых решениях и словах Соломона.

Суд Соломона. Фреска в церкви в Австрии
Суд Соломона. Фреска в церкви в Австрии

Однако именно после его смерти – находясь на вершине могущества, богатства и объединения – государство Израиль распалось. Возникли северное царство Израиль со столицей Самарией и южная Иудея со столицей Иерусалимом. Споры между ними ослабляли еврейский народ и делали его беззащитным.

В 772 году до н.э. войско Ассирии уничтожило Израильское царство и разрушило Самарию, население было изгнано из Ханаана. Иудея осталась одна. Её правители попытались извлечь уроки из произошедшего и сплотить народ: на праздник в Храм пригласили избежавших плена израильтян, издали законы, облегчавшие положение бедняков.

Однако в 587 г. до н.э. новая сильная держава – Нововавилонское царство – захватила Иудею. Большинство народа увели в «плен вавилонский», продолжавшийся почти полвека. Храм в Иерусалиме был разрушен.

После захвата Вавилона новые владыки Передней Азии — персы — разрешили евреям вернуться в Палестину, но не дали им независимости. В Иерусалиме был отстроен Второй Храм, вокруг священников которого и сплотился народ.

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850
Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

Спустя два столетия вместе во всей бывшей Персидской державой земли Палестины вошли в состав царства Александра Македонского, затем – эллинистических государств, а после короткого периода независимости в I в. до н.э. подчинились Риму. Именно римляне после ожесточенной Иудейской войны окончательно разрушили Храм в Иерусалиме и запретили евреям Палестины исповедовать свою религию и изгнали их из Иерусалима. Для еврейского народа началась эпоха рассеяния по миру (диаспоры).

Иудаизм – религия евреев

Накануне захвата Иудеи и в вавилонском плену окончательно сложилось вероучение евреев – иудаизм, а в эпоху Второго Храма Танах (священные тексты иудеев) приобрёл законченный вид. Наиболее почитаемая его часть – Тора (иначе – «Пятикнижие» или «Закон Моисея»). В отличие от других древних народов евреи верили только в одного – единого – Бога. Они считали его незримым и всемогущим, создателем мира и всего сущего. Даже имя его нельзя было произносить вслух, оно писалось только в священных книгах.

Заключив в пустыне договор с избранным им народом, Бог потребовал от евреев соблюдения заповедей, но и обещал им защиту и покровительство («чтобы жить тебе и народу твоему»). Поэтому иудаизм – не религия сил природы, а религия отношений народа (общества) и Бога. В иудаизме были впервые сформулированы моральные правила всех монотеистических религий (единобожия) – не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и другие.

Иудаизм первым в истории запретил человеческие жертвы. Они были заменены жертвоприношением животных в Храме, а во времена плена в Вавилоне – молитвами. Для молитв иудеи собираются в синагоге: у евреев молельный дом – это место собраний, а не жилище Бога, как у христиан или язычников. Храм после второго разрушения не восстановили; от него сохранилась лишь западная стена его внешней ограды (часто ее называют Стена Плача). Иудеи верят, что, когда весь еврейский народ соберётся в Земле Израиля, будет отстроен Третий Храм и начнется Царство Божие на земле.




Поделиться ссылкой