«Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно мыслить и работать, в основе их жизни должна лежать идея прогресса»
Эмилио Кастеляр
За несколько десятков лет в европейских странах произошел переход от традиционных «дедовских» способов производства и ведения хозяйства к современным, промышленным, включающим использование машин и создание фабрик.
До XVIII-XIX веков большая часть всех товаров, имеющихся на рынке, производилась вручную. Ремесленники, сельские и городские, закупали сырье и изготавливали продукцию самостоятельно или с привлечением небольшого количества наемных рабочих. Затем они продавали ее торговцам по оптовым ценам, а те занимались распространением через магазины.
С изобретением новых способов производства, упрощающих процесс, эта схема, сложившаяся на протяжении веков, претерпела изменения. Появление машин и других механических приспособлений сделало выгодным объединение большого количества рабочих, материалов и орудий производства в одном месте. Появились первые фабрики.
Все началось с Англии, где к началу XVIII века сложилась уникальная ситуация, способствующая промышленному прогрессу. В стране были большие запасы угля, который служил топливом недавно изобретенным паровым машинам, и залежи железной руды, необходимой для создания инструментов, деталей механизмов, строительства мостов и других сооружений. Кроме того, у англичан, имеющих многочисленные колонии по всему свету, был доступ и к другим материалам — практически любым, какие только могли понадобиться.
Не последнюю роль сыграло и политическое положение в Британии, которое было стабильным и позволяло вкладывать деньги в долговременные проекты, связанные с промышленностью. Правительство всячески поддерживало подобные начинания, понимая, что они обогащают страну. Рынками сбыта служили в том числе и колонии, с которыми велась активная торговля.
Промышленный переворот начался с текстильной промышленности, где на протяжении всего XVIII века происходили постоянные усовершенствования — от первой примитивной машины, прявшей нить без участия человека, до агрегата, работающего на водяном колесе и, наконец, на паровом двигателе. К концу века в Англии было больше сотни крупных фабрик, производивших ткани в огромных по тем временам количествах.
Изобретение парового двигателя, его дальнейшее усовершенствование и приспособление к разным нуждам стало мощным толчком индустриальной революции. Паровые двигатели приводили в движение водяные насосы, крутили колеса мельниц и фабричных станков, наконец, уже в начале XIX века они нашли применение в новых скоростных видах транспорта — пароходе и паровозе.
Работа с железом — важнейшим элементом всех промышленных циклов — тоже не стояла на месте. Изобретение передовых способов обработки металлов, в частности создание новых металлорежущих станков, позволило упростить процесс производства деталей для разных видов машин.
Для быстрого перемещения сырья и готовой продукции на большие расстояния нужна была новая транспортная сеть, и она появилась. В XVIII веке британские инженеры создали множество каналов, по которым вскоре стали курсировать пароходы. Затем, в начале XIX века, появились первые железные дороги, по которым побежали резвые «железные кони».
Промышленная революция быстро захватывала новые территории. Из Англии она перебралась в Бельгию, затем в Германию и другие страны. Кто-то был в авангарде, кто-то, к примеру Франция, ослабленная войнами, отставал, но все же перемены, неизбежные и необратимые, были заметны везде.