Николай I – рыцарь самодержавия

Стиль правления

Николая I нередко называли рыцарем самодержавия: он твердо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй, невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению подобных революционных попыток.

Царь Николай I. С английской гравюры. 1826 г.
Царь Николай I. С английской гравюры. 1826 г.

Историк Василий Ключевский дал выразительную характеристику внутренней политике Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами».

Важнейшим направлением внутренней политики стала централизация власти. Для осуществления задач политического сыска в июле 1826 г. был создан постоянный орган — Третье отделение личной канцелярии — секретная служба, обладавшая значительными полномочиями, начальник которой (с 1827 г.) одновременно был шефом жандармов. Третье отделение возглавил А. X. Бенкендорф, ставший одним из символов николаевской эпохи.

Учиться и учиться

При Николае I впервые стала реализовываться программа массового крестьянского образования. Число крестьянских школ в стране с 1838 по 1856 г. увеличилось с 60, где училось всего лишь 1500 крестьянских детей, до 2551 школы, предоставлявшей начальное образование уже 111 000 учеников. В этот же период было открыто много технических училищ и высших учебных заведений. Фактически в стране была создана система профессионального, начального и среднего образования.

Развитие промышленности и транспорта

В экономической области была очевидна значительная отсталость России от Европы. На Запад российская держава поставляла только сырье, да и то при посредничестве иностранных купцов, а обратно получала свое же сырье в виде готового продукта. Промышленности, способной конкурировать с европейской, обновленной Промышленной революцией, фактически не существовало.

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 г.
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 г.

Русская промышленность ограничивалась простейшими производствами; все сколько-нибудь технически сложные изделия либо поставлялись из-за границы, либо производились в России иностранными заводами и мастерами. Отечественное частное предпринимательство в условиях крепостного права и правительственной регламентации развивалось с трудом.

Однако при Николае I ситуация сильно изменилась. Начался своеобразный промышленный переворот — аналогичный происходившему в Англии во второй половине ХУШ в. В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых двигателей и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 г. годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в три раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась. С 1819 по 1859 г. объем выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объем машиностроительного производства с 1830 по 1860 г. вырос в 33 раза.

Крепостной труд в промышленности постепенно вытеснялся свободным трудом.

Эх, дороги...

Пути сообщения в России представляли собой сплошное бездорожье, вследствие чего весной и осенью, в распутицу, движение по грунтовым дорогам почти прекращалось. При Николае I впервые в истории страны началось интенсивное строительство новых дорог с твердым покрытием, связавших Москву с Санкт-Петербургом, Иркутском, Варшавой. Из 7700 миль дорог, проложенных в России к 1893 г., 5300 миль (около 70%) было построено в период 1825—1860 гг. Началось также строительство железных дорог, покрывших железнодорожным полотном около 1000 верст.

Крымская война

Поддержка Россией православных христиан Османской империи и разногласия по так называемому Восточному вопросу вызвали в 1853 г. обострение отношений с Турцией, следствием чего стало объявление османами войны России. Ее начало было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего турок в Синопской бухте. Эго был последний крупный бой парусного флота.

Синопский бой. Деталь цветной литографии. XIX в.
Синопский бой. Деталь цветной литографии. XIX в.

Военным успехам России не слишком обрадовались на Западе. Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении восточного соседа в случае победы России над Османской империей, на Ближнем Востоке и Балканах. Англия и Франция заключили военный союз. В марте 1854 г. они вступили в войну на стороне Турции.

Технически отсталой России было сложно противостоять этим европейским державам.

Основные военные действия развернулись в Крыму. В октябре того же года союзники осадили Севастополь. Тысячи людей гибли напрасно из-за неумения, неспособности военачальников, неудовлетворительной подготовки армейского состава к войне, плохого вооружения, несовершенства материального и технического оснащения, недостатка в средствах. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощь осажденному городу-крепости.

Защитники Севастополя. Литография по рисунку Дж. У. Тимма. XIX в.
Защитники Севастополя. Литография по рисунку Дж. У. Тимма. XIX в.
Фрагмент памятника защитникам Севастополя
Фрагмент памятника защитникам Севастополя

Несмотря на героическую оборону, после 11-месячной осады, в августе 1855 г., защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 г. по итогам Крымской войны был подписан Парижский мирный трактат. По его условиям России запрещалось иметь на Черном море военно-морские силы, арсеналы и крепости.

Крымская война показала, насколько ошибался Николай I, культивируя исключительность России и консервируя ее общественное развитие.

Толстой о Николае I

Лев Толстой, собиравший материал для своего романа о декабристах (который так и остался ненаписанным), называл царя не иначе как Николай Палкин. По словам писателя, так звали самодержца солдаты, с одним из которых Толстой встретился, долго беседовал. Палкин — потому что по приказу царя провинившихся солдат прогоняли сквозь строй, забивая шпицрутенами иной раз до смерти.

 

 

Вопросы по теме

  1. Какого принципа придерживался Николай I во внутренней политике?
  2. Какой новый вид транспортного сообщения получил развитие при Николае I?
  3. Были ли союзниками Англия и Франция за 40 лет до начала войны с Россией?

Ответы

  1. Пресечение всяких революционных попыток изменить существующий строй.
  2. Железные дороги. В 1837 г. первый паровоз отправился по железнодорожному пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом.
  3. Нет. В 1803 г. Англия и Франция объявили друг другу войну.



Поделиться ссылкой