В Радонеже, недалеко от Москвы, жил обедневший боярин Кирилл с семьёй. Старшие сыновья, Петр и Стефан, женились и покинули отчий дом. С родителями остался младший сын — Варфоломей, мечтательный и скромный юноша. Когда умерли родители, Варфоломей, отдав свою долю наследства брату Петру, ушёл в лес искать места для пустынного жития. К нему присоединился овдовевший Стефан. Братья срубили в Радонежском бору деревянную келью и церковку и проводили дни в тяжких трудах и молитвах. Не выдержав тягот пустынного жития, Стефан ушёл. Вскоре он стал игуменом московского Богоявленского монастыря, и князь Симеон Гордый избрал Стефана своим духовником.
Варфоломей постригся в монахи, принял имя Сергий и остался жить отшельником в лесной келье. Было ему тогда 23 года. Весть о благочестивом монахе Сергии разнеслась по округе. К нему потянулись богомольцы, и скоро возле его жилища выстроили кельи 12 монахов. Они упросили Сергия стать над ними игуменом — так был основан Троице-Сергиев монастырь. Строг был к себе Сергий, в строгости держал он и монахов своих. Вокруг монастыря стали селиться богомольцы, и вскоре образовался вокруг него большой посад. Закипела жизнь в некогда глухом и нехоженом месте. Изменился монастырь, но не изменился Сергий. Он равно внимал и князьям, и нищим. Вернулся к нему и брат Стефан — привёл к нему своего сына Ивана и отдал его под начало Сергия.
Сергий был судьёй и советчиком и для иноков, и для сельчан, что обжили окрестности монастыря. За советом и благословением приходили к Сергию Радонежскому высшие духовные лица и князья. Константинопольский патриарх Филофей, узнав о Сергии, прислал ему грамоту — устав монастыря, по которому всё имущество монахов признавалось общим. Все монахи, были ли в миру богатыми или нищими, стали равны. Случалось Сергию покидать монастырь, уезжая по делам, и во время этих поездок он в разных местах Руси основывал монастыри (Андроников и Симонов монастыри в Москве, Борисоглебский монастырь в Ростове и др.). Много монастырей основали его ученики (Саввино-Сторожевский, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри).
К этому святому человеку и пришёл за благословением на битву с Мамаем князь Дмитрий. Сергий благословил его на бой и предрёк победу. Отправил он с Дмитрием и двух своих монахов Пересвета и Ослябю, и оба они пали в битве. После победы на Куликовом поле слава Сергия ещё больше окрепла, но Сергий был по-прежнему равнодушен к почестям и богатству. Умер он глубоким старцем на 78 году жизни в 1392 г. и был причислен к лику святых. С тех пор преподобный Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых святых, заступников земли Русской.
20 августа 1380 г. Дмитрий вывел полки навстречу Мамаю. По пути к войску Дмитрия присоединялись войска других князей. Чтобы не допустить соединения Мамая с войском его союзника — литовского князя Ягайло, Дмитрий решил поджидать татар в верховьях Дона, у слияния с р. Непрядвой. 8 сентября 1380 г. русские войска перешли Дон и расположились на большом Куликовом поле.
В полдень появились татары. Бой начался поединком посланца Сергия Пересвета и татарского богатыря Челубея. Поединщики налетели друг на друга на всём скаку, и оба упали замертво, пронзённые копьями. Бросилась на русские полки конница Мамая, началась жестокая сеча. Дмитрий, сняв княжеские доспехи, как простой воин сражался в первых рядах. Полдня шла кровавая битва, татарские всадники уже начали теснить русскую пехоту, но тут из дубравы вылетела припрятанная Дмитрием десятитысячная конница и смяла утомлённых конников Мамая. В панике побежали татары, и 30 вёрст гнали их русские.
Цена этой победы оказалась невероятно высока — около 100 000 русских воинов пало в бою на Куликовом поле. Ягайло не успел вовремя соединиться с Мамаем. Узнав о его поражении, Ягайло повернул обратно. Сам Мамай с небольшим войском бежал в Орду, где был разбит новым ордынским ханом Тохтамышем. Мамай скрылся в Крыму у генуэзцев, но итальянцы ограбили бывшего татарского владыку и убили.