Павликиане и народное повстанчество

Павликиане появились в VI—VII вв., пик их деятельности приходится на IX в. Они приняли своё самоназвание от имени апостола Павла, сказавшего знаменитые слова: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Они хотели восстановить порядки раннехристианских общин с их коллективным трудом и равенством. Павликиане отрицали все церковные обряды, церковную иерархию, иконы. Из всей Библии они признавали только четыре Евангелия и послания апостола Павла, причём считали, что толковать их может любой мужчина и любая женщина. Выборные руководители общин не имели никаких привилегий и ничем не отличались от остальных людей.

Византийские императоры-иконоборцы нуждались в союзниках против монахов и потому терпимо относились к народным ересям. Православный летописец последующего времени со скрежетом зубовным описывал сцену допроса заподозренного еретика в эпоху императорского вольнодумства. Чтобы понять эту сцену, нужно помнить, что для павликиан, как и для большинства народных ересей, нормой было скрывать свои убеждения на допросах — поступать иначе при жёстком правительственном терроре было невозможно. «Спросили заподозренного в павликианстве: „Признаёшь ли ты, что Иисус — Сын Божий?". „Признаю", — ответил он, подразумевая в еретическом окаянстве своём, что каждый человек есть сын Божий. „Признаёшь ли ты, что Дева Мария есть Богородица?". „Признаю", — ответил он, подразумевая в еретическом окаянстве своём, что каждая женщина есть Богородица. „Признаёшь ли ты святой крест?". „Признаю", — ответил он, подразумевая под святым крестом их богомерзкое еретическое рукопожатие (для павликиан, как и для многих других еретиков, принятие в качестве религиозного символа орудия мучительной пытки и казни креста было такой же дикостью, какой стало бы сегодня принятие в качестве священного символа электрического стула). „Ты добрый человек и истинный православный, — сказал ему допрашивавший чиновник, — ступай себе с Богом"».

С окончательной победой православной ортодоксии относительная веротерпимость времён императоров-иконоборцев исчезла. Перед павликианством, усилившимся и окрепшим, встал выбор: либо отступить без боя, либо силой ответить на силу. Они выбрали второе.

Центром павликианства стала Малая Азия. Там, на пограничье Византийской империи и Арабского халифата, несколько десятилетий продержались вольные общины свободных и равных людей, с оружием в руках отстаивавших свою свободу. В художественно преображённой форме память о павликианской вольнице сохранилась в армянском народном эпосе «Давид Сасунский» — в образе города Сасуна, где живут лишь те, кто трудится. Там нет ни богатых, ни бедных.

Лишь мобилизовав огромное войско, византийский император смог в 872 г. взять павликианскую столицу Тефрику. 100 тыс. еретиков было убито или казнено, остальные выселены на Балканы.




Поделиться ссылкой