Почему Сократу пришлось умереть?

Сократа хорошо знали все афиняне. Сын камнереза, Сократ родился в 470 г. до н.э. Во время Пелопоннесской войны он принимал участие в нескольких сражениях. В 406 г. до н.э. Сократ был избран в Совет 500 (буле). Он был единственным, кто не признал смертный приговор полководцам, выигравшим морское сражение при Аргинусских островах, но не сумевшим в штормовую погоду спасти моряков с затонувших судов.

Сократ

Сократ был воспитателем. Он занимался с юношами и взрослыми мужчинами. Такая деятельность была распространена в Греции и служила источником дохода многих софистов. Гражданину требовалось образование, умение говорить, участвовать в диспутах, отстаивая свою точку зрения и опровергая доводы соперников.

Но Сократ не был софистом. Он учил не спорам, а тому, как стать совершенным гражданином, и более того, – как стать совершенным человеком. Ведь человек, как считал Сократ, проверяется не рассуждениями, а поступками. Совершенный человек тот, кто делает добро, а это возможно, если хорошо отличаешь добро от зла и точно знаешь, в чем состоит справедливость. Тот, кто хорошо знает это, не совершает дурных поступков.

Сократ вел со своими учениками беседы, дошедшие до нас в пересказах некоторых из них, прежде всего Платона и Ксенофонта. Немного сведений содержится в трудах Аристотеля. Беседуя с учениками, Сократ не давал им ответа на вопросы, а ставил перед ними новые, побуждая искать ответ самостоятельно. В этих беседах сам Сократ учился мудрости не меньше учеников. Учиться он не прекращал никогда. Именно ему принадлежит фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю». Познавать и понимать, по мнению Сократа, надо не только окружающий мир, но и самого себя, недаром он часто повторял фразу, начертанную на стене храма в Дельфах: «Познай самого себя».

Учитель мудрости и справедливости, Сократ был бессеребренником. По Афинам он ходил в простом грубом плаще и, глядя на множество товаров на рынке, приговаривал: «Как хорошо, что в мире есть столько вещей, без которых можно обойтись!» О себе говорил, что «ест, чтобы жить», в то время как другие «живут, чтобы есть».

В Афинах не все любили Сократа. Горожане часто недолюбливали людей выдающихся, неординарных, хотя и восхищались, и гордились ими. Достаточно вспомнить великого Фидия, которого обвинили в хищении золота, отпущенного на плащ Афины. В тот раз Фидию удалось оправдаться, ведь по совету Перикла он прикрепил золотые пластинки к плащу так, что их можно было снять и взвесить. Но вскоре последовало еще одно обвинение, на сей раз в оскорблении божества. Поводом к нему стало то, что на щите богини скульптор изобразил профиль Перикла и себя самого. Фидий был брошен в тюрьму. По одним источникам, там он и умер (то ли от горя, то ли приняв яд), а по другим – скончался в изгнании.

Примерно в то же время афиняне обвинили в оскорблении богов философа Анаксагора: тот попытался объяснить естественными причинами, а не волей богов такие явления, как солнечное и лунное затмения и землетрясение. Лишь красноречие Перикла спасло Анаксагора от казни: изгнанный Анаксагор поселился в городке Лампсаке, где вскоре умер.

И вот спустя 30 лет после изгнания Анаксагора, в 399 г. до н.э., в оскорблении богов обвинили семидесятилетнего Сократа. В тот период Афины с трудом восстанавливали силы после войны со Спартой. Граждан тревожил вопрос, почему их полис, еще так недавно процветавший, чуть не погиб. Нашлись те, кто главным врагом государства счел Сократа. На суде Сократ отверг обвинения в богохульстве и в том, что своими беседами он портит нравы юношества. По мнению Сократа, обвинители хотели осудить его за другое. Он напомнил судьям, как дельфийский оракул назвал его мудрейшим из эллинов. После этих слов оракула Сократ, знавший о себе, что он ничего не знает, стал беседовать с людьми, чтобы, задавая им вопросы, научиться мудрости. Но чем больше Сократ задавал вопросов, тем больше его собеседники видели, что сами они не только ничего не знают о столь важных вещах, как справедливость, дружба, добродетель, но даже и не задумывались раньше о них. Это раздражало, а некоторых заставляло ненавидеть Сократа. Сократ был убежден в собственной невиновности, в том, что все обвинения вызваны личной неприязнью к нему.

Выслушав и обвинителей, и Сократа, судьи с небольшим перевесом голосов признали философа виновным. Теперь надо было назначить наказание. Закон не предусматривал в этом случае точной меры: судьи должны были выбрать между тем, что предложат обвинители, и тем, что предложит сам Сократ. Обвинители настаивали на смертной казни. От Сократа ждали, что он назначит себе крупный штраф. Но он отказался это сделать, ведь предложить штраф значило признать себя виновным. Более того, философ сказал судьям, что считает себя достойным награды – обеда за общественный счет. Уязвленные речами Сократа, судьи проголосовали за казнь.

Как гражданина Сократа не могли подвергнуть позорной казни: ему предстояло выпить яд. Из-за праздников казнь отложили, и друзья предлагали Сократу бежать. Он отказался, сказав, что не хочет нарушить закон и не знает места, куда можно убежать от смерти. В назначенный час мудрец выпил чашу с ядом. Перед смертью он попросил друзей принести Асклепию в жертву петуха, что обычно делалось в благодарность за выздоровление. Свою смерть, которую он считал освобождением от жизни, Сократ встретил совершенно спокойно.




Поделиться ссылкой