История самолетов-штурмовиков

Военные стремились эффективнее использовать авиацию для поддержки прорыва фронта. Для прицельных атак позиций врага с небольшой высоты бомбами и направленными вниз пулеметами создавались специализированные самолеты – штурмовики. Самый удачный штурмовик Первой мировой войны, «Юнкерс J-4», создал в 1917 г. немец Х.  Юнкерс. Машина, сближающаяся с наземными войсками, должна была выдерживать попадания пуль, в том числе зажигательных. Юнкерс первым применил в авиации созданный перед войной в немецком городе Дюрен легкий сплав – дюралюминий, более прочный, чем фанера, и негорючий. Кабина и бензобаки J-4 получили стальную броню.

Немецкий штурмовик «Юнкерс J-4»
Немецкий штурмовик «Юнкерс J-4»

К концу войны, когда неповоротливые цеппелины уже не могли спастись от истребителей и зенитного огня, задачи бомбежки объектов в тылу врага немцы, как и их противники, возложили на дальние бомбардировщики. Самые крупные самолеты такого типа – «Цеппелин-Штаакен» серии R (от нем. raisen — «гигантский»), построенные фирмой знаменитого графа-воздухоплавателя, имели от 3 до 6 моторов.

Двигатели самолетов этой серии размещались в фюзеляже, А привод от них шел к винтам, установленным на крыльях, парами – впереди тянущий, сзади толкающий. В ряде моделей на крыльях были оборудованы дополнительные места – гондолы для стрелков. Однако такие большие машины днем были легкой целью, и их стали использовать как ночные бомбардировщики.

Как штурмовик атакует?

Самолеты-штурмовики подлетают к цели на большой высоте — чтобы не быть замеченными. После визуального (на глаз) опознания мишени самолет стремительно пикирует. Поэтому первые штурмовики (времен Первой и Второй мировых войн) также назывались пикировщиками.

Летчик-штурмовик по внешнему виду определяет тип цели. Если это артиллерийские установки с расчетом, пехота и другие небронированные объекты, в ход идут авиационные пушки и пулеметы. До появления управляемых снарядов сброс бомб тоже требовал прицеливания и пикирования.

Штурмовики Второй мировой войны

Настоящим символом и одним из инструментов германского блицкрига стал штурмовик Ju-87 фирмы «Юнкере». Он назывался «Штукой» (сокращение от немецкого слова, в переводе обозначающего «пикирующий бомбардировщик»). За характерные обтекатели на нескладывающемся шасси советские солдаты прозвали его «Лаптежником». На первом этапе войны вой пикирующих «Штук» наводил на вражеских солдат ужас. Этот небольшой самолет нес до 2000 кг бомб, вместо них могла устанавливаться противотанковая пушка калибром 37 мм.

штурмовик Ju-87
Немецкий штурмовик Ju-87
Ганс Рудель
Лучший ас-штурмовик Второй мировой войны Ганс Рудель сражался на Ju-87.
Особенно эффективным оружием были штурмовики против вражеских танков. Собственно, пресловутый германский блицкриг (молниеносная война) — это не что иное, как стратегия, согласно которой тучи самолетов-штурмовиков налетают на вражеские войска и поражают танки и бронетехнику перед тем, как по врагу ударят полки армии.

В 1940 г. С. Илюшин создал самолет-штурмовик Ил-2, ставший самым массовым военным самолетом в истории. Ил-2 избавился от главных недостатков предшественников. Чтобы выдержать попадание пуль, штурмовик должен быть бронирован, и поверх прямых бронелистов на самолет навешивали обтекаемую дюралевую обшивку. Это сильно утяжеляло машины, мешая им развивать большую скорость и хорошо маневрировать. Илюшин облегчил конструкцию, изготовив центральную часть самолета непосредственно из бронелистов, которым по новой технологии стали придавать сложную обтекаемую форму.

Самым уязвимым местом прежних штурмовиков был радиатор охлаждения двигателя, который нельзя было бронировать, чтобы не перекрывать доступ воздуха, и попадание в незащищенный радиатор тут же выводило машину из строя. Илюшин спрятал радиатор внутрь корпуса, а воздух к нему подвел по кривому тоннелю, непроходимому для пуль. Чтобы пилот мог видеть наземные цели, кабину приподняли над корпусом, за что Ил-2 прозвали «горбатым».

Одноместный Ил-2. 1940–1941 гг.
Одноместный Ил-2. 1940–1941 гг.

Однако мощности поставлявшегося промышленностью двигателя не хватало для обеспечения тяжелому Ил-2 высоких скоростей и маневренности. Конструкцию сильно облегчили, уменьшив площадь бронирования и отказавшись от места для стрелка за спиной пилота. Лишь в 1942 г., форсировав мотор, в экипаж смогли вернуть стрелка для защиты задней полусферы, но его место осталось небронированным.

Эффективность Ил-2 заставила немцев возродить замороженный до войны проект штурмовика фирмы «Хеншель» Hs-129B. Он был лучше бронирован, чем русский «конкурент», а наличие двух моторов позволяло долететь до аэродрома даже в случае, если один подбивали. Однако Hs-129B строили по старой схеме – дюраль поверх брони. Поэтому, несмотря на отказ от места стрелка (из-за чего сзади штурмовик был уязвим) и очень тесную кабину пилота с плохим обзором, Hs-129B оставался тяжелым и медленным. Появившись в 1942 г. на фронте, эта машина не стала супероружием, да и выпустили Hs-129B в 45 раз меньше, чем «Илов».

Немецкий штурмовик «Хеншель» Hs-129B
Немецкий штурмовик «Хеншель» Hs-129B
Во время Второй мировой войны штурмовая авиация проявила себя исключительно эффективно. Большие стратегические бомбардировщики «утюжили» целые кварталы, расходуя бомбы тысячами тонн за один полет. В отличие от них штурмовики наносили точечные удары, тратя за раз одну-две небольшие бомбы или дав короткую очередь из пушки. Это как точный укол шпаги по сравнению с ударом кувалдой.

Современные штурмовики

Пилотам современных самолетов-штурмовиков незачем высматривать глазами цели на земле — это делает аппаратура обнаружения. Кроме того, современному штурмовику не всегда нужно пикировать на цель. В его боекомплекте имеются «умные» бомбы и ракеты. Они наводятся летчиком с борта самолета либо автоматически собственной системой самонаведения.

штурмовик A-10 Thunderbolt II
Современный штурмовик A-10 Thunderbolt II



Поделиться ссылкой