Качество дорожного покрытия — вот что в первую очередь интересует любого современного автопутешественника. Эту характеристику регулярно сравнивают в мировых рейтингах, а в автопрессе обсуждается вопрос о преимуществах той или иной технологии строительства. Чаще всего в качестве оппонентов выступают дороги США изготовленные главным образом из бетона, и трассы Старого Света, в основном снабженные традиционным асфальтовым покрытием.
Несмотря на преклонный возраст многих автомобильных трасс Европы, многие из них (в особенности легендарные немецкие автобаны) давно являются символами качества и надежности дорог, позволяющих автомобилям ездить с высокой скоростью. И хотя территории, по которым они проходят, очень сильно отличаются и по климатическим условиям, и по ландшафту, их строительство требует различных подходов, однако объединяют их обязательное наличие мощного морозостойкого основания (например, у немецких автомобильных дорог это почти двухметровая многослойная «подушка»), педантичное соблюдение строителями технологий, высокое качество используемых при строительстве материалов.
К сведению! «Рецепт» идеальной дороги описан еще в доавтомобильную эпоху шотландским инженером Джоном Макадамом. Согласно разработанной им технологии дороги следовало строить из дробленого камня и гравия, по принципу слоеного пирога. Такое покрытие получило название «макадам», а после того как в «пирог» для связки добавили гудрон (по-английски — tar) покрытие приобрела название «тармакадам» (или более привычное нам «тармак»)
Автомагистрали и городские дороги Европы оборудованы не только для комфорта водителей, но и для удобства и безопасности остальных участников дорожного движения. В подавляющем большинстве случаев они имеют велодорожки, огорожены специальными заборами, предотвращающими появление диких животных на проезжей части, и оборудованы подземными или надземными переходами, а в зонах выхода пешеходов на дорогу нанесено противоскользящее покрытие. Кроме того, во многих европейских странах законодательно утвержден так называемый поперечный уклон дорожного полотна. Как отмечают специалисты, дорога с таким серповидным профилем быстро высыхает после дождя, поскольку осадки стекают с нее. А еще (в отличие от России) езда по автомагистрали входит в обязательную программу обучения в автошколах.
В процессе строительства бетонного полотна американские строители выбирают почти метр грунта и в получившуюся траншею послойно укладывают и трамбуют «подушку» из гравия, песка и глины, поливая их известковым раствором. Затем поверх наносится несколько слоев асфальта, но это не покрытие для дороги, а подложка и гидроизоляция для бетонного полотна. Бетон заливается слоем около 30 см и армируется. В результате получается весьма прочное, долговечное и устойчивое к высоким нагрузкам полотно с эксплуатационным сроком службы 30—40 лет и минимальными расходами на содержание трассы.
Насколько бы качественно не была выполнена дорога, со временем на ней все равно появляются ямы и прочие повреждения. Ремонтами, как правило, занимаются компании, специализирующиеся на обслуживании автомагистралей. При этом особое внимание опять же уделяется технологии и качеству используемых материалов. Естественно, ни о какой укладке асфальта «в лужу» не может быть и речи. Точно так же не приветствуется и так называемый ямочный ремонт, а если и приходится к нему прибегать, то делают его исключительно планово, не дожидаясь появления выбоин. Поэтому в европейских странах при ремонте дороги обычно проводят замену сразу крупного участка дороги, а в США такого понятия, как ремонт, фактически не существует — пришедшую в негодность «бетонку» попросту ломают и перекладывают заново.