Лондонский кэб LTI ТХ

Знаменитое лондонское такси «черный кэб» так же хорошо известно в мире, как и лондонские двухэтажные красные автобусы, они своеобразные символы Великобритании наравне с Биг-Беном.

Такси и красный автобус Лондона на фоне Биг-Бена в пасмурный день. Лондон, Великобритания, 21 мая 2016 г.
Такси и красный автобус Лондона на фоне Биг-Бена в пасмурный день. Лондон, Великобритания, 21 мая 2016 г.

«Французы» на улицах Лондона

Оказывается, первые механизированные такси на улицах британской столицы Bersey Electric Taxi были на электрической тяге. В конце XIX в. их производила компания London Electric Cab Со, принадлежавшая бизнесмену Уолтеру Берси. Правда, век их был недолог и с появлением автомобилей, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, компания разорилась, как и многие другие производители электрических машин. Вскоре автомобили с «пламенным сердцем» полностью вытеснили Bersey Electric Taxi из области пассажирских перевозок. На смену им пришли автомобили Unic 12/14 HP, поставляемые в Великобританию французской компанией Unic. По некоторым подсчетам, уже к концу первого десятилетия XX в. количество «юник-кэбов» доходило до 80 % всего подвижного состава.

Unic L1 1924 г. на ралли Oldtimer, где участвуют старинные автомобили старше 80 лет. Ландсберг, Германия, 12 июля 2013 г.
Unic L1 1924 г. на ралли Oldtimer, где участвуют старинные автомобили старше 80 лет. Ландсберг, Германия, 12 июля 2013 г.

Восстановление национальной гордости

Естественно, такое положение дел в области пассажироперевозок не могло оставить равнодушными национальных автопроизводителей. Вскоре в битву за эксклюзивный контракт на выпуск такси для столицы вступили компания William Beardmore and Company шотландского промышленника Уильяма Бердмора и крупнейшая британская автомобилестроительная фирма Morris Motors, созданная Уильямом Моррисом. Считается, что именно автомобили этих компаний задали стандарты для лондонского такси — черный цвет кузова, низкий пол и место рядом с водителем без сиденья, предназначенное для багажа.

Первый автомобиль компании Morris Motors — Morris Oxford, получивший прозвище «bullnose» («бычий нос») за характерный закругленный сверху обвод радиатора
Первый автомобиль компании Morris Motors — Morris Oxford, получивший прозвище «bullnose» («бычий нос») за характерный закругленный сверху обвод радиатора

Явление Остина

Несмотря на неплохие технические характеристики и внешнюю привлекательность машин Morris Motors и William Beardmore and Company, главным их недостатком была высокая цена. И если это не препятствие для автомобиля, рассчитанного на индивидуального владельца, то для массовых закупок в качестве такси-кэбов это стало проблемой. Этим обстоятельством поспешила воспользоваться небольшая, но достаточно известная в Великобритании автомобилестроительная компания Austin Motor Company, образованная в 1905 г. Гербертом Остином. При финансовой поддержке крупной лондонской компания такси Mann & Overton специалисты Austin в 1929 г. создали машину Austin 12, которая идеально подходила под такси и заметно отличалась от конкурентов стоимостью.

Автомобиль Austin 12 1932 г. Фуншал, Португалия, декабрь 2017 г.
Автомобиль Austin 12 1932 г. Фуншал, Португалия, декабрь 2017 г.

Обновленный Austin

После Второй мировой войны стало очевидным, что автомобили, составлявшие парк столичного такси, сильно устарели и морально, и технически. В результате специалисты Austin Motor Company создали целую серию машин FX, наиболее удачным из которых оказалось разработанное в 1948 г. такси-кэб Austin FX3. Этот автомобиль оказался настолько удачным, что находился в производстве вплоть до 1958 г., и лишь затем был заменен на более совершенную модель Austin FX4.

Austin FX3 Taxi 1957 г. на выставке классических автомобилей. Уорминстер, Великобритания, 3 апреля 2015 г.
Austin FX3 Taxi 1957 г. на выставке классических автомобилей. Уорминстер, Великобритания, 3 апреля 2015 г.

И наконец-то LTI ТХ

В 1970-х гг. практически все лондонские такси были Austin FX4. В 1982 г. старейшая британская компания Carbodies Ltd. выкупила право на их производство и продолжила выпуск, но уже под именем Carbodies FX4. Однако через два года лицензию на автомобиль перекупил крупнейший лондонский такси-оператор London Taxis International (LTI), у истоков которого, кстати, стоял Mann & Overton. В результате дальнейшее производство автомобиля шло под названием LTI FX4, которое в 1997 г., после модернизации автомобиля, заменили на LTI ТХ1, в котором ТХ — сокращение от taxi. Одной из главных отличительных особенностей автомобиля было и остается его «чемпионская» высота — 1830 мм. Это обусловлено тем, чтобы пассажир, садясь в машину, мог не снимать шляпу-цилиндр. А в 2007 г. на улицах Лондона появилась более комфортабельная версия LTI ТХ4, которая и по сей день является основным такси британской столицы.

Такси Лондона, или «черный кэб», ТХ4 около улицы Чичели. ТХ4 — специально созданное такси, выпускаемое The London Taxi Company. Лондон, Великобритания, 12 июня 2015 г.
Такси Лондона, или «черный кэб», ТХ4 около улицы Чичели. ТХ4 — специально созданное такси, выпускаемое The London Taxi Company. Лондон, Великобритания, 12 июня 2015 г.



Поделиться ссылкой