Боевые роботы и дроны

Исторически преимущество в вооруженном конфликте в основном оказывалось за тем, у кого оружие новее, и вряд ли ситуация изменится. Более того, в некоторых местах цена убийства растет, а желание людей умирать, пожалуй, уменьшается, и акцент смещается на применение технологии и полное исключение человеческого контакта с врагом.

Войны когда-то сводились к шеренгам и колоннам вооруженных мужчин. Чуть погодя война стала делом пулеметов и артиллерии, позднее — танков и самолетов. Но в будущем войну будут вести сетевые организации умельцев, на расстоянии управляющих приборами, в том числе и полуавтономными. Иными словами, мы в некотором смысле удаляемся от мира громоздкого военного железа и крупных физических целей поражения к такому миру, в котором скрытые атаки и кибервылазки нацелены на уничтожение отдельных людей или элементов городской инфраструктуры. Целью таких атак будет не масштабное физическое уничтожение, а кратковременное выведение противника из строя и создание хаоса, от которых у политиков и общества делается печаль и нервотрепка. Таково слабое место нашего цифрового века: опора на технологии вообще и сетевые в частности.

«Либо война устарела, либо человек» Ричард Бакминстер Фуллер (1895-1983), американский инженер, изобретатель, архитектор, дизайнер, футуролог

Война будущего

Мы станем чаще слышать именно о кибервойнах, поскольку все — от авиадиспетчерских служб до энергосистем, финансовых рынков, телекоммуникаций, водоснабжения и правительственной компьютерной сети — сейчас управляется компьютерами и поэтому уязвимо для атак. Один ветеран Второй мировой войны отмечал: «В наши дни заставить страну капитулировать можно и без ядерной бомбы — достаточно отрубить электричество на неделю». Подобные тактики лучше всего подходят неформальным террористическим группировкам и являются примером так называемой несимметричной войны: в ней формальная мощь одной воюющей стороны существенно отличается от таковой у противника.

Кибервойна — зачастую форма асимметричных боевых действий, но она не сводится лишь к ратному делу. Цена выигрыша и проигрыша в бизнесе продолжает расти, и также возрастает искушение применить киберпространство для кражи коммерческих тайн и интеллектуальной собственности. Более того, поскольку повседневная жизнь сдвигается в сторону «облачности» — методу коллективного удаленного хранения и предоставления информации по требованию, — последствия цифровых неполадок или нарушения электронной безопасности (будь то по заданию правительств или по инициативе политизированных компьютерных гениев — борцов за справедливость или активистов-хакеров) колоссальны. А в Китае пользователей интернета больше, чем в США, и поэтому хакеров тоже больше. Это предполагает уйму возможностей для киберпреступлений и жестко скоординированного электронного шпионажа, а они отчасти, несомненно, направлены против американских военных объектов и оборонной промышленности.

«Понятия не имею, чем будут воевать в Третьей мировой войне, но в Четвертой воевать будут палками и камнями» Альберт Эйнштейн (1879-1955), американский физик-теоретик, лауреат нобелевской премии

Боевые роботы — еще один пример полуавтономной войны, и более 50 правительств по всему миру активно вкладываются в разработку роботизированных машин-убийц. В некоторой степени это происходит благодаря возрастанию «ценности» человеческой жизни — спасибо общественному мнению, правовой поддержке и необходимости выигрывать на выборах, что означает некоторое нежелание правительств рисковать здоровьем и жизнью населения. Противники таких разработок заявляют, что автоматизация уменьшит стоимость и эмоциональные затраты на ведение войн и войны из-за этого станут происходить чаще. Учтем и ошибки в распознавании: очень непросто научить машины различать военные и гражданские объекты — особенно в тех случаях, когда решения открывать огонь или нет принимаются автоматически. Сторонники роботизированного вооружения возражают, что умные боевые машины гораздо внимательнее к правилам ведения боя и не склонны действовать под влиянием гнева или злонамеренности. К тому же они не паникуют.

Смахивает на научную фантастику? На самом деле развитие роботизированного вооружения только началось. К примеру, машина, созданная Вооруженными силами США, — блуждающий травоядный робот. Он известен как «EATR» (энергетически автономный тактический робот), умеет собирать сырую биомассу—листья, ветки и траву — и превращать их в топливо для своего парового двигателя. Робот снабжен программой, позволяющей отличать съедобное от несъедобного, и оборудован манипулятором с лазерным наведением, которым собирает биомассу и помещает ее в загрузочное отверстие, соединенное с двигателем внутреннего сгорания, который, в свою очередь, питает бортовой аккумулятор. Зачем все это? Во-первых, войны завязаны на энергообеспечение (солдаты все больше полагаются на аккумуляторные приборы), а во-вторых, войны частенько ведутся в удаленных местах, где легко прервать любое снабжение.

«EATR» (энергетически автономный тактический робот)
«EATR» (энергетически автономный тактический робот)

Друг или враг?

Если говорить о дронах (беспилотных летательных аппаратах), пока они скорее разведывательные устройства, а не оружие. Грузоподъемность у них обычно невелика, их легко сбить с земли — они медленные. Но через пару-другую десятилетий все изменится. Вообразите, к примеру, скоммутированных между собой дронов, настолько маленьких и чутких, что они смогут залететь в дом через открытое окно и собрать информацию о помещении, перелетая из комнаты в комнату. Их также можно использовать для наблюдения за дорожной обстановкой, лесными пожарами, скотом, для преследования преступников и т. д. Мы еще увидим роботизированных насекомых с размахом крыльев в 3 см, которые смогут собирать информацию эффективнее спутников или доставлять крошечные биологические или химические грузы.

А если США утеряют ведущие позиции в развитии дроновых технологий и страны начнут превентивно нападать друг на друга или террористические группировки примутся атаковать дронами гражданские объекты? Вообразите смешение всего со всем — будущий военный комплекс: оружие с сенсорными мониторами, беспилотные летательные аппараты с дистанционным управлением и роботов, контролируемых джойстиками. Или вот такое: «Дисней» и Голливуд объединяются и объявляют войну талибам — при помощи стереоочков, гаптических перчаток, симулирующих осязание, и «обонятельных воротов», генерирующих микровыхлопы бездымного пороха.

Произойдет ли все это на самом деле? Вполне вероятно — благодаря бережливости и желанию сохранять людям жизнь. Однако нетрудно представить, что невольным последствием такого развития событий окажется отрыв от реальности, здравой оценки рисков в реальной жизни и ее понимания — не только у солдат, но и у политиков.

Терминаторы: Восстание машин

Уже существующее или находящееся в разработке роботизированное оружие:

  • «ТроуБот» — двухколесное транспортное средство, которое можно забросить вручную в помещение и при помощи видеокамеры проверить, нет ли внутри противника.
  • «LS3» (шагающий аппарат поддержки отделения) — четырехногий робот, на котором можно перевозить одного солдата или до 180 кг оборудования на расстояния до 32 км.
  • «ПэкБот» — устройство с дистанционным управлением, преимущественно для обезвреживания взрывных устройств.
  • «Ариес» — маленькая подводная лодка с дистанционным управлением.
  • «SMSS» (роботизированный аппарат поддержки отделения) — беспилотное наземное транспортное средство.
  • «Maars» (модульная усовершенствованная вооруженная роботизированная система) — беспилотное вооруженное наземное транспортное средство размером с газонокосилку.
  • «Глоубал Хок» — беспилотный летательный разведаппарат.
  • «MQ-9 Рипер» — еще один беспилотный летательный аппарат.
ПэкБот
ПэкБот
Maars
Maars

Последние два — предмет особого интереса: дроны (беспилотные летательные аппараты), представители занятного гибрида человеческого и машинного разума, бесшумны, дешевы и смертельно опасны.

Наблюдать, но необязательно — делать

2022 год. Армия США запускает игру «К оружию V». В течение нескольких недель игра становится самой скачиваемой за всю историю компьютерных игр и зарабатывает 700 млн долларов в первый же день продаж, тем самым побивая кинофильм «Аватар VI», запущенный одновременно и заработавший всего каких-то 270 млн на скачиваниях в день премьеры.

«К оружию V» разработало американское правительство для привлечения новобранцев в ряды вооруженных сил. Однако, как бы ни была привлекательна игра для ключевого сегмента аудитории — 16-24 года, — ей удается довести до призыва совсем немногих, потому что большинство предпочитает сидеть дома и играть в войнушку на компьютере.




Поделиться ссылкой