Гольбейн — это исключительно немецкий кинжал, возникший благодаря классическим художникам эпохи Возрождения.
Великолепные образцы этого грозного оружия изображены на многочисленных картинах известных швейцарских живописцев Урса Графа (1485-1526) и Ганса Гольбейна-младшего (1497-1543). Последний, как и его семья (художественный клан Гольбейнов), настолько повлиял на дизайн гольбейна, что кинжал назвали в его честь.
Это уникальное мировое явление. Пожалуй, не было в истории иного образца холодного оружия, которое получило бы имя художника.
«Предок» гольбейна — кинжал базелард. Гольбейн и Граф уменьшили его, сделали более изящным и приспособили для скрытого ношения. Кроме того, они предложили богато украшать кинжалы. Естественно, все это подходило лишь знати, а не простым горожанам, наемникам или рудокопам. До XIX в. в Базеле в собрании Кристиана фон Мехеля хранился эскиз ножен швейцарского кинжала 1540 г. под названием «Пляска смерти» (сейчас он находится в Берлинском Государственном музее), выполненный Гольбейном. Глядя на изображение, очевидно, что этот великолепный предмет не может принадлежать простолюдину. Можно сказать, что Гольбейн и Граф превратили базелард — исключительно боевое оружие — в элемент костюма богатого аристократа.
Гольбейн получил широкое распространение в немецкоязычных странах (Швейцарии, Германских государствах, Австрии, Чехии, Голландии и Италии), а для Англии, Франции, Испании и Португалии характерен не был.
В XVIII—XIX вв. артиллеристы некоторых европейских армий использовали тяжелые ножи-тесаки, внешне похожие на гольбейны, в качестве так называемых фашинных ножей.
Второе рождение швейцарского кинжала пришлось на первую половину XX в. Лидеры нацистской Германии, громогласно заявлявшие об «арийском происхождении», «нордическом характере» и «преемственности эпох», позаботились о том, чтобы на основе гольбейна разработали известные кинжалы членов SS, SA и NSKK*. При этом первоначальный дизайн скопировали почти полностью, что подпортило репутацию знаменитого ножа на все послевоенные годы.