Кусунгобу и кайкэн

Согласно древнему самурайскому кодексу бусидо жизнь — это нечто иное, как подготовка к смерти. По мнению японцев, почетнее всего пасть на поле боя от меча противника или совершить ритуальное самоубийство — сэппуку, вспоров себе живот, в котором, по восточным поверьям, обитает душа человека.

Кусунгобу

Таким образом самурай показывает чистоту помыслов, внутреннюю правоту и мужество перед лицом боли и смерти, то есть сэппуку для него — последнее оправдание перед небом и людьми.

Специальным инструментом для самоубийства стал нож кусунгобу (кусингобэ) — специализированный вариант малого меча вакизачи. У него не было цубы (аналога европейской гарды у японского клинкового оружия), а габариты по сравнению с прототипом уменьшились, в частности длина кусунгобу составляла точно 9,5 сун (примерно 29,7 см). Кроме того, нож получил более тонкое острие, предназначенное для сильного резкого удара. Рукоять и ножны традиционно выполняли в белом цвете, символизирующем смерть, хотя известный мастер мог отступить от этого канона.

Появление дополнительного оружия в арсенале самурая можно объяснить только одним: безграничным стремлением японцев к упорядоченной жизни, каждый шаг которой регулируется определенным правилом.

Кусунгобу — статусный японский нож
Кусунгобу — статусный японский нож, атрибут ритуального самоубийства — крайне важного для самураев, но странного на европейский взгляд обряда

Танто, например, такого же размера, что и кусунгобу, он не повреждает позвоночник, не нарушает красивого обычая и вполне подходит для самоубийства (что подтверждают реальные случаи, когда самураям приходилось выполнять сэппуку на поле боя или в иных исключительных обстоятельствах). Однако таковы были порядки средневековой Японии — если появлялся новый ритуал, для него создавали особое оружие. В комплект кусунгобу входила токонома — коробочка для хранения ножа, располагавшаяся обычно на подставке для меча.

Кусунгобу, подготовленный к сэппуку
Кусунгобу, подготовленный к сэппуку

Женский аналог кусунгобу назывался кайкэн. Женщины, в отличие от воинов, не вспарывали себе животы, а вскрывали вены на шее (иногда друг другу, что допускалось).

«Уходя из жизни посредством меча, доблестный муж всегда рисковал всадить его глубже, чем следует, повредив позвоночник и нарушив красивый обычай некрасивым падением... Короткий нож исключал подобный финал, позволяя с блеском завершить процедуру и порадовать зрителей четкостью ритуала». Японский меч. Десять веков совершенства. В. Н. Хореев

Оба ножа считались фамильными ценностями и передавались из поколения в поколение. Кайкэн своей невесте дарил на свадьбе жених. Кроме того, мать могла отдать его дочери, если последняя хотела уйти из жизни до замужества.

Кайкэн — женская модификация кусунгобу
Кайкэн — женская модификация кусунгобу. Этот кинжал, судя по характерной конструкции рукояти, переделан из кинжала танто

Ритуальное самоубийство

Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия, со Средних веков в Японии называется сэппуку, или харакири. Оба слова на японском пишутся одинаково, но в первом случае сначала пишется иероглиф «резать», а потом «живот», во втором — наоборот. В Японии более известное слово «харакири» является разговорной формой и имеет уничижительный оттенок.

Воин готовится совершить сэппуку. Куникадзу Утагава. 1850-1860
Воин готовится совершить сэппуку. Куникадзу Утагава. 1850-1860

Сэппуку совершали по приговору как наказание или добровольно, если была затронута честь самурая, в знак его верности господину и т. д. Этот обычай возник во второй половине XII в. вместе с особым сложным ритуалом, один из важных моментов которого состоял в том, чтобы помощник самоубийцы (обычно его лучший друг) в нужный момент одним взмахом меча отрубал ему голову.




Поделиться ссылкой