Лайнер

Лайнер — пассажирское судно, которое совершает рейсы по заранее объявленному расписанию («стоит на линии», осуществляет морское сообщение между портами). Сегодня лайнеры в подавляющем большинстве обслуживают туристические круизы.

Лайнер

Путешествия на лайнерах начались в 1816 г. Первые лайнеры ходили под парусами. Их называли почтовыми, потому что они перевозили почту и заодно брали пассажиров. Положение в области морских пассажироперевозок существенно изменилось после появления пароходов, а затем и теплоходов.

Вместо небольших кораблей начали строить комфортабельные суда-гиганты. В наши дни большинство людей предпочитает воздушное сообщение морскому, поэтому крупные пассажирские суда чаще всего используются в качестве туристических. Их называют круизными лайнерами.

Лайнер отличается от обычного круизного судна формой корпуса, лучшими мореходными качествами, повышенной мощностью двигателей и более высокой скоростью. В отличие от круизных паромов, преодолевающих относительно короткие расстояния, лайнеры ходят на длинные морские дистанции, порой между континентами. До начала регулярного воздушного сообщения лайнеры предоставляли пассажирам самую быструю возможность преодоления океанов.

Как устроен круизный лайнер?

Корпус лайнера собирают из больших секций — блоков — весом в несколько десятков тонн. Корпуса больших лайнеров изготавливают из стали, а многие малые суда могут иметь корпус из легких алюминиевых сплавов или пластмассы. Для повышения плавучести корпус чаще всего разделен непроницаемыми переборками на отсеки.

В случае пробоины переборки не дают воде затопить все отсеки. Гребной винт во время вращения изогнутыми лопастями отталкивает воду назад (или вперед) от кормы корабля и тем самым придает судну движение вперед или назад. На первых пароходах вместо гребного винта устанавливали колеса с прямыми лопастями.

Устройство пассажирского лайнера
Устройство пассажирского лайнера

Руль при повороте отклоняет воду позади судна. Когда вода изменяет свое направление, возникающие силы поворачивают корабль в нужном направлении. Киль проходит в самой нижней части днища по всей его длине и обеспечивает продольную прочность корпуса.

В зависимости от размеров и назначения суда могут иметь несколько палуб. Верхняя палуба служит водонепроницаемым перекрытием и обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость корабля. Надстройки расположены над верхней палубой и могут иметь несколько ярусов. На них размещаются рубки управления и всевозможные хозяйственные и жилые помещения.

Пароход-гигант

Наиболее известным круизным судном в XX в. стал английский лайнер «Титаник», который на момент своей постройки являлся крупнейшим пассажирским пароходом в мире. Судно было спущено на воду в 1911 г. Этот гигант имел водоизмещение 46 000 т, длину 269 м и ширину почти 30 м и по комфортабельности превосходил лучший отель.

Скорость «Титаника» могла достигать 25 узлов (примерно 46 км/ч). 14 апреля 1912 г. «Титаник», имея на борту 2207 пассажиров и членов команды, отправился в свой первый рейс через Атлантический океан. Четыре дня спустя судно-гигант врезалось в огромный айсберг. В его борту образовалась трещина почти в сто метров длиной, и пароход затонул.

«Титаник»

Прекрасная «королева»

В 2003 г. был построен английский круизный лайнер «Куин Мэри 2». На момент спуска на воду он был самым большим пассажирским кораблем в мире. Его длина достигает 345 м, ширина — 41 м, а водоизмещение — 76 000 т. На борту лайнера метут разместиться 2620 пассажиров. Для комфортной поездки в их распоряжении находятся 5 бассейнов, 20 ресторанов, теннисный корт, 2 кинотеатра, торговый центр, казино, библиотека, бальный зал, театр, планетарий и даже площадка для вертолета. Силовая установка лайнера состоит из четырех двигателей общей мощностью 157 000 л. с., что позволяет этому гиганту развивать скорость до 30 узлов (примерно 56 км/ч).

Круизный лайнер «Куин Мэри 2»
Круизный лайнер «Куин Мэри 2»

«Очарование морей»

Одним из крупнейших в мире по габаритам, тоннажу и количеству пассажиров является лайнер «Очарование морей». В свой первый рейс он отправился в 2010 г. При длине 360 м судно имеет ширину 60 м и способно взять на борт 6400 пассажиров. Водоизмещение этого гиганта равно 225 000 т, и движет его силовая установка, состоящая из трех дизельных моторов общей мощностью 97 000 л. с. Максимальная скорость лайнера «Очарование морей» равна 22,6 узла (около 42 км/ч). Эта «плавучая гостиница» поражает не только своими размерами, но и роскошью и комфортом.




Поделиться ссылкой