Палубная ладья, или речное боевое судно, Изяслава Мстиславича

Князь уже независимого Киевского княжества Изяслав II Мстиславич (ок. 1097 — 1154) попытался на основе обычной славянской набойной ладьи сделать речной боевой корабль со своеобразной броней. Для этого он сохранил общую конструкцию ладьи, но разделил ее по вертикали специально выполненной деревянной палубой. Под ней размещались гребцы, находясь как бы в изолированном отсеке, защищавшем их от противника и неблагоприятных погодных условий. Это отделение было дополнительно обшито досками, что увеличивало неуязвимость находящихся на нем людей хотя бы потому, что наружу через специальные отверстия выступали лишь весла, причем расположенные неравномерно по длине ладьи. Не зря летописец, оценивая изобретение Изяслава, отметил, что он «исхитрил ладьи изрядно».

Речное боевое судно киевского князя Изяслава Мстиславича. 1151 г. О. Н. Карташев. ХХ в. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Речное боевое судно киевского князя Изяслава Мстиславича. 1151 г. О. Н. Карташев. ХХ в. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Характеристики

  • Длина/ширина: около 30 м/до 8 м.
  • Осадка/водоизмещение: до 1,5 м/около 300 т.
  • Экипаж: до 200 чел. (50–80 воинов).

Конструкция

Носовая и кормовая части палубной ладьи были выполнены симметрично и резко подняты и соединены с палубой в виде специальных боевых площадок — помостов. Через их нижнюю часть, в которой находились своеобразные каютные и складские помещения, проходили и рулевые весла. На помостах и просторной палубе располагались воины, готовые к абордажу, и лучники, которые завязывали бой с противником на дальней дистанции.

Высота борта в середине палубной ладьи была увеличена. Количество воинов не уменьшилось, но они получили надежную защиту и возможность более эффективно вести стрельбу по врагу или перескакивать на его корабли. Наличие носового и кормового рулевых весел позволяло ладьям Изяслава идти с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, проявляя настолько отличную маневренность, что судно могло развернуться на 180° буквально на месте. Такое качество было весьма ценным во время боевых действий на реках.

Но за все следует платить: речные «деревянные броненосцы» Изяслава лишились парусов — места для мачты на борту просто не оставалось. Да и на воде эти защищенные боевые суда вели себя инертно — их скорость уступала традиционным ладьям. Нагрузка же на одного гребца в несколько раз возросла, и на весельную банку пришлось сажать по 2-3 человека. Впрочем, защищенные ладьи Изяслава Мстиславича для действий на Днепре — основного их предназначения — подходили идеально.

Сражения

В конце апреля 1151 г. Изяслав использовал свою «бронированную флотилию» при обороне переправ на Днепре около Киева. В результате войска Юрия Долгорукого — претендента на киевский престол и основателя Москвы — так и не смогли переправиться на высокий правый берег и взять город. С военной точки зрения это сражение окончилось вничью, но политически выиграл Изяслав, сохранив за собой великокняжеский престол. Правда, ненадолго: 14 ноября 1154 г. первый восточнославянский конструктор боевых кораблей и флотоводец неожиданно скончался.




Поделиться ссылкой