Секретное оружие русского флота. 1856—1878 гг.

Ситуация, сложившаяся в ходе Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., удивляла и пугала всех. Англичане опасались выхода русских кораблей из своих балтийских баз в направлении Лондона или рейдов черноморских пароходофрегатов к местам разгрузки британских и французских судов в районе Балаклавы и Феодосии. Французы были в бешенстве от того, что, несмотря на сосредоточение колоссальных сил, российский флот не удавалось уничтожить. Русские моряки были недовольны своей пассивностью.

Океанские клиперы-рейдеры

В ходе балтийской кампании ряд русских морских офицеров предлагали развернуть против Англии крейсерскую войну. Так, находившийся в Соединённых Штатах адъютант командующего флотом капитан-лейтенант А. С. Горковенко направил в феврале 1854 г. своему шефу, генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу, докладную записку о необходимости закупки в этой стране и срочного вооружения быстроходных клиперов. Экипажи для них предполагали взять с Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Путятина, после чего неожиданно для противника вывести корабли на британские коммуникации. И хотя «государю сия идея понравилась», практическую реализацию она получила позже. Способствовали этому удачные действия русских моряков на Тихом океане и полностью готовые к реализации новых проектов верфи Санкт-Петербурга и Архангельска.

Портрет великого князя Константина Николаевича. Неизвестный литограф. 1850-е
Портрет великого князя Константина Николаевича. Неизвестный литограф. 1850-е. Именно при этом венценосном руководителе русский флот крайне быстро оправился от неудач Крымской (Восточной) войны и после проведения ряда преобразований превратился в современный паровой и броненосный

В разгар Крымской войны, в июне 1855 г., великий князь Константин Николаевич поручил начальнику казенных Адмиралтейских заводов инженер-генералу А. Я. Вильсону подготовить рекомендации по строительству к марту 1856 г. 6 вооруженных клиперов. Уже 2 сентября они были направлены для исполнения. Общее техническое руководство проектированием и строительством клиперов и их механизмов возложили на талантливого изобретателя, прославившегося экстренным строительством 38 канонерок (шестаковок) для Балтийского флота, капитана II ранга и будущего адмирала И. А. Шестакова. Выдающийся военно-морской стратег, он в 1855 г. предложил начать крейсерскую войну против Англии.

В морозную ночь 5 января 1856 г. в Архангельске были заложены первые парусно-винтовые клиперы — боевые корабли абсолютно нового класса: «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Пластун», «Опричник», «Наездник». Степень секретности и скорость строительства этих кораблей была такой, что даже в официальных документах их называли винтовыми шхунами или лодками, а уже к концу июня первая четверка начала проходить испытания в Белом море.

Клипер «Джигит» первой серии. 1857
Клипер «Джигит» первой серии. 1857

Под парусами, в крутой бейдевинд, корабли показали скорость в 7 узлов. При этом, несмотря на штормовую погоду, их палубы были совершенно сухими. Через месяц, 29 июля, все корабли направились вокруг Скандинавии в Кронштадт для монтажа машин, куда и прибыли в начале сентября. При этом «Джигит» свои паровые котлы вез в разобранном состоянии.

Последние 2 клипера, получив свои паровые машины в Архангельске, 15 августа вышли на испытания, после чего 12 сентября отправились на Балтику. Сложная ледовая обстановка заставила их зимовать в Копенгагене. Впрочем, это не имело особого значения — к началу марта 1857 г. все 6 клиперов были готовы к выходу в океан.

Первая серия русских клиперов внешне напоминала обычные коммерческие суда. Но их основное орудие имело удивительную по тем временам бронепробиваемость — с дистанции 100 саженей (213 м) его снаряд пробивал 114-миллиметровую броню, то есть было способно противостоять любому из британских броненосцев.

Фрегат «Громобой». 1860–1870
Фрегат «Громобой». 1860–1870

Одновременно с клиперами и так же быстро строились парусно-винтовые корветы и фрегаты. В 1856-1865 гг. на русских верфях сошли на воду фрегаты «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Севастополь».

В США был заказан новейший по тем временам фрегат «Генерал-адмирал». Франция построила для России корвет «Баян», а на балтийских верфях сошли на воду корветы «Боярин», «Новик», «Воевода», «Гридень», «Посадник», «Медведь», «Вол», «Рында», «Калевала», «Богатырь», «Варяг», «Витязь», «Аскольд». Одновременно, правда, в качестве учебных, достроили и несколько линейных кораблей с паровыми машинами и винтами.

Это был уже совершенно новый флот — паровой и винтовой, но с парусным вооружением в качестве основного элемента движения и разнообразной гладкоствольной артиллерией, где наряду с новейшими и крупнокалиберными бомбическими пушками имелись совсем устаревшие 24- и 36-фунтовки, стрелявшие обычными ядрами и картечью.

Первыми вышли корабли традиционных классов. Уже 8 июля 1857 г. из Кронштадта в Тихий океан направился фрегат «Аскольд» под командованием флигель-адъютанта И. С. Унковского — знаменитого командира «Паллады», а 19 сентября в дальневосточные воды впервые в истории русского флота отправилась эскадра, получившая название Амурского отряда, под командованием капитана I ранга Д. Н. Кузнецова в составе корветов «Воевода», Новик», «Боярин», новейших клиперов «Джигит», «Пластун», «Стрелок», а также специальное судно снабжения — транспорт «Николай I», предоставленный Морскому ведомству Российско-Американской компанией.

Поход на Тихий океан

Выход целой русской эскадры с Балтики был реальным боевым походом. Учитывая сложность отношений с Англией, приказ на начало военных действий мог поступить в любой момент. Тогда русским морякам пришлось бы впервые сражаться на океанских просторах, поэтому корабли неслучайно шли в основном под парусами, экономя уголь. Так, за 321 день похода из Кронштадта в залив Де-Кастри клипер «Джигит» из 190 ходовых суток всего лишь 15 дней и 9 часов шел под машиной только в штиль и безветрие.

Русские клиперы имели и еще одну секретную характеристику. Под машиной они могли идти 10 суток, тогда как почти все британские корабли того времени лишь 5.

В июле 1858 г. в поход на Тихий океан отправился 2-й Амурский отряд (корветы «Рында» и «Гридень», клипер «Опричник») под командованием капитана I ранга А. А. Попова, а в конце августа 1859 г. ушел и 3-й (корвет «Посадник», клиперы «Наездник» и «Разбойник»). Чтобы затруднить британскому Адмиралтейству слежение за русскими боевыми кораблями, в дальневосточные воды все они шли раздельно.

Служба в Средиземном море

Однако российское командование выводило свои корабли не только в Тихий океан. Куда важнее было присутствие в Средиземном море. Уже 8 октября 1856 г. из Кронштадта вышла эскадра контр-адмирала А. Е. Беренса в составе парусно-винтового линейного корабля «Выборг», парусно-винтового фрегата «Полкан», парусного фрегата «Кастор» и брига «Филоктет». Вскоре к ним присоединился параходофрегат «Олаф». Из состава эскадры «Выборг», «Кастор» и «Олаф» уже летом 1857 г. вернулись в свои базы, через год в Кронштадт пришел «Филоктет», и только «Полкан» возвратился в родные воды в июле 1859 г. Интересно, что это был последний поход русского корабельного соединения, где в качестве боевых единиц использовались одни парусники. Отныне в дальние походы в качестве боевых эскадр отправлялись исключительно паровые корабли. Хотя иногда встречались и исключения.

Парусно-винтовой корабль «Выборг» и фрегат «Кастор» у Виллафранка-Тиррены (Сицилия). Иллюстрация из журнала Universe. Париж. 1858
Парусно-винтовой корабль «Выборг» и фрегат «Кастор» у Виллафранка-Тиррены (Сицилия). Иллюстрация из журнала Universe. Париж. 1858

Летом 1858 г. на замену фрегатам Беренса в Средиземное море отправилась первая полноценная эскадра новейших паровых кораблей русского флота под командованием контр-адмирала В. И. Истомина. В ее состав входили парусно-винтовой линейный корабль «Ретвизан», парусно-винтовой фрегат «Громобой», пароходофрегат «Рюрик», а также новейшие корветы «Баян» и «Медведь». Поскольку эскадра оказалась в самой гуще европейских катаклизмов — в 1858-1860 гг. шло объединение Италии, — у Неаполя постоянно находились русские военные корабли. Учитывая важность стоящей перед ними миссии, в декабре 1858 г. эскадру лично возглавил великий князь Константин Николаевич.

Летом 1859 г. корабли эскадры ушли в Россию, однако на Средиземном море уже оперировала новая эскадра русского военного флота во главе с контр-адмиралом Фёдором Давыдовичем Нордманом. В ее составе был парусно-винтовой линейный корабль «Гангут», фрегаты — парусновинтовой «Илья Муромец» и парусный «Светлана», а также пароходофрегат «Олаф».

Русская эскадра под флагом великого князя Константина Николаевича на рейде Тулона. Иллюстрация из журнала Universe. Париж. 1858
Русская эскадра под флагом великого князя Константина Николаевича на рейде Тулона. Иллюстрация из журнала Universe. Париж. 1858
На палубе фрегата «Светлана». А. К. Беггров. 1883. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
На палубе фрегата «Светлана». А. К. Беггров. 1883. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Средиземноморские эскадры лишь обозначали присутствие России и ее интересов в этом регионе. На Тихом же океане российские корабли физически их защищали, хотя однажды чуть было не развязали войну.

Действия на Тихом океане

Успехи русского флота

В 1860 г. Англия и Франция напали на Китай. Их корабли были сосредоточены в Печилийском заливе — всего лишь в 150 милях южнее российской границы. Однако планы англичан и французов были куда масштабнее — захват территории в районе залива Посьет и как минимум острова Цусима. Возможно, им это и удалось бы совершить, если бы не новый командующий русскими корабельными соединениями на Тихом океане — 34-летний капитан I ранга Иван Фёдорович Лихачёв. Он 11 апреля 1860 г. прибыл на транспорте «Японец» в залив Посьет и, осмотрев бухту, назвал ее Новгородской, поскольку объявил эти территории российскими. Оставив там команду из 21 человека под началом лейтенанта П. Назимова, Лихачёв вернулся на эскадру. Узнав об этом подвиге молодого командующего, великий князь Константин Николаевич отписал бравому офицеру: «Ты совершенный молодец! Государь в высшей степени доволен твоей находчивостью и распорядительностью...»

Летом корабли эскадры И. Ф. Лихачёва бросили якоря в порту Таку Печилийского залива — в 150 км от Пекина, гораздо раньше англичан и французов. Это открыло дорогу к переговорам китайского правительства с русскими дипломатами, по результатам которого 2 октября I860 г. был заключен Пекинский договор. По нему формально присоединенные к России в 1858-1860 гг. земли Уссурийского и Амурского края отходили к Российской империи, в том числе и заливы Посьет и Петра Великого (там в бухте Золотой Рог в 1860 г. был основан крупнейший русский город на побережье Тихого океана, а также главная база российского Тихоокеанского флота — Владивосток). Сам же Лихачёв стал в 35 лет самым молодым контр-адмиралом русского флота.

Вице-адмирал И. Ф. Лихачёв. 1875
Вице-адмирал И. Ф. Лихачёв. 1875
Командир клипера «Посадник», а впоследствии контр-адмирал российского флота Н. А. Бирилёв (1829–1882)
Командир клипера «Посадник», а впоследствии контр-адмирал российского флота Н. А. Бирилёв (1829–1882)

Впрочем, успехи Лихачёва на этом не закончились. По его приказу 20 февраля 1861 г. клипер «Посадник» под командованием капитан-лейтенанта Николая Алексеевича Бирилёва ушел к острову Цусима. Русские моряки, высадившись на берег залива Асо 1 марта, создали лагерь и лазарет, а 27 марта на остров прибыл Лихачёв. Он выказал Бирилёву благодарность, после чего убыл к эскадре, а затем в будущий Владивосток. Там он выступил с предложением создать на острове Цусима незамерзающий порт.

Инцидент на острове Цусима

Месторасположение острова Цусима
Месторасположение острова Цусима, чуть было не ставшего в 1861 г. владением России и ее мощной военно-морской базой

Между тем японское правительство вступило в переговоры одновременно и с русскими, и с английскими дипломатами. Однако истинным намерением военного правительства Японии был захват фактически независимого в ту пору острова Цусима. То же планировали и британцы. Опасаясь, что японцы объединятся с англичанами, русское правительство официально заявило Японии, что действия Бирилёва и Лихачёва носили частный характер и русские моряки вскоре покинут Цусиму. В сентябре 1861 г., подчиняясь приказу своего начальства, русские клиперы ушли. Несколько позже весь Цусимский архипелаг был присоединен к Японии, что крайне разочаровало правительство Великобритании.

Несмотря на очевидную неудачу относительно Цусимы, клиперы амурских отрядов своими действиями все же ввергли английских дипломатов, а также британское Адмиралтейство и сильнейший в мире Королевский флот в состояние полной пассивности. Главное, была предотвращена англо-японская война, в результате чего Япония осталась единственной независимой страной тогдашней Азии. (Впоследствии именно подобные действия станут одной из выдающихся характеристик русского, а затем и советского военно-морского флота.)

«Клиперская эпопея» закончилась в июле 1863 г., когда в Кронштадт вернулись 4 клипера (из 6). Не сделав ни одного боевого выстрела, они не допустили новых агрессивных акций Англии не только по отношению к России, но также к Китаю и Японии. Однако служба русских клиперов проходила в экстремальных условиях и в постоянном ожидании боевого столкновения с британскими кораблями, что привело к потерям. В августе 1860 г. по неизвестным причинам взорвался клипер «Пластун», а в декабре 1861 г., не выдержав страшнейшего тихоокеанского урагана, погиб клипер «Опричник». Однако начало было положено — русский военный флот в совершенно новом качестве вышел в океан.

На помощь Соединённым Штатам

После окончания Крымской (Восточной) войны взаимоотношения России с Великобританией и Францией долгое время оставались напряженными. Эти государства стремились всячески ослабить Российскую империю. В свою очередь Россия хотела усилить собственное влияние на международном уровне. Возможностей для этого было не так уж и много, учитывая то, что по Парижскому миру Российской империи запрещено было держать военный флот на Чёрном море, а кораблей Балтийского на все зоны интересов явно не хватало. Потому пришлось ограничиться двумя акваториями — Средиземным морем и безграничными просторами Тихого океана. Впрочем, русское командование не забывало и о Балтике, где быстрыми темпами усиливали береговую оборону. Однако в 1863 г. русскому военно-морскому командованию пришлось действовать совершенно необычно.

С целью обретения независимости от России 23 января 1863 г. началось польское восстание, его поддержали Англия, Франция и Австрия. Правительства этих стран намеревались вмешаться и в Гражданскую войну в США, которая шла с 12 апреля 1861 г. Там фактически велась борьба за само существование единых Соединённых Штатов Америки, от которых отделились 11 южных штатов, сформировав Конфедерацию Южных Штатов Америки. Ее и решили поддержать своими действиями 3 крупнейшие европейские империи.

Русский император Александр II отверг предложение Франции о присоединении к планируемой интервенции, а правительство Российской империи, для того чтобы не допустить военного вторжения на территорию собственного государства и с целью воздействия на Великобританию, решило поддержать правительство северян.

Министр иностранных дел Российской империи Александр Михайлович Горчаков писал: «Для нас нет ни Севера, ни Юга, а есть Федеральный Союз, разрушение которого мы наблюдали бы с прискорбием. Мы признаем в Соединённых Штатах только то правительство, которое находится в Вашингтоне».

Николай Карлович Краббе (1814–1876)
Николай Карлович Краббе (1814–1876). Морской министр Российской империи (1860–1874 гг.), адмирал, именно он стал инициатором создания постоянных военных баз России на Дальнем Востоке, действующих в Атлантике и на Тихом океане русских корабельных эскадр, которые инициировал отправить на помощь Североамериканским Соединённым Штатам в 1863–1865 гг.

Попытки русского правительства мирным способом уладить противоречия с Великобританией и Францией не привели к желаемому результату. Тогда русское военное и морское командование, вынеся уроки из неудачной для себя Крымской войны, постаралось не допустить возникновения ситуации, при которой флот будет заперт во внутренних водах. Для этого Морское министерство приняло решение еще до начала военных действий сформировать и отправить эскадру в порты США. Правительство президента США Авраама Линкольна дало на это согласие.

Для практической реализации этого смелого замысла управляющий Морским министерством России адмирал Николай Карлович Краббе разработал план, по которому в США направилась экспедиция русского флота и который преследовал такие цели:

  • создать угрозу морским торговым путям Великобритании и Франции и тем самым оказать давление на Лондон и Париж в ходе дипломатических переговоров;
  • поддержать правительство президента США А. Линкольна в войне против конфедератов;
  • в случае начала военных действий против Великобритании нанести своевременный удар по ее морским и океанским коммуникациям, причем и на Атлантике, и на Тихом океане.

Выход крейсерских эскадр

Командиры кораблей Атлантической (Балтийской) крейсерской эскадры, направленной на помощь Североамериканским Соединённым Штатам в 1863 г.
Командиры кораблей Атлантической (Балтийской) крейсерской эскадры, направленной на помощь Североамериканским Соединённым Штатам в 1863 г. Слева направо: П. А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И. И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М. Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С. С. Лесовский (командир эскадры), Н. В. Копытов (фрегат «Пересвет»), О. К. Кремер (корвет «Витязь»), Р. А. Лунд (корвет «Варяг»)

Александр II 25 июня 1863 г. подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий. Было сформировано две эскадры. Первая в составе фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя» (ушел к берегам Америки из Средиземного моря), корветов «Варяг», «Витязь» и клипера «Алмаз» под командованием контр-адмирала Степана Степановича Лесовского вышла в Атлантический океан из Кронштадта 18 июля 1863 г.

Вторая русская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова была направлена в Тихий океан из Владивостока 25 июля. В ее состав входили корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак».

Для того чтобы избежать встречи с англо-французским отрядом, русские корабли шли в Атлантику не обычным путем — через Ла-Манш, а севернее Британских островов. В инструкции контр-адмирала Лесовского указывалось: «Если начальник встретившейся иностранной эскадры предложит вернуться обратно в балтийские воды или сделает какие-либо оскорбительные для чести нашего флага предложения, то адмирал намерен вступить в бой». Во время экспедиции Лесовский принял решение: каждый корабль эскадры должен был самостоятельно продвигаться к берегам Северной Америки. Такие действия, отработанные заранее, затрудняли британскому Адмиралтейству слежение за русскими кораблями.

Эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского в Нью-Йорке в 1863 г. В. П. Яркин. Копия с картины неизвестного художника. 1997. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского в Нью-Йорке в 1863 г. В. П. Яркин. Копия с картины неизвестного художника. 1997. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

На рейд Нью-Йорка 13 сентября 1863 г. прибыл «Александр Невский» под флагом командующего и «Пересвет». Фрегат «Ослябя» к тому времени уже был там. На следующий день подошли «Варяг» и «Витязь». Клипер «Алмаз», который попал в штилевую полосу, прибыл 29 сентября.

Эскадра контр-адмирала Попова пришла в Сан-Франциско 1 октября. К сожалению, по пути она понесла серьезную потерю: 14 сентября у мыса Де-Лос-Рейс (Америка) сел на камни и затонул корвет «Новик».

Русская эскадра на рейде Сан-Франциско. Неизвестный художник. 1860-е
Русская эскадра на рейде Сан-Франциско. Неизвестный художник. 1860-е

Эскадра контр-адмирала Попова оказалась в сложном положении. Правительство США не имело на Тихом океане своего флота, и Сан-Франциско находился под угрозой нападения военного флота конфедератов, который в то время вел корсарские операции. Защитить город могла лишь российская эскадра. Впрочем, действовать русским морякам пришлось в ином качестве.

Действия эскадры Попова

В ночь на 11 октября 1863 г. в Сан-Франциско начался сильный пожар. Контр-адмирал Попов принял решение оказать помощь населению города в борьбе с ним. «Послали всю первую вахту на берег тушить пожар» — так было записано в журнале клипера «Гайдамак». И потушили.

В благодарность 20 октября был дан банкет в честь русских моряков, 22 октября офицеры эскадр совершили экскурсию на Ниагарский водопад, а в начале ноября 1863 г. Городской совет Сан-Франциско вручил адмиралу Попову благодарственный адрес.

В конце ноября в американской прессе появились тревожные прогнозы о скором отплытии русских кораблей. Это было временное изменение дислокации некоторых единиц эскадры, что с большой тревогой было воспринято военно-морским руководством Союза.

Визит двух русских эскадр произвел большое впечатление на Великобританию, и она отказалась от поддержки Франции в ее стремлении помочь конфедератам. Весной 1864 г. в Петербурге пришли к выводу, что угроза войны с западными странами в связи с восстанием в Польше миновала и русские корабли в Америке могут быть отозваны. Вскоре, 28 апреля, Краббе сообщил начальникам русских эскадр высочайшую волю о возвращении кораблей в Кронштадт, и 16 июля русские эскадры покинули американские воды. После подавления польского восстания эскадра контр-адмирала Лесовского 20 июля 1864 г. вернулась в Балтийское море, а эскадра контр-адмирала Попова возвратилась в воды Дальнего Востока.

Экспедиция полностью выполнила поставленную перед ней задачу: вмешательство в Гражданскую войну в США Великобритании и Франции не было допущено, что создало необходимые условия для победы Союза в войне против конфедератов. Таким образом, одно лишь присутствие российского флота изменило расстановку сил в данном регионе.




Поделиться ссылкой