Лифт Отиса

Грузоподъёмные машины с древности облегчали труд людей в строительстве, на шахтах и в военном деле. Но пассажирские лифты до начала высотного строительства были лишь дорогим излишеством. Нужда в пассажирских лифтах возникла, когда городские здания стали набирать этажность. Первый безопасный лифт создал в 1854 г. Элиша Отис.

Элиша Грейвс Отис
Элиша Грейвс Отис

Древние подъёмники

Подъёмные механизмы использовались ещё при строительстве египетских пирамид. Архимед использовал в своих подъёмниках изобретённые им полиспасты. В Колизее подъёмники эффектно доставляли на арену гладиаторов и диких зверей. В Средневековье осадными машинами ««аистами» поднимали воинов на крепостные стены.

Прототипом «гражданского» пассажирского лифта (от англ. to lift — поднимать) можно считать подъёмник православного монастыря Св. Екатерины на п-ве Синай. В VII в., когда Синай захватили мусульмане, монахи замкнулись в стенах своего монастыря, замуровав ворота, и установили в обители подъёмник. Платформу поднимали и опускали на стену с помощью ручной лебёдки — вращающегося барабана, на который наматывался канат.

Предположительная реконструкция подъёмника VII в. монастыря Св. Екатерины
Предположительная реконструкция подъёмника VII в. монастыря Св. Екатерины

Королевская роскошь

В XVII в. французский изобретатель Ф. Вилайер придумал ручной лебёдочный лифт «летающий стул», подобный лифт появился и в английском Виндзорском замке. В России лебёдочные лифты появились при Петре I. Но грузная императрица Екатерина II не доверяла прочности канатов, и в 1795 г. русский изобретатель Иван Петрович Кулибин в Зимнем дворце установил для неё винтовой лифт-кресло.

Лифты-трудяги

В 1800 г. американский шахтовладелец в качестве привода для подъёма лебёдочного лифта в шахте приспособил паровую машину. Его примеру вскоре последовали многие промышленные предприятия. Для подъёма людей на платформах монтировали закрытые кабины. Но лебёдочные лифты были небезопасны — канаты и даже стальные тросы быстро изнашивались и рвались, роняя поднимаемые платформы. Люди боялись лифтов, что препятствовало развитию пассажирского лифтостроения.

Победа над страхом

Страх перед лифтами победил американский инженер Элиша Отис, придумав ловители, удерживающие кабину лифта при обрыве троса. Для привлечения внимания к своему изобретению Отис провёл рекламный трюк. В 1854 г. на выставке в Нью-Йорке Отис поднимался на платформе своего лифта на высоту 12 м, и его помощник мечом перерезал подъёмный трос.

Падающую платформу тут же останавливали ловители, и невредимый Отис раскланивался перед восторженной публикой. Реклама сработала, и Отис в 1857 г. установил свой первый безопасный лифт в 5-этажном магазине на Бродвее. Этот лифт стал скорее аттракционом, чем практичным транспортным средством: он поднимал не больше 5 пассажиров, добираясь с первого на последний этаж больше четверти часа.

Безопасный лифт Отиса
Безопасный лифт Отиса. Вал (1) лебёдки (2) крутила паровая машина, установленная в подвале здания. Стальные тросы (3) с помощью системы блоков (4) поднимали и опускали кабину (5) лифта. Кабина ходила между зубчатыми рейками (6). Трос крепится к упругой стальной пружине — рессоре (7) внутри кабины. Пружина, выпрямляясь под тяжестью кабины, не касалась зубцов. Если трос обрывался (8), освободившаяся пружина (9) изгибалась и застревала в зубцах реек (10), удерживая кабину от падения.

Развитие идеи

В 1857 г. для отеля «Пятая авеню» в Нью — Йорке Отис построил винтовой лифт, напоминавший лифт Кулибина, но работавший от паровой машины. Котёл паровой машины надо было топить постоянно, поэтому паровые лифты были выгодны лишь при безостановочной работе. В 1845 г. американец В. Томсон сконструировал первый гидравлический лифт, поднимающий платформу давлением жидкости, как в прессе Брамы. К тому времени в большинстве крупных городов мира работали централизованные водопроводные системы, способные поставлять воду гидравлике. Широкое распространение гидравлические лифты получили с появлением гидравлических аккумуляторов, повышающих давление водопроводной воды без помощи паровых насосов. Гидравлические лифты работали бесшумно и, не требуя расхода топлива, были выгоднее паровых.

Электрический лифт фирмы «Отис». 1889 г.
Электрический лифт фирмы «Отис». 1889 г.

В 1880 г. немецкий изобретатель и промышленник Вернер фон Сименс, основатель фирмы «Сименс», производящей электротехническое оборудование, построил первый электрический лифт. Лебёдку лифта крутил электромотор, поднимая платформу со скоростью 2 м/с — в 10 раз быстрее первого лифта Отиса. Фирма «Отис», основанная сыновьями Элиши Отиса, не желая отставать от конкурентов, наладила производство гидравлических лифтов своей конструкции, а в 1880-х гг. переключилась на создание электрических листов и удeржaлa лидерство на рынке лифтостроения. Благодаря электрическим лифтам, сделавшим возможным заселение высоких этажей, появились небоскрёбы.




Поделиться ссылкой