Танки Франции

История французского танкостроения

В то время, когда в Англии начались работы по созданию «Малыша Вилли», во Франции полковник французской армии Жан-Батист Эжен Этьен, известный работами по боевому применению артиллерии, обратился с письмом к главнокомандующему французскими войсками генералу Жозефу Жаку Жоффру. Этьен доказывал необходимость создания «бронированных повозок, обеспечивающих продвижение пехоты... орудий с механической тягой, позволяющих перевозить через все препятствия и под огнем со скоростью, превосходящей 6 км/ч, пехоту с оружием, амуницией и пушкой», которые могли бы стать выходом из тупика позиционной войны. К письму полковник приложил проект 12-тонной машины на гусеничном ходу, вооруженной пулеметами и пушкой. Хотя работы над первыми прототипами английского и французского танков велись независимо друг от друга, Этьен, как и британский военный инженер, полковник Эрнест Данлоп Суинтон, в основе своей модели использовал шасси гусеничного трактора «Холт». Как и ранее в Англии, машину назвали сухопутным броненосцем.

Французский танк «Сен-Шамон»
Французский танк «Сен-Шамон» в боях на Западном фронте

В отличие от Великобритании, где проект Суинтона встретили неодобрительно, генерал Жоффр высоко оценил идею полковника Этьена. Правительство возложило все дальнейшие заботы по реализации проекта на Жана-Батиста, которому предстояло не только представить идею властям, но и найти предприятие, производственные мощности которого позволили бы ее реализовать. С первым пунктом полковник справился блестяще (уже через пару дней проект одобрило Министерство обороны), а с реализацией возникли сложности: в 1915 г. французская промышленность еще не была готова к подобным проектам.

Одним из немногих предприятий, обладавших необходимыми мощностями, был завод промышленника Луи Рено, к которому и обратился Этьен. Рено однако ответил отказом.

Тогда полковник направился в концерн «Шнейдер Крезо», который ранее занимался бронированием трактора «Холт». Главный инженер концерна Эжен Брийе с энтузиазмом принял идею создать боевую бронированную машину на гусеничном ходу и 22 декабря 1915 г. представил проект танка, а уже 31 января 1916г. концерну заказали 400 таких машин. Все дела по сопровождению проекта передали в Управление автомобильной службы Франции, и Ж.-Б. Этьен на некоторое время потерял возможность влиять на его дальнейшую судьбу.

Тем временем несколько высокопоставленных чиновников весьма обеспокоились тем, что проект стоимостью 25 млн франков (производство одного танка «Шнейдер Крезо» оценил в 56 тыс. франков) разместили на заводе, от которого они не получают никаких «благодарностей». Начальник Управления автомобильной службы добился у главнокомандующего разрешения перенаправить часть заказа Обществу железоделательных и сталелитейных заводов города Сен-Шамон, где вскоре разработали собственный «боевой трактор» для французской армии. Из-за конкуренции между концерном «Шнейдер Крезо» и заводами «Сен-Шамон» работа проходила в большой спешке, немногочисленные удачные идеи тщательно охранялись. Поэтому вместо одного нового эффективного танка, созданного совместными усилиями, французская армия получила две весьма сомнительные боевые машины.

9 декабря 1915 г. представителям верховного командования продемонстрировали образец танка «Шнейдер». Для испытаний выбрали бывшее поле боя в Суенне, на котором сохранились следы позиционной войны с характерным «лунным пейзажем». Присутствовавшие на презентации высокопоставленные военные чины, в том числе генерал Филипп Петен, были поражены возможностью танка передвигаться и вести огонь в столь тяжелых условиях. По этой причине танк, несмотря на все недостатки, одобрили к дальнейшему производству.

У первых французских танков было множество недостатков. Из-за спешки конструкторы конкурировавших сторон не стали тратить время на разработку специализированного шасси для новой боевой машины и установили конструкции на гусеничные шасси трактора «Бэби Холт». Однако уже первые испытания показали полную неспособность опытного образца преодолевать транши, в результате решили увеличить длину гусениц.

На выступе лобовой детали корпуса, нависавшем над гусеницами, разместили механизм для разрезания колючей проволоки, разработанный инженером Ж.-Л. Бретоном. Но механизм был слишком тяжелым и стал причиной дисбаланса конструкции, что часто приводило к опрокидыванию танка. Несмотря на боевую массу в 14,6 т, броня танка составляла всего 11 мм, недостаточно даже для защиты от бронебойных пуль винтовочного калибра.

Современная реплика танка CA-1 «Шнейдер»
Современная реплика танка CA-1 «Шнейдер»

Крайне неудачным оказалось и размещение вооружения. Маломощное главное орудие танка — 75-миллиметровая пушка «Блокхаус Шнейдер», которая располагалась в верхней правой части лобовой детали (в левой части находился мотор), — наводилась только в горизонтальной плоскости лишь в пределах 20°. Следовательно, из главного орудия можно было поразить только цель, расположенную прямо по курсу танка. При любом переносе огня на новую цель приходилось полностью разворачивать тяжелый и неповоротливый танк.

Два 8-миллиметровых пулемета «Гочкисс» Mle 1914 разместили не в спонсонах, как на первых английских танках, а в шаровых установках по бортам, что не позволяло вести огонь из них прямо по курсу танка, то есть в направлении главного удара.

Через несколько месяцев вниманию военного командования представили танк, созданный Обществом железоделательных и сталелитейных заводов, «Сен-Шамон». Он был похож на бронированный железнодорожный вагон, установленный на гусеницы, и имел еще больше недостатков, чем «Шнейдер».

Танк «Сен-Шамон» был значительно тяжелее: он весил 22 т, что в сочетании с небольшой площадью гусениц, а также сильно нависавшей над гусеницами носовой частью обусловило крайне низкую проходимость. При длине корпуса 7,91 м «Сен-Шамон» не мог преодолеть траншею шириной 2 м.

Большие габариты и неповоротливость на поле боя сделали танк отличной мишенью для артиллеристов и стрелков противника.

Его главное орудие хотя и имело больший угол атаки, также могло наводиться лишь в горизонтальной плоскости, что позволяло танку поражать только цели прямо по курсу.

Несмотря на значительные недостатки, в «Сен-Шамон» реализовали ряд полезных нововведений. Значительный вес благодаря использованию карбюраторного четырехцилиндрового двигателя жидкостного охлаждения «Рективного» мощностью 90 л. с. при движении по шоссе не мешал танку развивать скорость до 12 км/ч. Даже учитывая предостережения конструкторов, что для обеспечения безопасности машины и экипажа настоятельно не рекомендуется развивать скорость выше 8 км/ч, «Сен-Шамон» стал самым быстрым танком своего времени.

На машине впервые применили электротрансмиссию. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Они приводили в движение две гусеницы, каждый свою. Такая система, в отличие от первых английских танков, позволяла управлять машиной одному человеку. Когда требовалось сделать поворот, ток направляли в один электромотор, а другую гусеницу притормаживали, и танк поворачивался в сторону заторможенной гусеницы.

«Сен-Шамон» стал первым танком, который оснастили цилиндрическими смотровыми башенками, позволявшими командиру экипажа и водителю получить полную картину происходящего на поле боя.

Качественным отличием первых французских танков от английских аналогов стало применение упругих элементов подвески, передававших нагрузку с рамы или кузова на ходовую часть. Рессоры смягчали удары и толчки при прохождении неровной местности, благодаря чему машина могла развивать более высокую скорость, а экипажу обеспечивались более комфортные условия работы.

Служба и боевое применение

Первый экземпляр танка «Шнейдер» вышел из ворот концерна 8 сентября 1916 г. Его наименовали СА-1 («Шер» d’assaut-1 — штурмовой трактор первой модели). Однако за ним уже надежно закрепилось название «Шнейдер». Вместе с производством первых танков начали формировать и первые танковые экипажи. Для выполнения такой работы армия Франции не имела ни практических, ни теоретических наработок, поэтому снова обратились к Ж-Б. Этьену. 30 сентября 1916 г. его произвели в бригадные генералы и назначили командующим танковыми силами Франции.

Понимая все недостатки новых боевых машин, а также осознавая полное отсутствие какого-либо боевого опыта у их экипажей, Ж-Б. Этьен по мере сил пытался отсрочить первое применение танков англичанами, чтобы выступить одновременно на разных участках фронта, воспользовавшись эффектом неожиданности.

Но англичане вывели танки на поле боя на полгода раньше, чем это готовы были сделать их французские союзники. Возможность использовать эффект неожиданности была утеряна. Противник был готов встретить новые французские танки. Более того, благодаря хорошо сработавшей пропаганде многие немецкие солдаты были уверены, что танк — это не более чем дорогая бесполезная механическая игрушка, и не испытывали страха перед ней. Это наблюдалось в первых боях с участием английских танков.

Совокупность трех факторов — несовершенство первых французских танков, полное отсутствие опыта как у боевых экипажей, так и у командования, а также готовность противника дать отпор новому оружию — обернулась катастрофой для молодых бронетанковых сил Франции в целом и для Ж.-Б. Этьена в частности. Лишь благодаря личному заступничеству генерала Петена пионер танкостроения избежал наказания и остался на военной службе.

75-миллиметровое орудие «Блокхаус» CA-1 «Шнейдер»
75-миллиметровое орудие «Блокхаус» CA-1 «Шнейдер» в Музее Бронетехники в Эль-Голозо. Испания

Первое боевое крещение французские танки получили 16 апреля 1917 г. в печаль - но известном наступлении Нивеля. После неудачной попытки прорвать линию обороны близ местечка Берри-о-Бак силами пехоты в бой бросили 128 танков «Шнейдер». Они были разделены между двумя группами. Группа под командованием майора Луи-Мари Боссю действовала на правом фланге. Она должна была атаковать противника в направлении междуречья Ла Мьет и Лэн с целью прорвать вторую линию немецкой обороны. Группа под командованием майора Шобэ действовала на левом фланге. Ее задача — наступление с запада от Ла Мьет в направлении Жюверкура.

Первым препятствием на пути группы Шобэ стал не огонь противника, а пятиметровый ров, который танки преодолеть не смогли. Для дальнейшего продвижения потребовалось минировать ров. Многие танки были уничтожены, когда бесцельно перемещались по полю боя во время саперных работ.

В это время группа Боссю вышла к мосту, единственному месту переправы через реку Ла Мьет. С большими потерями к 11.00 танкам Боссю удалось достигнуть второй линии немецкой обороны. Французская пехота не могла продвигаться дальше под плотным огнем противника и залегла в траншеях. Чтобы получить возможность продвигаться, экипажи покидали танки и самостоятельно расчищали путь. Многие машины были подбиты, пока их экипажи с лопатами в руках готовили дорогу.

Одной из роковых ошибок этого сражения стала попытка увеличить запас хода танков, поместив на корпуса баки с дополнительным горючим. Воспламенявшиеся при малейшем попадании баки стали главной мишенью немецких солдат, что позволило уничтожить многие танки даже без участия артиллерии. Вместо паники, наблюдавшейся в немецких окопах на Сомме, немецкие солдаты испытывали небывалое воодушевление, без труда подбивая постоянно застревавшие на поле боя французские танки. В то же время боевой дух французских экипажей, не сумевших добиться успеха на поле боя и потерявших при этом большую часть машин, был надолго подорван. Из 128 танков назад вернулось только 10. В бою погиб и командир первой танковой части Луи Боссю.

Но несмотря на полный разгром французских танков в ходе наступления Нивеля был получен необходимый танковым частям опыт, и в дальнейшем даже столь несовершенные машины, как танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон», внесли свой вклад в победу союзников.

После войны первые французские танки использовались в качестве транспорта, тягачей и ремонтно-эвакуационных машин. Шесть танков «Шнейдер» в 1921 г. продали Испании, где они применялись для боевых действий в Марокко. Позже четыре «Шнейдера» участвовали в гражданской войне на стороне республиканцев. В последний раз эти танки применялись при обороне Мадрида от войск генерала Франко.

Сохранился только один экземпляр танка «Шнейдер» в Музее бронетехники в Сомюре во Франции.

Легкий танк «Рено» FT-17

Еще до первых боев с участием французских танков СА-1 «Шнейдер» и «Сен-Шамон» отец французского танкостроения Ж.-Б. Этьен понимал, что добиться решающего преимущества на поле боя с помощью этих неповоротливых машин невозможно.

«Рено» FT-17
Захваченные во Франции танки «Рено» FT-17 использовались в Германии в качестве учебно-тренировочных машин, а также для охраны тыловых объектов

В июне 1916 г. во главе французской миссии он отправился в Лондон, чтобы ознакомиться с работой английских коллег над «сухопутными кораблями». По итогам этой поездки Этьен пришел к выводу, что Франция нуждается в легких и подвижных танках для выполнения задач, с которыми не смогут справиться готовящиеся к производству средние французские и тяжелые английские танки: это непосредственная поддержка пехоты, развитие успеха при прорыве фронта, окружение и преследование противника. Небольшой силуэт позволил бы танку использовать в качестве укрытия рельеф местности, что сделало бы его трудной мишенью для артиллерии противника, а высокая скорость в сочетании с возможностью транспортировки на грузовиках позволили оперативно появляться там, где он необходим.

К тому же французская промышленность смогла бы массово изготавливать небольшую, легкую и дешевую машину, для которой подошли бы относительно недорогие автомобильные двигатели.

Возвратившись на родину, Ж.-Б. Этьен вновь обратился к Луи Рено с предложением взяться за разработку и последующее производство такого танка. На этот раз ему удалось убедить Рено. Заключительные чертежи проекта подготовил один из специалистов компании Рудольф Эрнст - Метцмайер.

Уже 20 декабря 1916 г. опытный образец легкого танка для французской армии представили Консультативному комитету артиллерии специального назначения. И хотя машина, разработанная компанией «Рено», была намного прогрессивнее, чем два других французских танка СА-1 «Шнейдер» и «Сен-Шамон», комитету она не понравилась. В тот период взгляды высокопоставленного командования были направлены в сторону сверхтяжелого танка, а совместную разработку Этьена и Рено посчитали слабо вооруженной и небольшой.

Тем не менее, благодаря энтузиазму Рено и Этьена работу продолжили, и в марте 1917 г. заказ на производство 150 легких танков все-таки был получен. После ряда испытаний и необходимых доработок танк, получивший официальное название «Шарль Рено» FT модель 1917 (сокращенно «Рено» FT-17), поступил на вооружение французской армии.

Благодаря своим качествам «Рено» FT-17 превосходил все другие танки того времени. Заложенные в нем принципы послужили основой для создания других танков и используются по настоящий день. Компоновка танка, при которой отделение управления находится впереди, боевое отделение с вращающейся башней — в центре и силовое отделение (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо) — сзади, позже назвали классической.

Экипаж танка состоял всего из двух человек: механика-водителя и командира, который помимо выполнения своих прямых обязанностей обслуживал пушку или пулемет. Боевая масса танка составляла всего 6,5 т, что в сочетании с оригинальной конструкцией ходовой части с передним колесом большего диаметра и равномерно распределенным весом машины вдоль гусениц обеспечивало хорошую проходимость. Благодаря съемному «хвосту» танк мог преодолевать траншеи глубиной до 2 м.

Основным новшеством танка стала вращающаяся башня с расположенным в ней вооружением, благодаря чему удалось добиться значительного увеличения маневренности огня. Теперь, чтобы изменить направление огня, не требовалось разворачивать весь танк.

Несмотря на скромные размеры, танк имел броню 16 мм, достаточную для защиты от бронебойных пуль. Броневые листы корпуса располагались под наклоном, что не только повышало вероятность рикошетирования (отражения) снаряда, но и увеличивало путь снаряда в толще металла.

Изменилась и внутренняя планировка машины. Так, на танке «Рено» FT-17 двигатель впервые изолировали от боевого отделения. Это не только позволило повысить комфорт работы экипажа, но и снизило возможность пожара внутри машины.

Танк «Рено» FT-17
Танк «Рено» FT-17 с «хвостом» способен преодолевать траншею шириной 2 м, без «хвоста» — 1,5 м

В качестве вооружения танк получил 8-миллиметровый пулемет «Гочкисс» Mle 1914. Но в ходе испытаний весной 1917 г. от военного министерства поступило требование увеличить экипаж до трех человек, так как для обслуживания пулемета требуется два человека. При этом не было учтено, что танк сам выполняет задачу второго номера пулеметного расчета по переносу и подаче боезапаса. Соблюдение этого требования неминуемо повлекло бы необходимость увеличить башню и боевое отделение. Однако в ситуацию вмешался бригадный генерал Ж.-Б. Этьен. Он предложил вооружить часть из заказанных танков 37-миллиметровой пушкой, потому что для ее установки не нужно вносить значительные изменения в конструкцию башни танка. Генерал также предложил увеличить заказ, включив в него командирские танки без вооружения, которые устанавливали бы связь между танками, пехотой и артиллерией.

Служба и боевое применение

Новые танки начали поступать на фронт в марте 1918 г. Но французская танковая доктрина предполагала массированное применение танков, поэтому боевое крещение «Рено» FT-17 принял только 31 мая 1918 г., когда, несмотря на постоянные атаки и артобстрелы немцев, во второй битве за Марну удалось сконцентрировать на одном направлении около 480 машин.

Первые же столкновения с участием танка «Рено» FT-17 показали его высокую боевую эффективность и стратегическую маневренность. Так, 3 июня 1918 г. свежая и хорошо экипированная германская 28-я резервная дивизия, наступавшая со стороны местечка Виллер-Конте, несмотря на ожесточенное сопротивление, сумела подорвать оборону французов на данном направлении. Однако всего в 30 км от Парижа наступление немецких войск на данном направлении удалось остановить во многом благодаря пяти «Рено» FT-17, неожиданно появившимся на поле боя. Два из них сразу же остановили минометным огнем, остальным удалось прорваться вглубь немецких позиций, так как отсутствовала отставшая от основных войск немецкая артиллерия. И хотя эти танки вскоре также подбили, а их экипажи взяли в плен, для устранения возникшей угрозы немецкое командование выделило пехотный полк и два батальона дивизионного резерва, что, без сомнений, подорвало наступательные возможности дивизии. Фронт на данном участке снова стабилизировался.

Отличные боевые качества, невысокая стоимость, простота производства и обслуживания, позволявшие быстро восполнять потери, вызвали большой интерес к танку. Впоследствии машина поступила на вооружение более чем 30 стран мира, многие из них даже организовали собственное производство «Рено» FT-17.

Вплоть до осени 1939 г. «Рено» FT-17, построенные как во Франции, так и за ее пределами, принимали активное участие во многих военных конфликтах в разных уголках мира. С началом Второй мировой войны танк не потерял своей актуальности. Так, в первый день битвы за Брест, а также при обороне Брестской крепости 14 сентября 1939 г. силами польской пехоты при поддержке всего 12 танков «Рено» FT-17 была отбита атака 77 танков германской 10-й танковой дивизии, которые намеревались взять город и крепость с налета.

В последний раз «Рено» FT-17 участвовал в боях на улицах Парижа летом 1944 г.

Легкие танки R35 и H35

Состоящий на вооружении французской Ф армии «Рено» FT-17 был очень удачным танком и не потерял актуальности вплоть до начала Второй мировой войны, но стремительный прогресс заставлял верховное командование искать пути модернизации танкового парка Франции.

Н39 с 37-миллиметровой пушкой SA18
Н39 с 37-миллиметровой пушкой SA18, которая устанавливалась до весны 1940 г.

Принятый на вооружение в 1928 г. танк D1, разработанный концерном «Рено» на практике оказался довольно неудачной машиной. Он весил 12 т, но при этом был слабо бронированным, ненадежным и весьма дорогим в производстве.

Французская промышленная компания «Гочкисс» разработала легкий танк, который мог бы стать достойной заменой легендарного «Рено» FT-17. Предварительный проект танка 30 июня 1933 г. представили на рассмотрение Консультативного совета по вооружению. Идею признали перспективной, 2 августа 1933 г. на основе результатов проекта объявили конкурс на разработку нового легкого танка для французской армии. Он должен был отвечать следующим требованиям: вес не более 6 т, экипаж не более двух человек; вертикальное бронирование не менее 30 мм (21 июня 1934 г. после испытаний новой 25-миллиметровой противотанковой пушки требование к толщине брони увеличено до 40 мм); скорость не менее 8 км/ч.

Первым 20 декабря 1934 г. представили прототип легкого танка с рабочим названием «Рено» ZM, 18 января 1935 г. прототип представила и компания «Гочкисс».

Чтобы оценить возможности обоих прототипов, организовали всесторонние испытания, в процессе которых выявились такие недостатки, как превышение веса (боевая масса танка R35 — 10,6 т, Н35 -12 т), невысокая проходимость и т. д. Тем не менее в начале 1935 г. оба танка с условием устранения выявленных недостатков приняли на вооружение под обозначением «Легкий танк "Рено"» образца 1935 г.» (или просто R35) и «Легкий танк "Гочкисс"» образца 1935 г.» (или Н35).

Первый серийный R35 поставили 4 июня 1936 г. Вслед за «Рено» 12 сентября 1936 г. армия получила и первые серийные образцы Н35.

Хотя конструкции танков очень похожи, в ходе военных испытаний у Н35 выявился один существенный для пехотного танка недостаток. При движении по пересеченной местности, по которой, как правило, приходилось перемещаться пехоте, танк сильно раскачивало, и им становилось тяжело управлять.

В связи с этим пехотное командование остановило выбор на R35, оснастив танками Н35 только два батальона. Но на танк Н35 обратила внимание кавалерия, которая согласилась принять Н35 на вооружение, если фирма «Гочкисс» учтет ряд требований. Основные из них касались высокой скорости и мобильности, не свойственных пехотным танкам.

Чтобы удовлетворить эти требования, двигатель мощностью 75 л. с. заменили двигателем мощностью 120 л. с., что позволило поднять скорость танка с 22 до 36 км/ч. Под обозначением «Шер» leger modele 1935 H modifie 38 (или Н38) танк представили военным.

В 1939 г. появилась еще одна модификация легкого танка «Гочкисс» — Н39 с усиленной до 45 мм лобовой броней. Танк сохранил высокую скорость, однако запас хода по шоссе уменьшился со 150 до 120 км по сравнению с Н38.

Машины, произведенные весной 1940 г., выпускались с новой длинноствольной пушкой SA38 и отличались лучшими противотанковыми качествами. Пушка с начальной скоростью снаряда 701 м/с пробивала 30-миллиметровый вертикальный лист брони с расстояния 1000 м, что делало Н39 опасным противником для всех немецких танков своего времени.

На момент начала боевых действий на вооружении Франции состояло около 900 танков Н35 и Н39.

До начала Второй мировой войны R35 претерпел ряд изменений. Вскоре появилась модификация R40, оснащенная новой ходовой частью, сконструированной фирмой АМХ. Но модификации так и не были выпущены в достаточном количестве (R39 произвели 273 единицы, R40 — 120 единиц), именно поэтому танки R35, выпущенные в количестве 1237 единиц (в том числе на экспорт), составили основу бронетанковых сил Франции на начальном этапе войны.

Служба и боевое применение

Боевое крещение танки R35 приняли в сентябре 1939 г. в составе подразделения, дислоцированного в Киверце. Сюда же перебросили проходившие в это время испытания три танка Н39. Подразделению поставили задачу добраться до границы с Румынией, поскольку это было единственной возможностью поляков вырваться из смыкающихся тисков между войсками Германии и СССР. На этом пути подразделению часто приходилось вступать в бой как с немецкими, так и с советскими военными формированиями. В итоге все Н39 и большая часть R35 были потеряны.

В следующий раз танки Н39 вступят в бой только в апреле 1940 г. Тогда 15 машин отправили в качестве англо-французской военной помощи Финляндии. Однако 12 марта 1940 г. между СССР и Финляндией заключили мирный договор, танки решили оставить в Норвегии (где они находились на момент заключения перемирия) в составе союзных экспедиционных сил. Эти машины внесли значительный вклад в освобождение Нарвика в мае 1940 г., после чего их эвакуировали в Англию, где они использовались в качестве учебных, а впоследствии стали основой 1-й дивизии «Свободная Франция».

Неплохо танки показали себя и во время боев в Бельгии. Так, 12 мая 1940 г. у бельгийского города Ханнут французский кавалерийский корпус, на вооружении которого состояло 235 легких танков H35 и H39, 176 средних танков S35 и 67 разведывательных танков AMR 33/35, вступил в бой с превосходившими по количеству силами противника. За два дня боев 12-13 мая потери французов составили 75 танков Н35/39 и 30 танков S35. Немцы потеряли 164 машины.

Однако в данной кампании немецкая сторона имела одно преимущество. Поле боя, как правило, оказывалось за постоянно продвигавшимися вперед немецкими войсками, немецкие ремонтные команды имели возможность восстановить часть подбитых танков, как своих, так и противника. Войска союзников оставляли машины, подлежавшие восстановлению, не только на поле боя, но и на дорогах Европы, спешно отступая.

Боевые действия в Европе показали полную неприспособленность к условиям современной войны как самих боевых машин, так и всей танковой доктрины Франции в целом. В ходе боев в Бельгии и Франции было потеряно большинство французских танков.

После капитуляции Франции 22 июня 1940 г. до 850 танков «Рено» и около 500 танков «Гочкисс» досталось в качестве трофеев немцам. К 25 июня 1940 г. все моторизованные французские дивизии утратили боеспособность. В Германии отношение к французским танкам было двояким. H39 и в особенности R35 по причине невысокой скорости плохо подходили для условий современной войны, ввиду чего в боевые подразделения передали лишь незначительное их количество. Но немцы по достоинству оценили ходовую часть танков. Она послужила превосходной базой для разного рода боевых машин — артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских установок, противотанковых и полевых САУ и т. д.

По окончании Второй мировой войны оставшимися танками Н39 образца 1940 г. заинтересовался Израиль, государство которое в условиях назревавшего на Ближнем Востоке конфликта было вынуждено наращивать боевую мощь. Десять танков Н39, поставленных Францией, приняли участие в Арабо-израильской войне 1947-1949 гг.

Н39 в Израиле
Н39 в Израиле

Средний танк «Сомуа» S35

Еще в 1921 г. отец-основатель танковых войск Франции Ж.-Б. Этьен понимал необходимость внедрить спецификацию различных танков и рассматривать бронетанковые силы в качестве самодостаточной боевой единицы. На одной из своих лекций в Брюсселе он говорил: «Сначала идут танки прорыва весом 50 или даже 100 т; они движутся напролом под прикрытием ночи, густого тумана или дымовой завесы, сокрушая все препятствия на своем пути. За ними следуют, используя расчищенную дорогу, пехота на бронированных автомашинах и артиллерия сопровождения. Первые линии траншей застигнутого врасплох противника быстро преодолеваются, и на сцену выходят быстроходные танки; как некогда кавалерия, они завершают победу. В то же время мощная артиллерия на железнодорожных установках, огонь которой корректируется с воздуха, использует свою дальнобойность, чтобы громить врага в глубине его обороны. Противник, преследуемый по пятам танками, не может оправиться, он потерпел полное поражение, как в битве под Каннами или под Иеной». Несколько позже он подчеркивал: «Штурмовая артиллерия, по-моему, является самостоятельным родом войск, не имеющим никакого сходства с пехотой, от которой она всегда будет отличаться приемами ведения боя, вооружением и организацией, что требует наличия в тылу хорошо организованной службы снабжения и ремонта».

Танк AMC 35

Однако вплоть до начала 1930-х гг. танк во Франции рассматривался исключительно как машина поддержки пехоты. Лишь качественные изменения в армиях других стран, в частности Германии и Англии, заставили французское верховное командование пересмотреть свою танковую доктрину. В начале 1930-х гг. верховное командование французских вооруженных сил решило создать танковые силы нового типа, в которых должны развиваться два вида танков — пехотные и кавалерийские, у каждого из которых свои задачи.

Предполагалось, что на вооружении новых бронетанковых сил будут состоять крейсерские машины следующих типов:

  • бронемашина обнаружения (фр. Automitralleuse de Dicouverte, AMD), предназначенная для дальней разведки. Такие машины должны были обладать высокой скоростью движения по шоссе;
  • бронемашина разведки (фр. Automitrailleuse de Reconnaissance, AMR), полугусеничные или полностью гусеничные машины для ближней разведки;
  • боевая бронемашина (фр. Automitrailleuse de Combat, AMC), предназначенная непосредственно для ведения боевых действий. Требования выдвинули в январе 1932 г. Предполагалось создать машину, развивающую максимальную скорость 30 км/ч, весом не более 8 т, толщиной вертикального бронирования 2530 мм, вооруженной 47-миллиметровой пушкой и 7,5-миллиметровым пулеметом.

Первыми поспешили продемонстрировать прототип такой машины представители фирмы «Рено». Получивший название AMC 35 прототип в целом отвечал всем вышеперечисленным требованиям. Несмотря на боевую массу в 14,5 т, благодаря двигателю мощностью 180 л. с. машина могла развивать скорость до 40 км/ч.

Тем не менее, в начале 1934 г. тактико-технические требования к боевому танку кавалерии изменили. Решили, что поставленным перед кавалерией задачам в большей мере будет соответствовать 13-тонный танк с толщиной вертикального бронирования 40 мм и запасом хода 200 км. В связи с возросшими требованиями AMC 35 больше не мог претендовать на роль основного кавалерийского танка, и заказ на его выпуск составил всего 100 единиц.

Сомуа» S35
Сомуа» S35

Кавалерийское руководство обратилось в компанию «Шнейдер», которая уже имела опыт конструирования и производства тяжелых машин. Работу над новым кавалерийским танком для французской армии поручили дочернему предприятию — компании Sociiti d’outillage micanique et d’usinage d’artillerie («Сомуа»).

Первый прототип танка AMC «Сомуа» представили на рассмотрение военных 14 апреля 1935 г. Результаты испытаний в целом удовлетворили кавалеристов. Однако танк нуждался в ряде доработок. С 15 октября по 17 декабря прототип повторно показали военным, но они снова нашли некоторые недостатки, и танк снова отправили на доработку. Это продолжалась вплоть до 1938 г., когда машину наконец приняли на вооружение под официальным обозначением «Шер» 1935 S, или просто S35.

Танк «Сомуа» S35 имел классическую компоновку с расположенным в корме моторнотрансмиссионным отделением, а также отделением управления и боевым отделением в лобовой части корпуса. Экипаж состоял из трех человек: механика-водителя, командира, также выполнявшего функции стрелка, и радиста, который мог заменить командира танка. S35 имел дифференцированную броню толщиной 36 мм в лобовой части. По шоссе танк развивал скорость 37 км/ч.

В качестве вооружения танк получил 47-миллиметровую полуавтоматическую нарезную пушку SA 35 U 34, способную с 400 м пробить 35-миллиметровую броню, и 7,5-миллиметровый пулемет М1е 1931. Пушка и пулемет размещались в лобовой части башни.

«Сомуа» S35
Несмотря на просьбы поляков и других союзников Франции о покупке танков «Сомуа» S35 для вооружения собственных армий, ни один танк так и не был продан, поскольку французы хотели, чтобы их наиболее совершенный танк оставался исключительно на вооружении Франции. В то же время Германия активно поставляла своим союзникам трофейные танки «Сомуа» S35

Наиболее существенным недостатком танка «Сомуа» S35 была одноместная башня, в которой находился только командир. Из-за этого помимо выполнения прямых обязанностей по координированию действий экипажа и оценки боевой обстановки он был занят поиском целей, наведением орудия, стрельбой, а если радист был занят, то и последующей перезарядкой орудия.

Позже на многих захваченных танках «Сомуа» S35 немцы включали в состав четвертого члена экипажа, который выполнял обязанности заряжающего.

Еще до официального принятия танков на вооружение, летом 1935 г., завод «Сомуа» выпустил 50 машин. Однако последующая их эксплуатация выявила многочисленные проблемы с надежностью, для устранения которых требовались изменения в конструкции. До начала Второй мировой войны произвели 270 танков «Сомуа» S35. С 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1940 г. путем максимального напряжения сил французской промышленности удалось произвести еще 157 машин, однако их оказалось недостаточно, чтобы остановить немецкий «железный кулак».

«СОМУА» S40

Модернизированная версия танка, выпуск которой должен был начаться с 451-й машины. Принципиально отличалась от S35 технологией изготовления и сборки корпуса и башни. Вместо соединения литых деталей болтами предполагалось использовать сварку корпуса и башни из катаных бронеплит. Кроме того, танк должен был получить новый дизельный двигатель мощностью 219 л. с. и усовершенствованную ходовую часть.

Такая машина вполне могла стать одним из лучших средних танков своего времени. Но по причине начавшейся войны и последующей оккупации Франции танк «Сомуа» S40 так и не поступил в производство.

«Сомуа» S40
«Сомуа» S40

Служба и боевое применение

В 1939 г. три дивизии, вооруженные танками «Сомуа» S35 перебросили в Бельгию.

1-я дивизия, которая находилась в составе 7-й армии 12 мая 1940 г., вступила в бой с германской 9-й танковой дивизией. В этом столкновении французские танки проявили себя с наилучшей стороны и ни в чем не уступали немецким. Только общее отступление союзных войск вынудило дивизию вернуться в Антверпен.

Задачей кавалерийского корпуса, в который входили 2-я и 3-я дивизии, имевшие в составе 74 танка S35, было удержать противника до момента занятия 1-й и 9-й армиями своих позиций. Вплоть до 14 мая 1940 г. корпус сдерживал наступление пяти хорошо обученных и экипированных германских дивизий, после чего отступил к позициям, занятым 1-й армией. 2-я и 3-я дивизии, будучи основной ударной силой кавалерийского корпуса, нанесли противнику ощутимый урон, уничтожив более 60 танков противника, потеряв около 40 машин.

Несмотря на эффективное массированное применение танков на одном участке и успешное выполнение поставленной перед кавалерийским корпусом задачи, было решено расформировать его. Танки, оставшиеся на вооружении корпуса, распределили по фронту для усиления пехотных дивизий.

Это решение дорого стоило французским войскам, которые, не имея возможности противостоять немецким танковым дивизиям, начали отступать к Дюнкерку.

Осознав ошибку, в начале июня 1940 г. французское верховное командование вновь формирует 1-ю, 2-ю и 3-ю дивизии. Однако из-за нехватки танков и другой техники они уже не могли повлиять на продвижение немецких войск.

После капитуляции Франции 22 июня 1940 г. большинство оставшихся на ее территории танков, в том числе 297 «Сомуа» S35, перешли к противнику и под обозначением «Панцеркампфваген» 35 S 739 (f) были приняты на вооружение вермахта, став одними из лучших танков Германии на тот момент.

Танки S35, как и большинство других трофейных машин, немцы использовали только на второстепенных направлениях или в антипартизанских операциях. После больших потерь, понесенных в ходе операции «Барбаросса», ограниченное количество S35 поступило на вооружение фронтовых танковых дивизий.

В 1944 г. оставшиеся S35 были сосредоточены на территории Франции, где приняли активное участие в отражении наступления войск союзников, высадившихся в Нормандии. Большинство танков «Сомуа» S35 при этом было уничтожено. Оставшиеся машины немецкие войска использовали вплоть до капитуляции Германии.

Легкий танк АМХ-13

В послевоенной Франции остро встал вопрос о снабжении войск современными танками. Состоявшие на вооружении американские танки М4 «Шерман», а также французский танк ARL-44, разработанный во время Второй мировой войны, как и научно-технический и технологический уровень французской промышленности после оккупации в целом, сильно отставали от прочих ведущих мировых государств.

Чтобы преодолеть этот разрыв, в 1946 г. в научно-исследовательском центре в Иссиле-Мулино решили начать конструкторские работы над «революционным» легким танком для французской армии.

АМХ-13 со 105-миллиметровой пушкой
АМХ-13 со 105-миллиметровой пушкой для стрельбы идентичными боеприпасами (с уменьшенным пороховым зарядом)

Опытный образец был готов через два года. Конструкция танка, в которой использовали «качающуюся» башню, получилась действительно революционной. Такую башню создали специально для того, чтобы ввести автоматическую зарядку орудия. Башня состоит из двух частей: нижней, связанной с опорой, и верхней, установленной на нижней. При этом верхняя часть башни, в которой расположено орудие, может отклоняться относительно нижней в вертикальной плоскости. В верхней качающейся части башни размещены два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. При выстреле сила отката вращает магазин, высвобождая очередной снаряд, который автоматически досылается в ствол. Подобная система зарядки обеспечивает скорострельность 1012 выстрелов в минуту.

При этом в горизонтальной площади оружие наводится на цель поворотом нижней части башни, а в вертикальной — верхней части.

Однако барабанная система автоматической перезарядки орудия имеет и некоторые недостатки. Перезарядить барабаны можно было только через люки в крыше башни, то есть для перезарядки членам экипажа приходилось покидать танк. В результате, расстреляв содержимое барабанов, машина вынуждена выходить из зоны боевых действий для перезарядки.

Изначально танк оснастили 75-мил метровым орудием, установленным в башне FL10. Однако вскоре основной для него стала 90-миллиметровая нарезная пушка. В 1970-х гг. для АМХ-13 разработали модифицированную башню FL12 со 105-миллиметровой пушкой, кумулятивный снаряд которой имел начальную скорость 800 м/с и пробивал броню толщиной 400 мм. Однако танки с башней FL12 производили только на экспорт, поскольку на вооружение французской армии данную модификацию не приняли.

АМХ-13 был весьма уязвим. Опасность для противопульной броневой защиты танка представляли даже малокалиберные пушки противника.

Благодаря применению автоматической зарядки орудия экипаж танка удалось сократить до трех человек, что позволило уменьшить размеры, а следовательно, и силуэт танка. Место командира танка располагалось в левой части башни, наводчика — в правой. Оба могли вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемета. Место механика-водителя размещалось в корпусе, в отделении управления.

Боевая машина пехоты AMX-VCI
Боевая машина пехоты AMX-VCI

Служба и боевое применение

Основными операторами легкого танка АМХ-13 стали Франция, где он серийно производился с 1952 по 1964 г., и Аргентина, где он выпускался по лицензии в 1968-1985 гг. Кроме того, благодаря высоким боевым характеристикам танка его приняли на вооружение более 25 стран мира, во многих из которых он состоит на вооружении и в наши дни.

АМХ-13 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в 1953-1954 гг., в ходе Шестидневной войны 5—10 июня 1967 г., а также в некоторых других военных конфликтах. По мнению многих отечественных специалистов, АМХ-13 не смог оправдать возложенные на него надежды. В особенности это касается действий танка в Шестидневной войне. Однако такое утверждение, по нашему мнению, неверно, и в неудачах стоит винить не машину, а неподготовленные экипажи, которые использовали этот легкий танк в качестве основного и выводили его в лобовую атаку на советские танки Т-54 и Т-55, против лобовой брони которых 75-миллиметровая пушка АМХ-13 бессильна.

Однако данный факт не учло израильское командование, и после окончания Шестидневной войны Израиль стал постепенно распродавать АМХ-13. В четвертой арабо-израильской войне, или войне Судного дня (6—24 октября 1973 г.), АМХ-13 практически не участвовал.

Игнорируя этот факт, другие страны продолжали эксплуатировать АМХ-13 с 90 и 105-миллиметровыми орудиями, резонно полагая, что он, как и прежде, подходит для решения многих специфических задач на поле боя. Основным покупателем израильских танков АМХ-13 стал Сингапур.

Легкий танк АМХ-13 послужил основой для многочисленных боевых машин и машин специального назначения. На его базе были созданы:

  • первая европейская послевоенная САУ AMX-13 155mm F3, принятая на вооружение в 1960 г.;
  • боевая машина пехоты AMX-VCI, принятая на вооружение многих стран мира и ставшая основным бронетранспортером французской армии вплоть до 1970-х гг.;
  • ряд зенитных самоходных установок и инженерных машин.

Основной боевой танк АМХ-30

Угроза перерастания холодной войны в реальное вооруженное столкновение во второй половине 1950-х гг. заставила ведущих европейских танкостроителей задуматься о необходимости единого основного боевого танка для стран НАТО. Впервые техническую спецификацию на такой танк опубликовало 25 июля 1956 г. техническое управление Министерства обороны ФРГ. В соответствии с выдвинутыми требованиями при создании нового танка следовало принять меры по защите от ядерного и химического оружия. Броня должна была выдерживать попадание большинства современных снарядов, в том числе кумулятивных средств. Предусматривалось установить многотопливный двигатель. При этом вес танка не должен был превышать 30 т, отношение мощности двигателя к массе — 30 л. с./т, а запас хода должен был составлять 350 км.

танк AMX-30 B2
Для своего времени основной боевой танк AMX-30 B2 обладал превосходными динамическими свойствами и огневой мощью. Однако слабая броневая защита и отсутствие системы стабилизации пушки, что сводило на нет возможность вести огонь во время движения, не позволили ему конкурировать с основными боевыми танками других стран

На основании выдвинутых требований ФРГ и Франция разработали танки «Леопард» 1 (ФРГ) и АМХ-30 (Франция). Предполагалось, что лучший из них будет принят на вооружение обеих стран. Но на практике ни одной из сторон не удалось убедить другую в превосходстве своей машины. Не вышло договориться и о совместном производстве одной из машин. Программа единого основного боевого танка потерпела фиаско, и каждая страна продолжила работу над своим проектом.

Французский основной танк АМХ-30 официально приняли на вооружение в 1963 г., в 1966 г. начали его серийное производство.

АМХ-30 имеет классическую схему компоновки с размещением отделения управления в лобовой части корпуса, боевого — посередине и моторно-трансмиссионного — в кормовой части корпуса. Место механика-водителя расположено в отделении управления, места остальных членов экипажа (командира танка, наводчика и заряжающего) расположены в боевом отделении.

Корпус танка сварен из листов катаной брони. Толщина броневых плит лобовой части корпуса — 80 мм, бортов — 3035 мм, днища и крыши — 15 мм. Башня литая, толщина ее лобовой части — 81 мм, боковых стенок башни — 41 мм, крыши — 20 мм. В целом АМХ-30 имеет относительно слабое бронирование для танка своего класса. Его броня способна защитить только от пуль, осколков и малокалиберных снарядов.

Однако слабое бронирование компенсируется высокой скоростью и хорошим вооружением. АМХ-30 оснащен 105-миллиметровой нарезной пушкой CN-105-F1 и установленным с ней в одной бронемаске 12,7-миллиметровым пулеметом, который может перемещаться независимо от основного орудия в вертикальной плоскости. Еще один 7,62-миллиметровый пулемет NF1 с механическим дистанционным управлением установлен на командирской башенке и может использоваться в качестве зенитного. Для постановки дымовых завес на бортах танка расположены дымовые гранатометы.

На АМХ-30 установлены многотопливный дизель с турбонаддувом, механическая трансмиссия, система защиты от оружия массового поражения, система автоматического пожаротушения, средства подводного вождения и т. п.

В 1982 г. на вооружение французской армии поступил модифицированный вариант танка, получивший обозначение АМХ-30В2. На нем 12,7-миллиметровый пулемет заменили 20-миллиметровой автоматической пушкой М963. АМХ-30В2 имел усиленную броневую защиту и более мощный двигатель HS-110-S2 (800 л. с.). На танк установили современную систему управления огнем и телевизионную камеру, которые позволяли вести прицельный огонь на дистанции до 1000 м даже ночью.

Колонна французских бронетанковых войск на параде
Колонна французских бронетанковых войск на параде

Служба и боевое применение

С 1966 г. для французской армии произвели более 1300 танков АМХ-30 (включая АМХ-30В2). Помимо Франции различные модификации АМХ-30 состоят (или состояли) на вооружении армии Венесуэлы, Греции, Испании, Израиля, Катара, Кувейта, Нигерии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Хорватии, Кипра и Чили. Всего выпустили около 2800 танков АМХ-30 различных модификаций.

Для Саудовской Аравии разработали особую модификацию танка — AMX-30S — которая предназначена для боевых действий в пустыне. Данная модификация отличалась бортовыми экранами, усиленной системой кондиционирования и противотермитной обработкой изоляционных материалов, а также уменьшенной до 620 л. с. мощностью двигателя. Позднее танки данной модификации приобрел Кувейт и некоторые другие страны.

Еще одну модификацию АМХ-30, предназначенную для действий в пустыне, в 1988 г. группа немецких компаний предложила Саудовской Аравии, которая укрепляла свои вооруженные силы из-за обострившихся отношений с Ираком. Танк, получивший обозначение АМХ-30 «супер», оснастили современной системой управления огнем, улучшили ходовую часть, до 1028 л увеличили емкость топливных баков, установили автоматическую трансмиссию ZF LSG-3000, а также двигатель MTU MB-833 Ка-501 мощностью 850 л. с., который отличался меньшим расходом топлива.

Саудовская Аравия применяла танки AMX-30S в операции «Буря в пустыне» (АМХ-30 «супер» так и не попал в серийное производство). В данной операции в составе французского экспедиционного корпуса также участвовали АМХ-30В2. Танки АМХ- 30, применявшиеся в «Буре в пустыне», получили положительные отзывы, хотя к этому времени уже морально устарели. Слабое бронирование делало машину уязвимой для большинства противотанковых средств. Попытка защиты BS G2, соответствовавшей по уровню стальной броне толщиной 400 мм, значительно утяжелила танк, что лишило его главного преимущества — динамических характеристик. Даже с учетом многочисленных модификаций АМХ-30 уже не мог конкурировать с американскими, немецкими и советскими аналогами, поэтому с начала 1990-х гг. постепенно заменялся на современный французский основной боевой танк AMX-56 «Леклерк».

Танки АМХ-30 во время операции «Буря в пустыне»
Танки АМХ-30 во время операции «Буря в пустыне»

На основе шасси танка АМХ-30 выпускали широкий ряд боевых машин и машин специального назначения: 155-миллиметровую самоходную пушку AMX-30 AUF1, зенитно-ракетный комплекс AMX-30 «Роланд», пусковой комплекс тактических ядерных ракет AMX-30 «Плутон», минный тральщик AMX-30EBD, танковый мостоукладчик AMX-30EBG, бронированная ремонтно-эвакуационная машина AMX-30D и т. д.

Основной боевой танк AMX-56 «Леклерк»

В конце 1970-х гг. стало очевидно несоответствие АМХ-30 требованиям к современному основному танку. Франции с ее богатыми традициями танкостроения, научно-техническим потенциалом и высоким уровнем развития промышленности был необходим принципиально новый основной танк для перевооружения армии. Он должен был изменить мнение всего мира о французском танкостроении и повлиять на облик современного основного боевого танка, превзойти по тактико-техническим характеристикам всемирно признанных конкурентов — танки «Леопард» 2, «Абрамс» и «Челленджер».

ОБТ Франции AMX-56 «Леклерк»
ОБТ Франции AMX-56 «Леклерк»

Государственный концерн GIAT «Индастрис» (сейчас «Некстер») работал над новым танком с 1978 до 1991 г., в конце года с конвейера концерна сошел первый серийный образец танка АМХ-56 «Леклерк».

Основные тактико-технические характеристики французского танка сопоставимы с американским М1А2 «Абрамс», немецким «Леопард» 2 и английским «Челленджер» 2. Разработчики танка АМХ-56 «Леклерк» по некоторым позициям обошли своих именитых конкурентов.

Так, по заявлению создателей, АМХ-56 «Леклерк» стал самым защищенным и при этом самым легким основным танком своего времени. Этого удалось добиться благодаря использованию комбинированного разнесенного стально-кевларо-керамического противоснарядного типа брони. Особое внимание уделили защите крыше башни и корпуса от стремительно развивавшихся противотанковых средств нового поколения, которые поражали танк сверху.

Французские разработчики решили отказаться от динамической защиты, мотивировав это тем, что при взрыве пластин динами ческой брони могут пострадать собственная пехота и техника.

Выделяется танк и мощной 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой CN 120-26 с длиной ствола 6,2 м. Она обладает превосходной баллистикой при наименьшем весе (3,5 т) среди аналогов.

Камора французской пушки имеет те же размеры, что и пушка танка «Леопард» 2, что позволяет использовать боеприпасы немецкого и американского производства. Кроме того, пушка CN 120-26, будучи длиннее немецких и американских 120-миллиметровых аналогов, обеспечивает бронебойному подкалиберному снаряду начальную скорость 1750 м/с. Конструкция башни танка позволяет перейти на 140-миллиметровое орудие.

Хотя ресурс пушки CN 120-26 составляет всего 400 выстрелов (по сравнению с 700 выстрелами у пушки M256, которой оснащен М1А2 «Абрамс», и Rh44 танка «Леопард» 2А5), конструкция машины позволяет заменить орудие всего за час без необходимости снимать башню.

В отличие от своего предшественника, основного танка АМХ-30, пушка стабилизирована, что дает возможность танку вести прицельный огонь в движении.

Для танка «Леклерк» фирма Creusot Loire создала систему автоматического заряжения, расположенную в нише башни, боеукладка которой включает 22 выстрела. Система обеспечивает танку скорострельность до 12 выстрелов в минуту. При этом система автоматической зарядки орудия для заряжения может выбрать один из шести различных видов боеприпасов.

С основным орудием спарен 12,7-миллиметровый пулемет «Браунинг», который помимо использования по прямому назначению может применяться в качестве пристрелки, так как его пули на расстоянии до 600 м имеют сходную со снарядами траекторию полета. Еще один 7,62-миллиметровый пулемет F1 с возможностью дистанционного управления устанавливается на крыше люка наводчика или командира танка. Пулемет можно использовать как зенитный, его можно снять и применять как ручной пулемет.

Вместо стандартных дымовых гранатометов по обеим сторонам башни танка «Леклерк» расположена многофункциональная установка «Галикс» 13 из девяти 80-миллиметровых гранат (четыре дымовых заряда, создающих завесу как в видимом, так и в ИК-диапазоне, две инфракрасные ловушки для противодействия ракетам с инфракрасной головкой самонаведения, три осколочно-фугасные противопехотные гранаты).

AMX-56 «Леклерк»
Лобовая броня танка AMX-56 «Леклерк» многослойная, модульного типа, с кевларовыми, керамическими и стальными плитами различной твердости. Поврежденные модули можно заменить в полевых условиях

Танк АМХ-56 «Леклерк» имеет отличные показатели скорости и маневренности и способен за 5,5 с разогнаться до 32 км/ч. Максимальная скорость при движении по шоссе — 72 км/ч. Таких впечатляющих показателей удалось добиться благодаря многим факторам, важнейшим из которых являются установка V-образного восьмицилиндрового многотопливного дизельного двигателя жидкостного охлаждения V8X мощностью 1500 л. с., специально разработанного финской машиностроительной компанией Wartsila.

Двигатель V8X — уникальный в своем роде. Во-первых, до настоящего времени он является одним из наиболее компактных танковых двигателей. Во-вторых, имеет рекордный показатель литровой мощности — 91 л. с./л (литровая мощность двигателей MTU MB 873 Ka-501, которыми оснащались танки «Леопард», — 32 л.с./л). При массе всего 1600 кг и рабочем объеме цилиндров 16,5 л удельная мощность двигателя V8X 1500, равная 27,5 л. с./т, является наивысшей среди основных боевых танков третьего поколения. Для сравнения: удельная мощность двигателя AGT-1500, установленного на танке M1 «Абрамс», — 24,5 л. с./т.

Столь внушительных показателей удалось добиться благодаря использованию системы наддува «Гипербар», которая создает более высокое давление и позволяет увеличить мощность двигателя при улучшении характеристик крутящего момента. «Гипербар» также можно использовать как вспомогательный автономный 12-сильный источник энергии. АМХ-56 «Леклерк» — единственный в мире танк с подобной силовой установкой. Высокие показатели скорости и маневренности обусловливают высокий расход топлива.

Способствует достижению внушительных показателей скорости, динамики и маневренности компактная компоновка корпуса танка при его сравнительно небольшой боевой массе — 54,6 т (боевая масса танка М1А2 «Абрамс» — 62,1 т). Этого удалось добиться с помощью компактной силовой установки, вооружения танка спаренной автоматической пушкой, внедрения системы автоматической зарядки. Последнее нововведение позволило сократить экипаж до трех человек и снизить вес брони, что уменьшило массу танка примерно на 7 т.

Характерная особенность танка — наполнение современной электроникой. Все компоненты системы управления огнем (прицелы наводчика и командира, тепловизионная система наблюдения и наведения на цель, лазерный дальномер, стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель, различные датчики метеорологических и прочих условий и т. д.) замыкаются на электронно-вычислительной системе, которая рассчитывает показатели для стрельбы. Учитываются даже такие данные, как искривление ствола пушки от нагрева при стрельбе, полученные с помощью лазерного датчика кривизны ствола пушки.

Помимо этого, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, коробкой передач, автоматом заряжения (с возможностью автоматического выбора нужного типа боеприпаса), навигационной системой, системой защиты от оружия массового поражения, быстродействующей системой пожаротушения и т. д. Радиостанция танка способна автоматически преобразовывать сообщения в цифровой и графический виды.

Танковая информационно-управляющая система (ТИУС) имеет встроенный голосовой модуль, благодаря которому о важных данных и возможных неисправностях экипажу будет доложено голосом. Значимая информация не будет пропущена среди большого количества разнообразных мигающих индикаторов.

Все сведения, полученные ТИУС, автоматически передаются на командный пункт, поэтому командир подразделения всегда располагает оперативными данными о местонахождении и направлении движения своих танков, их техническом состоянии, запасах боеприпасов, топлива и т. д. Все важные системы ТИУС продублированы и при необходимости питаются от автономных источников.

АМХ-56 «Леклерк» стал первым «умным» танком, положив начало развитию четвертого поколения ОБТ.

Среди основных недостатков танка — высокая стоимость. Так, стоимость танка М1А1 «Абрамс» в зависимости от комплектации колеблется в пределах 34 млн долларов, М1А2 — 6 млн, а российского Т-90 - до 4 млн. Стоимость же АМХ-56 «Леклерк» в зависимости от комплектации может достигать 1012 млн долларов. При этом более 50 % стоимости танка — затраты на электронику.

Существует и ряд других проблем. В частности, для пушки CN 120-26 до настоящего времени не создано боеприпаса, способного полностью раскрыть ее потенциал. Вызывают нарекания и прицельные приспособления танка, погрешности которых не позволяют полностью реализовать все преимущества системы ТИУС, которая также весьма несовершенна, требует частых калибровок, провести которые могут только профессионалы.

Демонстрация танков АМХ-56 «Леклерк»
Демонстрация танков АМХ-56 «Леклерк» всегда вызывает неподдельный интерес общественности

Служба и боевое применение

Высокая стоимость стала основной преградой на пути продажи танка за рубеж, по этой причине единственным оператором танков АМХ-56 «Леклерк» помимо Франции стали Объединенные Арабские Эмираты, которые оказывали финансовую помощь еще на этапе разработки танка. Специально для ОАЭ создали модификацию «Тропик». Она отличается от базовой модели высокоэффективным кондиционером, предназначенным в первую очередь для охлаждения системы ТИУС, отсутствием оборудования подводного хода, ненужного в условиях пустыни, двигателем MTU 883, который заменил базовую силовую установку и показал большую надежность в условиях жаркого климата.

Модификация АМХ-56 «Леклерк» AZUR предназначена для ведения боевых действий в условиях города. Она отличается от базовой модификации набором экранов для защиты от реактивный противотанковый гранатомет (РПГ), комплектом защиты от зажигательных смесей, системой, предупреждающей о нахождении объектов в непосредственной близости от танка, наличием громкоговорителя.

До настоящего времени танки не были задействованы ни в одном боевом конфликте, поэтому объективно оценить их боевые характеристики нельзя.

На данный момент идут работы по созданию нового основного боевого танка четвертого поколения «Леклерк» 2, производство которого планируется развернуть в 2015-2020 гг. Среди основных изменений, о которых стало известно, — установка 140-миллиметровой пушки, усиление брони, модернизация системы ТИУС.




Поделиться ссылкой