Танки Израиля

История израильского танкостроения

В настоящее время Израиль — одна из сильнейших танковых держав. На вооружении Армии освобождения Израиля (АОИ) состоит до 5000 танков, в том числе танк израильского производства «Меркава», по мнению многих экспертов, один из лучших в мире. Израильских танкистов отличают первоклассная подготовка и огромный опыт, накопленный в многочисленных войнах с участием израильской армии. Недаром портреты израильских гене- ралов-танкистов Исраэля Таля и Моше Пеледа представлены в зале Великих танковых полководцев в Центре танковых войск США.

Легкий танк «Гочкисс»
Легкий танк «Гочкисс»

Первое бронетанковое подразделение Израиля — 8-я бронетанковая бригада (как и само государство Израиль) — сформировалось в ходе Арабо-израильской войны 1947-1949 гг. К концу войны на вооружении бригады имелась весьма разношерстная техника: небоеспособный средний танк «Шерман», два средних крейсерских танка «Крайзер Кромвель», для которых не было боеприпасов, и небольшое количество безнадежно устаревших легких танков «Гочкисс». Плачевное состояние материальной части вовсе не повышало боеспособность 8-й бригады. Но главнокомандование армии молодого государства не спешило исправлять ситуацию. Причиной такого отношения стало ошибочное мнение о том, что в ходе войны израильская армия, не имевшая танков, взяла верх над противником, на вооружении которого такие машины были. Поставки современной бронетехники из СССР в Египет вынудили командование АОИ уделить внимание комплектованию собственных бронетанковых сил. Но большинство ведущих танкостроительных стран в данный период либо поддерживало противников Израиля, либо выжидало — решить вопрос оказалось непросто.

Одним из немногочисленных союзников молодого государства Израиль стала Франция, с которой договорились о поставке легких танков AMX-13 образца 1953 г. До 1956 г. в Израиль поставили более 200 машин. Вооруженные скорострельным 75-миллиметровым орудием CN 75-50, французские танки отличались высокой огневой мощью и хорошей маневренностью, что делало их прекрасным оружием для борьбы с бронетехникой противника. Однако из-за слабого бронирования AMX-13 не могли выступать в качестве танка поддержки пехоты, поэтому израильской армии по-прежнему требовался хорошо бронированный танк.

По этой причине Израиль стал активно закупать по всему миру средние танки «Шерман». В 1956 г. у Франции закупили модернизированные танки с 76-миллиметровым орудием и горизонтальной подвеской HVSS. Поступив на вооружение АОИ, эти машины получили обозначение M1 «Супер Шерман». Впоследствии в западной литературе под этим названием будет проходить ряд разнообразных модификаций танка «Шерман», созданных в Израиле, но в АОИ оно было закреплено только за танками данной модификации.

Средний танк М50 «Шерман» в танковом музее в Латруне
Средний танк М50 «Шерман» в танковом музее в Латруне

Кроме того, Израиль развернул собственную программу по восстановлению и модернизации танков «Шерман». В рамках этой программы создана модификация М50 «Шерман», вооруженная французским 75-миллиметровым орудием CN-75-50.

В результате активной работы по комплектованию бронетанковых сил в первой половине 1950-х гг. количество боеспособных танков в АОИ существенно возросло, благодаря чему удалось сформировать еще две танковые бригады — 27 и 37-ю, которые прошли проверку боем во время второй арабо-израильской войны.

Операция «Кадеш», в ходе которой израильские войска атаковали позиции египетской армии на Синайском полуострове, началась 29 октября 1956 г. Неожиданность сыграла на руку израильтянам, танковые бригады которых при взаимодействии с другими родами войск сумели подавить войска противника и в кратчайшие сроки вышли к Суэцкому каналу. Израильские войска нанесли серьезный урон египетской армии, которая потеряла до 600 единиц бронетехники. Собственные потери АОИ составили всего 30 танков и БТР.

Успех, достигнутый в ходе второй арабо-израильской войны, не мог остаться незамеченным, и даже скептически настроенное израильское верховное командование не могло больше отрицать важность тяжелой бронетехники для ведения современных боевых действий. Израиль начал энергичный поиск экспортеров новых танков за рубежом, продолжил работы по модернизации танков «Шерман». В начале 1960-х гг. силами израильских специалистов создана новая модификация, получившая обозначение М51. От предшественника М51 «Шерман» отличался более мощным 105-миллиметровым орудием CN-105-F1 длиной 44 калибра, которое установили на новую башню Т23; дизельным двигателем «Камминс» VT8-460, менее подверженным возгоранию, чем бензиновый двигатель «Континенталь» R-975; горизонтальной подвеской HVSS; автоматической трансмиссией и рядом других усовершенствований.

К 1964 г. войска получили около 500 единиц М50 «Шерман» и более 200 единиц М51 «Шерман». К этому моменту на вооружение АОИ поступило около 200 танков М48 «Паттон» III, тайно закупленных у США при посредничестве Германии, и примерно такое же количество танков «Центурион», приобретенных в Великобритании. АОИ наконец- то получила танковый парк, способный противостоять любому вероятному противнику на Ближнем Востоке. В 1964 г. произошло одно из ключевых событий в истории танковых войск Израиля: командующим танковыми войсками назначили Исраэля Таля, опытного танкиста, который пользовался огромным уважением в войсках.

танк «Гочкисс»
Сегодня трудно поверить в то, что когда-то у одной из сильнейших танковых держав состоял на вооружении устаревший на тот момент легкий танк «Гочкисс»

По соображениям Таля, учитывая открытый характер местности большинства предполагаемых боевых действий на Ближнем Востоке, успех в будущих конфликтах с применением танков будет сопутствовать экипажам, лучше подготовленным вести огонь на дальние дистанции. В соответствии с этим основной упор в танковой доктрине Израиля сделали на подготовку экипажей (особенно наводчиков) к ведению снайперского огня. Шанса опробовать идеи Таля на практике не пришлось долго ждать. Сирия предприняла попытку путем строительства обводного канала отвести воды реки Иордан от естественного русла, лишив Израиль необходимых водных ресурсов. По этой причине руководство страны отдало приказ атаковать район проведения работ по строительству канала.

Усложняло ситуацию то, что технику, задействованную в строительстве, прикрывали сирийские танки. Учитывая данное обстоятельство, Исраэль Таль предложил воспользоваться отличной выучкой израильских экипажей и сделать ставку на поражение танков противника с расстояния, на котором противник не мог бы угрожать израильским танкам. Единственным препятствием на пути реализации данного плана стало отсутствие информации о позициях сирийской бронетехники. Но и эту проблему Таль виртуозно решил. После того как израильские танки заняли свои позиции, на нейтральную полосу выпустили трактор. Сирийские танкисты, не подозревая о готовившемся ударе, заглотили наживку и открыли огонь, выдав свои позиции. В итоге все намеченные цели были уничтожены.

Интересно, что место наводчика в одном из танков занял лично Исраэль Таль, что положительно сказалось на боевом духе израильских танкистов, а также позволило генералу на практике применить принятые им решения. Кроме Таля в битве участвовали другие высокопоставленные офицеры израильской армии. Так, командиром танка Исраэля Таля стал командир 82-го батальона Биньямин Ошри, а заряжающим — командир 7-й танковой бригады полковник Шломо Лахат. В дальнейшем израильская армия не раз прибегала к подобному приему. Неспособные противостоять новой израильской тактике сирийские войска несли большие потери, и вскоре от строительства обводного канала решили отказаться.

Новая война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой началась 5 июня 1967 г. Израильская армия вела боевые действия на трех фронтах против армий пяти государств, значительно превосходивших ее армию по численности, но уже к 10 июня Израиль добился победы, захватив Синайский полуостров, сектор Газа, западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голандские высоты. Во многом этот успех стал возможен благодаря эффективным действиям танковых дивизий под командованием Исраэля Таля, уничтоживших более 1200 танков противника, а также большое количество другой бронетехники.

Средний танк М48 «Паттон» III
Средний танк М48 «Паттон» III

Не менее успешно израильские танкисты действовали и в войне на истощение, кульминацией которой стала операция «Равив». В ее ходе группа трофейных египетских танков с израильскими экипажами тайно высадилась на египетский берег Суэцкого залива. Основной целью операции были системы ПВО, сковывавшие действия израильской авиации. За 10 часов группа преодолела расстояние в 50 км, атакуя военные объекты противника. Потери египетской стороны составили около 150 человек убитыми. Со стороны израильского десанта потерь не зафиксировано. По окончании рейда группа в полном составе погрузилась на десантные корабли и покинула территорию противника.

Основной боевой танк «Меркава»

В рейтинге основных боевых танков, составленном авторитетным американским агентством военных исследований «Форекэст Интернешнл», израильский танк «Меркава Mk 4» производства «Израэл Орднэнс Корпс» обошел таких именитых конкурентов, как немецкий танк «Леопард» 2A6 и японский танк «Тайп» 10, уступив только американскому танку M1A2 SEP «Абрамс». Тем не менее многие специалисты именно израильский танк по-прежнему считают лучшим ОБТ в мире.

Танк «Меркава» Mk 4
Танк «Меркава» Mk 4

На вооружении Армии обороны Израиля состоял ряд самых разнообразных танков различных стран мира: английские танки времен Второй мировой войны «Кромвель» и «Центурион», французские танки «Гочкисс» и AMX-13, американские «Шерманы» и «Паттоны», захваченные в арабо-израильских войнах советские Т-34 и Т-54/55.

Несмотря на многочисленные модернизации, в начале 1960-х гг. все эти танки уже безнадежно устарели, что вынудило командование АОИ искать им современную замену. Мнения ведущих европейских танкостроителей разделились. Так, немцы и французы в ущерб огневой мощи и защищенности отдавали предпочтение стратегической мобильности своих танков: «Леопард» 1 развивал скорость по шоссе до 62 км/ч, AMX-30 — до 65 км/ч. Английские специалисты во главу угла ставили защищенность и огневую мощь, которые воплотились в танке «Чифтен», способном развивать скорость по шоссе до 48 км/ч. Основное преимущество английской машины заключалось в том, что благодаря толщине брони она могла передвигаться под огнем противотанковых средств противника, а следовательно, обладала гораздо большей мобильностью на поле боя, чем французские и немецкие танки, уступая им в скорости, а значит, и в стратегической мобильности.

В 1966 г. два танка «Чифтен» доставили в Израиль для всесторонних испытаний. По их результатам пришли к выводу, что эта машина, несмотря на относительно невысокую шоссейную скорость, наилучшим образом подходит для применения на полях сражений в арабо-израильских конфликтах. Но после победы Израиля в Шестидневной войне (5 — 10 июня 1967 г.) ведущие европейские державы, нуждавшиеся в арабской нефти, ввели эмбарго на поставки оружия в Израиль. Практически подписанный контракт на поставку английских танков «Чифтен» был сорван.

Единственным поставщиком оружия для АОИ на тот момент остались США, поставившие в Израиль 150 основных боевых танков М60А1. Но для постоянно воюющего государства зависимость от поставок оружия из одной единственной страны была крайне опасна. К тому же в тот момент тяжелая промышленность Израиля уже достаточно окрепла. В связи с этим 6 мая 1970 г. генерал-майор АОИ Исраэль Таль обратился в Министерство обороны и финансов Израиля с обоснованием необходимости разработки и производства собственного танка. Это не только позволило уменьшить зависимость страны от внешних поставок, но и дало шанс поставить на вооружение танк, который в полной мере отвечал бы израильской доктрине применения бронетехники. Кроме того, в долгосрочной перспективе производство собственного танка было значительно дешевле, чем покупка аналогичного танка за рубежом.

Танк «Меркава» Mk 4
Приоритетом при создании нового танка была безопасность экипажа: даже при полном уничтожении машины экипаж должен остаться в живых

Впервые в практике мирового танкостроения работы по созданию нового танка возглавил не инженер, а боевой офицер Исраэль Таль, командующий бронетанковыми войсками АОИ. Проанализировав итоги танковых сражений Синайской кампании 1956 г. и Шестидневной войны, генерал Таль пришел к выводу, что нужна принципиально новая машина, так как ни один существовавший танк в полной мере не отвечал потребностям израильской армии. Основными преимуществами нового танка должны были стать огневая мощь, достаточная защищенность для возможности маневрирования на поле боя, максимальная адаптация к предполагаемому театру военных действий и тактике ведения боя бронетанковых сил АОИ. Более того, во главу угла ставилась максимальная защита экипажа танка и боекомплекта, ведь, как показывает практика, при детонации последнего страдает экипаж.

Работы над танком начались в 1970 г. В 1971 г. был готов стальной макет. В декабре 1974 г. изготовили два опытных образца. В 1977 г. новый танк показали по израильскому телевидению. Фотографии новинки, сделанные с экранов мониторов, облетели все ведущие мировые издания. Вокруг танка и его производства сразу же возникло множество мифов, которые уже через год были развеяны. В октябре 1978 г. первый серийный танк «Меркава» Mk 1 передали в войска, а в октябре 1979 г. официально приняли на вооружение. Командование одним из первых батальонов, укомплектованных новыми танками «Меркава», принял капитан Яир Таль, сын генерала Таля.

Хотя работа над танком «Меркава» Mk 1 велась в ускоренном темпе, все поставленные задачи были решены в конструкции танка. Главным отличием от прочих машин стала оригинальная схема компоновки. Прочие ОБТ того времени компоновались по двум схемам.

  • Так называемая франко-советская схема, предложенная компанией «Рено» еще в 1916 г. и впервые реализованная в первом серийном легком танке «Рено» FT-17. При такой компоновке двигательная установка и трансмиссия располагались в задней части корпуса, боевое отделение — в передней.
  • Классическая немецкая схема с расположением двигательной установки в задней части корпуса, трансмиссии — в передней, боевого отделения — в средней.

В танке «Меркава» реализовали принципиально новую схему компоновки: двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части корпуса, что делало их дополнительной защитой экипажа, ведь большинство попаданий приходится именно на лобовую проекцию танка.

Танк «Меркава» Mk 4
Главным отличием танка «Меркава» стала оригинальная схема компоновки

Особое внимание уделили не только защите, но и удобству работы экипажа. Просторное боевое отделение позволяло взять дополнительный боезапас, несколько десантников или второй экипаж, благодаря чему можно использовать танк практически круглосуточно. Пока работает один экипаж, второй может отдохнуть. Характерная особенность израильского танка — наличие в корме отсека для транспортировки десанта или эвакуации раненых с поля боя, благодаря чему машина может выполнять широкий круг самых разнообразных задач.

При разработке нового танка учитывали также ландшафт предполагаемого театра военных действий и тактику ведения боя бронетанковых сил АОИ. Например, израильтяне предпочитают вести оборону с заранее подготовленных позиций на скатах высот, поэтому перед создателями танка ставилась задача максимально уменьшить фронтальную проекцию танка, а также позаботиться о защите башни, на которую при таком положении придется максимальное число попаданий снарядов противника. Поэтому большую часть боевого отделения перенесли из башни в корпус, что позволило значительно уменьшить объем башни. Ее сделали литой, из двух разнесенных слоев брони толщиной 76 мм каждый. Конструкторы остановились на клинообразной форме, которая способствовала рикошету снарядов.

На танке установили американскую 105-миллиметровую нарезную пушку M68, изготовленную на предприятиях «Израэль Милитари Индастриес». В качестве вспомогательного вооружения использовали спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый пулемет FN MAG, произведенный в Израиле по бельгийской лицензии. Еще два пулемета MAG разместили рядом с люками командира и заряжающего. Рядом с люком заряжающего мог устанавливаться 60-миллиметровый миномет для стрельбы осколочно-фугасными, дымовыми и осветительными минами.

Но танк имел и свои недостатки. Особые нарекания вызвали большой вес и габариты. При современном насыщении поля боя противотанковыми управляемыми ракетами большие габариты могут стать фатальными для машины.

С момента создания ОБТ «Меркава» непрерывно совершенствуется. Так, недостатки танка, выявленные в ходе Ливанской войны 1982 г., обусловили появление первой модификации танка «Меркава» Mk 2. Среди характерных отличий модернизированного танка от базовой модели можно отметить:

  • усиление бронирования за счет установки дополнительных накладных модулей с комбинированной броней;
  • установка для защиты от противокумулятивных снарядов по периметру нижней части кормы металлических цепей с шарами, которые заставляли срабатывать кумулятивные снаряды еще до контакта с броней танка;
  • размещение внутри 60-миллиметрового миномета, который ранее находился рядом с люком заряжающего; это позволило заряжать и вести стрельбу непосредственно изнутри танка;
  • увеличение емкости топливных баков на 25 %.

Производство танков данной модификации началось в сентябре 1983 г. Всего выпустили около 600 таких машин. Танки «Меркава» Mk 2 по-прежнему состоят на вооружении 7-й регулярной бригады АОИ.

Для машин модификации «Меркава» Mk 3 характерны следующие особенности:

  • усиление бронирования путем крепления болтами к корпусу и башне танка модулей так называемой специальной брони. Ее состав неизвестен. По всей видимости, это модули многослойной брони пассивного типа;
  • замена гидравлических приводов поворота башни и наведения орудия более надежными электрическими;
  • установка вместо нарезной 105-мил-лиметровй пушки M68 120-миллиметровой гладкоствольной пушки MG25, которая значительно увеличивает огневую мощь танка;
  • замена двигателя «Теледайн Континенталь » AVDS-1790-5A, форсированного до 900 л. с., на двигатель AVDS-1790-9AR, форсированный до 1200 л. с.

Производство танков данной модификации началось в апреле 1990 г. Всего выпустили около 680 таких машин. Танки «Меркава» Mk 3 до настоящего времени состоят на вооружении 188-й регулярной бригады АОИ.

танки «Меркава»
До настоящего времени танки «Меркава» состоят на вооружении АОИ и не поставляются ни в одну страну мира

Машины модификации «Меркава» Mk 4 отличают:

  • усиленное бронирование башни по всей ее площади, в связи с чем отсутствует люк заряжающего; люк командира башни по причине увеличившегося веса открывается только с помощью специального магазина;
  • повышенная защита экипажа и механизмов, которую обеспечивает установленная на стволе орудия маска;
  • 120-миллиметровая гладкоствольная пушка MG253, установленная вместо 120-миллиметровой гладкоствольной пушки MG25;
  • двигатель GD883 американской фирмы «Дженерал Динамикс» мощностью 1500 л. с., который заменил двигатель AVDS-1790-9AR, форсированный до 1200 л. с.;
  • электрический барабанный механизм, подающий снаряды заряжающему;
  • значительно улучшенный обзор для всех членов экипажа. Обзор механика-водителя увеличен благодаря камере заднего вида. Обзор наводчика улучшен за счет переноса прицела на крышу. Обзор для командира увеличен путем установки нового панорамного прицела с тепловизором и боевой информационной системы «Зайад» (в пер. с иврита — «охотник»);
  • система активной танковой защиты «Трофи», установленная в 2006 г. для защиты от противотанковых ракет. Система с помощью радаров отслеживает потенциальные угрозы и уничтожает выпущенные по танку противотанковые ракеты еще на подлете.

Активная защита «Меркава» Mk 4 предполагалась изначально. Но из-за нехватки средств от нее пришлось отказаться. Тем не менее, Вторая ливанская война (12 июля — 14 августа 2006 г.), когда только за один день от противотанковых ракет пострадало 11 машин, наглядно подтвердила необходимость установки данного элемента на современные танки.

Производство танков данной модификации началось в 2001 г. В 2004 г. первый танк «Меркава» Mk 4 поступил на вооружение. Несмотря на это, до 2010 г., когда машину представили широкой общественности, все данные о ее производстве и применении были засекречены. Выпуск танка продолжается и в настоящее время. «Меркава» Mk 4 является основным боевым танком АОИ.

Служба и боевое применение

Бронетанковые силы АОИ, находясь в состоянии непрерывного арабо-израильского конфликта, неоднократно доказывали мощь и превосходство своего оружия. Боевое крещение танк принял во время Ливанской войны 1982 г. Тогда не только израильские специалисты, но и жители Бейрута смогли оценить мощь новой машины.

На данный момент нет однозначной оценки действий танка в этой кампании. В особенности это касается противостояния между танком «Меркава» Mk 1 и танком Т-72 производства СССР. В частности, распространены три версии. Израильская версия противостояния, которой придерживается большинство западных специалистов, говорит об уничтожении 10 танков Т-72 без какого-либо ущерба израильских машин. По советской версии, близкой многим современным отечественным специалистам, уничтожено значительное количество танков «Меркава» без ущерба для Т-72. По третьей версии танки «Меркава» и Т-72 в ходе Ливанской войны 1982 г. ни разу не сталкивались, а две вышеизложенные версии не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Подобных примеров достаточно в истории. Так, американские солдаты, поражавшие немецкий танк PzKpfw IV, часто рапортовали об уничтожение PzKpfw VI «Тигр».

105-миллиметровая нарезная пушка танка «Меркава»
105-миллиметровая нарезная пушка танка «Меркава»

Однозначного мнения об эффективности танков «Меркава» в данной войне нет, однако высочайший уровень защиты экипажа, приспособленность танка к особенностям ведения боя бронетанковыми силами АОИ и фотографии колонн танков на улицах столицы неприятеля сразу заставили относиться к израильской машине серьезно.

Во Второй ливанской войне 2006 г. применялись модификации «Меркава» Mk 2, «Меркава» Mk 3 и «Меркава» Mk 4. Как и ранее, однозначной оценки эффективности применения израильского танка нет. Так, по заявлению израильской стороны, из 400 задействованных в конфликте машин повреждено 46, только пять из них — «Меркава» Mk 2 и Mk 3 — признаны неремонтопригодными, что свидетельствует о высокой защите «Меркавы» Mk 4. По другой версии израильская сторона потеряла более 150 танков (информация радиостанции «Ан-Нур»). Но с учетом того, что в ходе данного противостояния выпустили более 1000 противотанковых ракет и все поставленные перед бронетанковыми силами АОИ цели были достигнуты, можно констатировать высокую боевую эффективность танков «Меркава».

Сегодня «Меркава» Mk4 заслуженно считается одним из лучших основных боевых танков мира. Тем не менее, по заявлению Израиля, Mk 4 станет последней модификацией танка «Меркава». Новый основной боевой танк для АОИ будет иметь кардинально новые конструктивные особенности, следовательно, получит и новое название.




Поделиться ссылкой