Танки Великобритании

История британского танкостроения

Идея создать защищенное и подвижное орудие с большой огневой мощью для прорыва укрепленных линий обороны противника появилась достаточно давно. Еще в XV в. великий итальянец Леонардо да Винчи хотел построить подобную машину, из которой можно было бы вести огонь по противнику без ущерба для себя. Конечно, такой замысел было невозможно реализовать в XV в., однако именно творение Леонардо считается прототипом всех современных танков.

Идею итальянского гения так и не удалось осуществить. Вплоть до начала ХХ в. великие умы работали над созданием смертоносной машины. В разных уголках мира появилось множество разнообразных прототипов. Непосредственными предшественниками танка считают бронепоезд и бронированный автомобиль, однако у них были существенные недостатки. Так, радиус действия бронепоезда был ограничен, он мог проехать только по железнодорожным путям. Бронеавтомобиль из-за перегрузки базового шасси не мог нести усиленную броню и вооружение, обладал невысокой проходимостью, что также существенно сужало радиус его действия.

Реконструированный танк Леонардо да Винчи
Реконструированный танк Леонардо да Винчи

Техническая возможность построить первый танк в современном его понимании появилась одновременно с созданием гусеничного трактора на паровом ходу, который сочетал высокую проходимость с возможностью нести тяжелую броню и вооружение. Однако идея создания танка, как и множество других революционных замыслов, не встретила поддержки среди консервативного английского командования. Машину сочли дорогостоящей технической безделушкой, а людей, выступавших за ее разработку, потерявшими рассудок.

Все изменила Первая мировая война, которая потребовала кардинального пересмотра военной доктрины Великобритании и других стран. Полковник Эрнест Суинтон, посланный на западный фронт для составления отчетов о ходе боевых действий, лично убедился в бесперспективности наступательных действий английских войск. Все атаки заканчивались одинаково: противники просто «выкашивали» тысячи человек из нескольких удачно расположенных пулеметных гнезд. Из создавшегося «позиционного тупика» можно было вырваться, только подавив огневые точки противника. Однако массированные артобстрелы часто только улучшали его позиции, углубляя траншеи, и делали местность труднопроходимой для собственных войск. Атаки пехоты с этой задачей тоже справиться не могли.

Сэр Эрнест Данлоп Суинтон (1868–1951)
Сэр Эрнест Данлоп Суинтон (1868–1951)

Суинтон понял: при таких потерях война очень быстро будет проиграна. Вернувшись в Англию в октябре 1914 г., он представил военному министерству Великобритании проект создания «сухопутного броненосца» на базе гусеничного трактора.

На трактор «Холт — Катерпилар» обратили внимание английский полковник Эрнест Данлоп Суинтон и полковник французской армии Жан-Батист Эжен Этьен, которые по праву считаются отцами-основателями танковых войск. Независимо друг от друга они занимались разработкой первых танков.

Предшественник первых танков — промышленный трактор «Холт—Катерпилар»
Предшественник первых танков — промышленный трактор «Холт— Катерпилар»

Однако даже в условиях кровопролитной войны высшее армейское командование и чиновники весьма скептически относились к идее создания бронированного вооруженного вездехода, поэтому проект Суинтона мог так и остаться нереализованным. Но на него обратил внимание всесильный первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль. Его аргументы в защиту боевой машины не убедили консервативное военное руководство, и Черчилль решил действовать. В январе 1915 г. он отправил премьер-министру Великобритании лорду Асквиту письмо о необходимости создания «сухопутного броненосца», приложив к нему чертежи боевой машины, и уже в феврале того же года основал Комитет сухопутных кораблей.

Интересно, что Уинстон Черчилль, дав начало танковой про грамме Великобритании, мог стать и причиной краха программы. Он выбрал для рассмотрения проект майора Томаса Джеральда Хетерингтона, представлявший собой огромного металлического монстра высотой около 14 м, который должен был нести на себе 80-миллиметровую броню, шесть орудий и 12 пулеметов. Даже если этого железного и весьма дорогостоящего гиганта удалось бы доставить на континент, невысокая скорость и огромные габариты сделали бы его отличной мишенью для вражеской артиллерии. Подобное фиаско непременно привело бы к закрытию танковой программы. К счастью, в комитете нашлись специалисты, сумевшие доказать несостоятельность проекта, и его закрыли.

В июне 1915 г. в Комитет сухопутных кораблей пригласили Эрнеста Суинтона, который написал спецификацию для новой машины. Среди основных требований к танку значились: скорость до 6,4 км/ч, достаточная маневренность для пересечения поля боя, возможность преодолевать препятствия вроде земляных парапетов высотой 1,5 м и траншей шириной 2,4 м. Количество огневых единиц сократили до двух орудии и двух пулеметов.

Создание нового облегченного танка, который теперь вместо «сухопутного броненосца» стали именовать «сухопутным крейсером», поручили лейтенанту морской авиации Уолтеру Вильсону и директору компании по производству сельскохозяйственной техники «Уильям Фостер и К. Лимитед» Уильяму Триттону. Автором конструкции танка на основе выдвинутых Суинтоном требований стал главный инженер компании Уильям Ригби.

«Литл Уилли» («Малыш Вилли»
Первый прототип танка Суинтона — «Литл Уилли» («Малыш Вилли»)

Строительство прототипа началось 11 августа 1915 г., уже через месяц его представили комиссии.

На испытаниях обнаружился ряд существенных недостатков танка.

  • Низкая скорость: на пересеченной местности скорость падала до 12 км/ч, что делало машину легкой мишенью для вражеской артиллерии.
  • Низкая проходимость: танк с трудом преодолевал препятствия в виде окопов и воронок от снарядов, которыми изобиловали поля сражений.
  • Сложность управления: в передней части машины сидели два механика-водителя, один из которых управлял рулем, сцеплением, главной трансмиссией и переключением скоростей, другой — тормозами. Еще два человека около двигателя приводили в действие вторичную трансмиссию. Для управления вооружением были нужны еще минимум двое членов экипажа.

Однако создание «Малыша Вилли» имело и положительные результаты. Во-первых, прототип показал перспективность развития танков. Во-вторых, по результатам испытаний были сформулированы основные требования к дальнейшему развитию танка, в частности необходимость увеличения длины машины для возможности преодоления окопов и т. д. В-третьих, образовалась пара конструкторов — Триттон и Вильсон, которые положительно повлияли на развитие танкостроения Великобритании.

Тяжелый танк Mk I

Испытания первого британского танкового прототипа выявили пути развития нового танка для армии Ее Величества. Создание нового танка вновь поручили инженеру Уильяму Триттону и представителю Комитета сухопутных кораблей лейтенанту Уолтеру Вильсону.

Прежде всего они отказались от тракторного гусеничного шасси «Холт», на базе которого был создан «Малыш Вилли». Из-за него танк обладал низкой проходимостью. Для новой боевой машины лейтенант Роберт МакФи и инженер Альберт Несфильд разработали принципиально новое гусеничное шасси ромбовидной формы. Пущенное поверх корпуса, оно имело ряд существенных преимуществ. Одно из главных — возможность преодолевать вертикальные препятствия.

Однако ромбовидная схема компоновки вызывала некоторые затруднения. В частности, пушки и пулеметы нельзя было установить в башне, так как это привело бы к смещению центра тяжести на верх танка. Решение проблемы предложил глава Комитета сухопутных кораблей Юстас д’Энкур. Он посоветовал разместить вооружение в специальных бортовых выступах — спонсонах.

Работа над танком велась в тяжелых условиях. Деньги, выделенные Адмиралтейством на проект, быстро заканчивались, поэтому конструкторскую группу под руководством Триттона и Вильсона постоянно торопили.

Прототип нового танка, получивший прозвище «Биг Уилли» («Большой Вилли»), создали всего за 40 дней — в январе 1916 г. он был готов. Демонстрация опытного образца состоялась 2 февраля 1916 г. в Хеттфильдском парке в поместье маркиза Солсбери. На ней присутствовали министр снабжения, будущий премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж, военный министр Горацио Герберт Китченер, министр иностранных дел Артур Джеймс Бальфур и другие высокопоставленные военные и государственные чиновники. Новая боевая машина произвела на присутствующих большое впечатление. Танк с легкостью преодолевал рвы, воронки и вертикальные препятствия, а грозный вид машины внушал ужас. Конечно, не все были в восторге от «Большого Вилли». Так, Китченер заявил после демонстрации: «Эта прелестная дорогая механическая игрушка не поможет выиграть войну». Позднее, 8 февраля 1916 г., танк показали королю Великобритании Георгу V, которого поразила новая боевая машина.

Mk I в камуфляжной раскраске
Mk I в камуфляжной раскраске

Несмотря на множество положительных отзывов, «Большой Вилли» был далеко не совершенен. Для запуска двигателя требовались три-четыре члена экипажа, которые вращали огромную пусковую рукоять, пока не заводился мотор. Столько же человек было необходимо для переключения передач или поворота, ведь танк имел три коробки передач — основную и по одной на каждом борту.

Бензин из двух топливных баков емкостью 114 л каждый подавался самотеком, из- за чего двигатель глох, когда машина резко кренилась на нос. В такой ситуации одному из членов экипажа приходилось вручную переливать горючее из бака в карбюратор с помощью бутылки или другой емкости, что, учитывая большую температуру внутри танка, было крайне опасно.

Высокую проходимость «Большого Вилли» сильно преувеличили: из-за недостаточной ширины гусениц и большой массы он мог застрять в мягкой земле, так и не встретив серьезных препятствий. О внезапном наступлении и говорить не приходилось: выхлопные трубы выходили на крышу танка и не имели глушителей, поэтому его звук был слышен за километр. В то же время страшный рев вселял страх в солдат и лошадей противника.

Экипаж танка работал в сложнейших условиях. В машине не было амортизаторов и танкисты в полной мере ощущали на себе все неровности рельефа. Вентиляция также не предусматривалась, поэтому жар от работающего двигателя, установленного прямо в боевом отсеке, доводил внутреннюю температуру до +50 °С. Едкий дым от двигателя и пороховые газы после каждого выстрела делали нахождение в танке практически невозможным, поэтому тепловые удары и удушение танкистов были обычными явлениями.

Тем не менее уставший от безысходности позиционной войны и постоянной потери солдат главнокомандующий английскими войсками во Франции генерал Дуглас Хейг выступил в защиту «Большого Вилли» и, невзирая на его недостатки, потребовал в кратчайшие сроки поставить на фронт 40 машин. Вскоре заказ увеличили до 100 штук.

Mk I
Mk I

Существовали две модификации данного танка. Машины, получившие в качестве вооружения две 57-миллиметровые пушки «Гочкисс» L/40 в спонсонах, позади которых размещались два 7,7-миллиметровых пулемета «Гочкисс» M1909, называли «самцами», а оснащенные четырьмя 7,7-миллиметровыми пулеметами «Виккерс» — «самками». В лобовой части танков обеих модификаций находился 7,7-миллиметровый пулемет «Гочкисс», из которого мог вести огонь командир. В некоторых случаях в корме танка устанавливали дополнительный пулемет.

Предполагалось, что «самцы» будут уничтожать вражеские пулеметные гнезда, а «самки» — живую силу противника, окопы, а также прикрывать «самцов». Однако на практике первые, вооруженные пушками и пулеметами, могли справляться с боевыми задачами без «самок».

Первые танки, названные Mk I, были готовы в августе 1916 г. и уже 15 сентября использовались английской армией для прорыва немецкого фронта в битве на Сомме. Это первый в мировой истории случай применения танка в бою.

Конструкция Mk I была далека от идеальной. Из 49 машин, подготовленных для атаки, 17 не смогли выйти на поле боя из-за технических неполадок, а из оставшихся 32 таков, которые начали атаку, только 18 добрались до немецкой линии обороны (другие либо вышли из строя из-за неисправностей, либо увязли в болоте).

Тяжелые танки Mk II-V

Битва на реке Сомма ознаменовало появление грозного оружия — танка. И хотя Mk I, участвовавший в этом сражении, был еще несовершенен, результаты не оставляли сомнений в перспективности развития нового вида вооружений.

Название «танк» появилось благодаря осторожности английской контрразведки. В целях конспирации машины перевозили под видом «самодвижущихся водяных цистерн для Петрограда», а в переводе с английского «танк» как раз и означает «цистерна» или «бак». Для немецкой разведки эта версия должна была выглядеть вполне правдоподобно, поскольку подготовленные для перевозки и лишенные вооружения Mk I напоминали большие баки.

В последующие годы англичане выпустили еще несколько моделей первого танка, каждая из которых была совершеннее предыдущей.

Надпись «Осторожно. Петроград» на танке Mk I, по всей видимости, должна была убедить немецкую разведку в том, что англичане действительно перевозят самоходные цистерны для доставки русским питьевой воды

MK II И MK III

После боев на Сомме главнокомандующий Британскими экспедиционными силами во Франции генерал Дуглас Хейг потребовал увеличить заказ танков до 1250. Однако военное министерство поспешило отменить заявку, ссылаясь на недостатки конструкции, в связи с чем 23 ноября 1916 г. в Лондоне созвали срочное совещание по поводу дальнейших работ над усовершенствованием танка.

Изучив опыт применения Mk I в бою, рабочая группа сделала вывод — необходимо увеличить броню. Справившись с первоначальным шоком, немецкие артиллеристы стали без труда подбивать медленные и слабо бронированные машины. Толщину брони увеличили до 12 мм, одновременно с этим подняв скорость танка. Постановили также пожертвовать противогранатной сеткой и «хвостом» (двумя направляющими колесами позади танка). Примечательно, что отказ от последнего спровоцировал случай. В одном из боев «хвост» танка уничтожил вражеский снаряд, но экипаж успешно продолжил маневрирование, притормаживая одной из гусениц для плавного поворота. Если же гусеницу останавливали полностью, танк мог развернуться практически на месте. Отказ от «хвоста» сделал машину менее уязвимой, более простой в производстве и транспортировке. Однако при этом на 0,5 м снизилась способность танка преодолевать окопы, так как он стал короче почти на 2 м.

Несмотря на усовершенствование, одним из основных противников британского танка по-прежнему оставалось обычное болото. Решить проблему увязания танков в мягком грунте попробовали в следующей модификации — Mk III, — увеличив на гусеницах каждый шестой трак.

Боевая слава Mk II и Mk III была недолгой. Первые, выпущенные в количестве 50 штук, успели принять участие только в битве за французский город Аррас в апреле 1917 г., да и то лишь потому, что запаздывало поступление на фронт новой модификации Mk IV. Вторые, которых также построили всего 50 штук, имели весьма ограниченное боевое применение. До наших дней не сохранилось ни одной фотографии этой машины.

После появления на поле боя танка Mk IV в апреле 1917 г. модификации I-III стали использовать преимущественно как учебные или переоборудовали в специальные танки для транспортировки людей, грузов или радиосвязи.

MK IV

Танк Mk IV — следующая модель в линейке английских тяжелых ромбовидных танков. Несмотря на увеличение брони в модификациях Mk II и Mk III, вражеская артиллерия по-прежнему без труда поражала медлительные машины. Угрозой для экипажа стали и бронебойные пули. Поэтому защиту Mk IV существенно увеличили: лобовую броню — с 12 до 16 мм, бортовую — с 6 до 12 мм, верхнюю — с 6 до 8 мм.

Модификация Mk IV отличалась повышенной проходимостью, так как на танк установили широкие гусеницы и практически в два раза (с 40 до 23 калибров) укоротили пушки, потому что при прохождении препятствий они часто утыкались в землю или цепляли деревья. Пулеметы «Виккерс» с водяным охлаждением ствола сменили на «Льюис» с воздушным охлаждением. При этом новый пулемет имел ряд существенных недостатков: он быстро перегревался, пороховые газы мешали вести прицельный огонь. Из-за этого на более поздних моделях английский «Льюис» заменили на французский «Гочкисс», в котором пороховые газы отводились через поперечное отверстие внизу ствола.

Бензобаки танка вынесли за пределы корпуса и разместили между задними ветвями гусениц, что уменьшило возможность возгорания топлива в условиях повышенной температуры внутри танка. Емкость топливных баков увеличили до 272,5 л, что повысило запас хода по шоссе до 54 км. Появилась принудительная подача горючего. Впервые на выхлопную трубу танка установили глушитель.

Важные изменения коснулись спонсонов. Посредством салазок их можно было убрать внутрь танка, что значительно упрощало его транспортировку, ведь раньше спонсоны снимали и перевозили отдельно.

Mk IV «Самка» времен Первой мировой войны
Mk IV «Самка» времен Первой мировой войны

Первые Mk IV прибыли на фронт в апреле 1917 г. и 7 июня приняли боевое крещение при захвате Мессинского хребта. Бои показали существенные недостатки новых танков. Самый опасный изъян — самопроизвольное сползание подвижных спонсонов при сильном крене и других обстоятельствах — приводил к травмированию членов экипажа. Но в целом машина произвела положительное впечатление и успешно справилась с поставленными задачами.

Существовало несколько оригинальных вариантов Mk IV. Например, удлиненная модификация, получившая название «Головастик», предназначалась для преодоления траншей. Она получилась настолько удачной, что на ее основе впоследствии создали новый танк Mk V.

Модификация «Гермафродит» появилась после боя с немецкими танками A7V под Виллер-Бретоннё 24 апреля 1918 г. Первое в истории танковое сражение показало крайнюю уязвимость «самок» перед танками противника, вследствие чего на Mk IV вместо одного из пулеметов установили пушку. Впервые появилась и модификация специализированного ремонтного танка.

Всего выпустили 1220 танков Mk IV учитывая ремонтные. Их производство прекратили в декабре 1917 г. в связи с появлением Mk V.

MK V

Mk V стал последним английским тяжелым танком, выпущенным во время Первой мировой войны. Новая модификация существенно отличалась от своих предшественников, что было продиктованно боевым опытом. Благодаря новому двигателю «Рикардо» мощностью 150 л. с., который разработали специально для танков; скорость движения боевой машины по шоссе возросла до 6,5 км/ч. Новая четырехскоростная коробка передач позволила управлять танком одному человеку.

Mk V «Самка»
Mk V «Самка»

Как и другие танки данной серии, Mk V выпускался в двух модификациях, которые отличались друг от друга вооружением, — «самец» и «самка».

Отличительными внешними признаками нового танка стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка, дополнительные «командирская» башня и пулемет на корме. Танки Mk V состояли на вооружении Великобритании, а также армий других стран: Франции, США, Канады, Японии и т. д. В частности, весной 1919 г. союзники России по блоку «Антанта» передали Mk V белым армиям в качестве военной помощи. При поддержке этих танков 17 июня 1919 г. войсками барона Петра Врангеля был взят город Царицын. Однако после боев на Каховском плацдарме осенью 1920 г. большую часть работоспособных Mk V захватила и вскоре приняла на вооружение Красная армия. В 1938 г. практически все танки передали многим городам СССР для установки в качестве памятников победы в Гражданской войне.

Памятник MK V в Архангельске
Памятник в Архангельске

Из-за расширения немцами траншей на линии Зигфрида появилась новая версия танка — Mk V*. В корпус машины позади спонсонов добавили дополнительную секцию длиной 1,83 м. Вспомогательное пространство хотели использовать для транспортировки пехоты, но в нем не было вентиляции и солдаты часто умирали от удушья, поэтому в секции, как правило, перевозили грузы.

Средний танк Mk A «Уайппет»

Успехи, которых добился на полях сражений легкий французский танк «Рэно» FT-17, убедили английское командование в том, что параллельно с развитием тяжелых танков необходимо создавать более скоростные и маневренные машины, которые смогут при поддержке кавалерии выполнять тактические задачи в тылу противника. Прорыв линии фронта должны были обеспечить тяжелые танки.

Средний танк Mk A «Уайппет»
Средний танк Mk A «Уайппет»

Пионер британского танкостроения Уильям Триттон предвидел это и заранее по собственной инициативе занялся разработкой легкой модели. Когда начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник Джон Фуллер выступил с предложением разработать «кавалерийский» танк, Уильям Триттон и Уильям Фостер (на его заводе изготовили прототип) уже были во всеоружии. Опытный образец выпустили в декабре 1916 г. В феврале — марте 1917 г. «легкая машина Триттона № 2», или «Чейзер» (в переводе с английского — «преследователь») прошла войсковые испытания.

Высоко оценив возможности прототипа, в июне того же года военные заказали заводу «Уильям Фостер и К» 200 танков Триттона. В декабре 1917 г. здесь были готовы к серийному производству, и уже в марте 1918 г. первые машины покинули завод.

Новый танк получил обозначение «средний танк Mk А». За способность набирать вдвое большую скорость (до 14 км/ч по шоссе), нежели состоявшие тогда на вооружении тяжелые английские танки, его прозвали «Уайппет» (уайппет — малая английская борзая, которая разгоняется до 70 км/ч и по праву считается лучшей охотничьей собакой).

Планировалось, что экипаж танка будет состоять из четырех человек. Однако, учитывая тесноту рубки, от второго стрелка, как правило, отказывались. Боевая масса Mk А «Уайппет» составляла 14 т, лобовая броня имела ширину 14 мм, бортовая — 13 мм, а броня кормы и крыши — всего 5 мм.

Каждая гусеница танка приводилась в движение отдельным карбюраторным двигателем с водяным охлаждением «Тэйлор» мощностью 45 л. с. и имела собственную коробку передач. Чтобы повернуть, необходимо было либо изменить число оборотов нужного двигателя, либо переключить передачу в одной из коробок передач. Несмотря на сложность конструкции, Mk А «Уайппет» был очень надежной машиной. Это подтверждается тем фактом, что он стал едва ли не первым танком, самостоятельно вернувшимся в часть после атаки.

Машину оборудовали тремя установленными и одним запасным 7,7-миллиметровыми пулеметами «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола. Общий боезапас — 5400 патронов. Через отверстия с бронезаслонками экипаж мог вести огонь из личного оружия. Вооружение устанавливали в многогранной броневой башне.

Управлять танком было сложно: он имел две независимые коробки передач и плохой обзор с места водителя. Усугубляли ситуацию высокая температура и загазованность рубки — гораздо выше, чем в тяжелых танках. Нередко машина нагревалась настолько, что члены экипажа получали ожоги, просто коснувшись рулевого колеса, пулемета или других элементов внутри танка. Из-за недостатка кислорода экипаж вынужденно использовал противогазы.

Тем не менее танкисты любили и гордились своими изящными машинами, отмечая скорость, маневренность и запас хода — лучшие по сравнению с тяжелыми английскими танками того времени.

Первый разведывательный поход с участием 12 танков Mk А «Уайппет» состоялся 26 марта 1918 г. Танки прошли боевое крещение 24 апреля 1918 г. в битве под Виллер-Бретоннё, где участвовало семь Mk A. Их появление сыграло важную роль в окончательном успехе. Быстрые и маневренные, они обратили в бегство сотни немецких солдат, бросивших свои огневые позиции. Особенное значение имело быстрое подавление артиллерийских точек, которые по-прежнему представляли основную угрозу для английских танков. Из четырех потерянных в этом бою Mk А «Уайппет» три уничтожила артиллерия противника, а один подбил немецкий танк A7V «Зигфрид».

Доказав на деле боевую эффективность, Mk А «Уайппет» стал неизменным участником всех значимых сражений Первой мировой войны.

В битве при Амьене 8 августа 1918 г. эти машины полностью оправдали надежды полковника Джона Фуллера: их экипажи совершили первый в истории танковый прорыв. В этот день 96 Mk А «Уайппет», прорвав фронт и совершив рейд в тыл противника, захватили в плен более 16 тыс. военнослужащих и около 400 немецких орудий. Они продвинулись вглубь территории неприятеля на 11 км, что по меркам Первой мировой войны было неслыханным успехом.

Особо нужно отметить танк со звучным названием «Музыкальная шкатулка». Его экипаж в составе командира лейтенанта Арнольда, водителя Карни и стрелка Риббэнса навеки прославился. Танк, оторвавшись от кавалерийского сопровождения, не решившегося продолжать атаку под плотным огнем противника, и от медленных тяжелых танков Mk V, в одиночку совершил девятичасовой (по другим данным 11- или даже 12-часовой) рейд в тыл противника. За это время были убиты более 200 немецких солдат (по другим данным — около 400), подавлена артиллерийская батарея, пресечены попытки противника восстановить прорванный участок фронта.

«Музыкальную шкатулку» удалось вывести из строя лишь из-за нарушения экипажем правил безопасности. Канистру с дополнительным топливом установили на крыше, а не на корме между выступами ходовой части, как того требовала инструкция. В канистру попал вражеский снаряд, топливо воспламенилось и экипаж покинул объятую пламенем машину. Лейтенанта Арнольда и стрелка Риббэнса взяли в плен, а водителя Карни убили в перестрелке немецкие пехотинцы.

Танк Mk А «Уайппет» использовали и во время Гражданской войны в России. Как и английские тяжелые танки, западные союзники поставляли его белым армиям. Впоследствии 12 захваченных красноармейцами машин приняли на вооружение Красной армии и присвоили название «Тейлор».

В Великобритании Mk А «Уайппет» состоял на вооружении до конца Первой мировой войны, затем его сменили новые модели Mk B и Mk C. В СССР танк «Тейлор» использовался до начала 1930-х гг.

Пехотный танк «Матильда» I

Британская стратегия ведения танкового боя предполагала использование двух типов танков с разными характеристиками: крейсерского (или, как его называли в Великобритании, кавалерийского) и пехотного. Первые предполагалось применять для внезапных атак, обходов врага с флангов с последующим окружением, преследования отступающего противника. Соответственно главным требованием к таким танкам была высокая скорость в ущерб бронированию и вооружению. Вторые предназначались для непосредственной поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций противника, подавления огневых точек, прикрытия пехоты во время контратаки. Технические требования к пехотному танку сформировались в 1934 г.: он не должен был двигаться быстрее солдат, поэтому конструкторы оснастили его более мощной броней и тяжелым вооружением.

Матильда
Скромные габариты не помешали танкам «Матильда» доставить немало проблем немецким войскам во Франции

В 1934 г. командование Королевского танкового корпуса решило создать танк небольших габаритов с неприметным силуэтом. При этом его броня должна была противостоять крупнокалиберным пулеметам и противотанковым пушкам противника. В качестве вооружения планировали установить всего один пулемет. Предполагалось, что именно такая машина благодаря относительной простоте производства и ремонта сможет стать настоящим пехотным танком.

В соответствии с данными требованиями фирме «Виккерс Армстронге Лимитед» дали заказ на проектирование и постройку нового танка. Его разработал коллектив под руководством капитана британской армии инженера Джона Кардена. В сентябре 1936 г. прототип А11Е1 был готов для военных испытаний.

Основное преимущество А11 — его невысокая стоимость, обусловленная простотой производства и использованием дешевых комплектующих. В частности, танк имел V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, который Генри Форд и Чарльз Соренсен разработали для легковых автомобилей.

В апреле 1937 г. британская армия заказала 140 танков «Инфэнтри Танк» Mk I («Матильда»). Их серийное производство продолжалось до августа 1940 г.

Первый английский танк противоснарядного бронирования
Первый английский танк противоснарядного бронирования

Танки «Матильда», поступившие на вооружение 1-й армейской танковой бригады, активно использовали во Франции в 1940 г. Несмотря на скромные габариты, они были практически неуязвимы для немецких танков и 37-миллиметровых пушек РаК-37, благодаря чему стали идеальным оружием для уничтожения артиллерийских расчетов. Тем временем положение союзников в Бельгии и на севере Франции катастрофически ухудшалось. Во время отступления часть машин вышла из строя и нашла последний приют на военных дорогах. Дошедшие до Дюнкерка танки остались на берегу. Несколько уцелевших Mk I «Матильда» в боях уже не участвовали, а использовались в качестве учебных.

Несколько экземпляров машин немцы впоследствии отремонтировали. Их использовали полицейские части. Кроме того, их активно применяли в операциях по борьбе с партизанским движением Украины, Беларуси и Югославии.

Когда партизанское соединение С. А. Ковпака (партизанский отряд, действовавший на оккупированной территории нескольких областей РСФСР, Украины и Белоруссии в 1941—1944 гг.) переходило через Днер, им удалось подбить немецкую «Матильду» I.

Пехотный танк «Матильда» II

Несмотря на положительные отзывы о пехотном Mk I «Матильда» бесперспективность развития пулеметных танков стала очевидна, и Королевский танковый корпус вернулся к концепции крупногабаритного пехотного танка с тяжелым вооружением. Реализация проекта началась в 1936 г. в конструкторском бюро арсенала «Улвич». Заказ получила фирма «Валкан Фаундри».

К 1938 г. был готов первый прототип пехотного танка А12 «Матильда Сеньор», впоследствии названный пехотный танк Mk II («Матильда» II).

Пехотный танк «Матильда» II
Пехотный танк «Матильда» II

От «Матильды» I новая модель отличалась большими габаритами. Лобовая броня, увеличенная до 78 мм, выдерживала попадание любого противотанкового снаряда того времени. В качестве вооружения машина получила английскую скорострельную противотанковую пушку калибра 40 мм «Орднэнс» OF 2-pounder и 7,7-миллиметровый пулемет «Виккерс». Экипаж танка составляли четыре человека.

Основные преимущества «Матильды» II — размеры и усиленное бронирование — в предвоенный период стали и основными его недостатками. Промышленность Англии в тот период еще не была готова к производству столь крупных элементов. Несмотря на широкий список подрядчиков, к началу войны выпустили всего две машины. Новую литую башню для танка вплоть до 1943 г. изготавливала только одна фирма — «Валкан Фаундри».

Два танка «Матильда» II поступили в 7-й Королевский танковый полк. Машины приняли боевое крещение в битве под Арросом между английскими экспедиционными силами и войсками Германии. Немецкие 37-миллиметровые пушки не могли пробить «толстокожую» «Матильда» II и вражеским артиллеристам оставалось лишь наблюдать, как снаряды отскакивают от ее брони. В целом эта модель — наиболее бронированный танк начала Второй мировой войны — в полной мере отвечала поставленным перед ней задачам.

Наибольших успехов «Матильда» II достигла на старте Североафриканской кампании. Прибыв в Египет летом 1940 г., они оказались неуязвимы как для итальянских танков, так и для их средств противотанковой обороны. В то же время двухфунтовые пушки «Матильды» II пробивали броню любой итальянской машины. В результате наступления британцы всего за пару месяцев отбросили итальянцев на 1000 км и уничтожили в боях 130 тыс. человек. Потери англичан составили около 2 тыс. человек.

«Матильда» II оставалась практически неуязвимой для противника вплоть до весны 1941 г., пока у подразделений немецкого Африканского корпуса под командованием Эрвина Роммеля не появилась 88-миллиметровая зенитная пушка «Флэк», которая стала основным оружием против пехотного танка. Несмотря на это, «Матильду» II использовали вплоть до лета 1942 г., когда из- за невозможности установить на машину орудия более крупного калибра в британских танковых частях ее решили постепенно заменять. Последним боем с массовым использованием этих танков стало сражение под Эль-Аламейном в июле 1942 г.

Из английских танковых частей «Матильду» II передали в канадскую, новозеландскую и австралийскую армии. Канадцы и новозеландцы использовали эти машины исключительно как учебные или специальные, а в составе австралийской армии они участвовали в боях с японцами на тихоокеанском театре военных действий вплоть до окончания войны.

По программе ленд-лиза «Матильда» II доставили в СССР. Всего в 1941-1943 гг. получили 918 единиц (из 1084 отправленных), первые из них активно участвовали в битве за Москву.

Танковая битва. В. Крогман. 1939—1946 гг .
Танковая битва. В. Крогман. 1939—1946 гг.

Машины специального назначения на основе танка «Матильда» II. После битвы под Эль-Аламейном в Великобритании и в армиях стран-союзниц на основе «Матильды» II сконструировали различные машины специального назначения на гусеничном ходу. Танки «Матильда Барон» и «Матильда Скорпион» снабдили противоминным тралом. «Матильда Дозер» с бульдозерными отвалами стал незаменим при выполнении саперно-инженерных задач под огнем противника. Танк «Матильда» CDL оснастили мощным прожектором, имитировавшим лунный свет.

В конце 1944 г. специально для боев в джунглях тихоокеанского региона 25 танков «Матильда» II переоборудовали в пехотные огнеметные танки «Матильда Фрог» («лягушка»). Вместо 40-миллиметровай пушки длиной 0,6 м в маску башни вмонтировали брандспойт. В него из резервуара объемом 364 л, который соединялся с дополнительными баками общей емкостью 280 л, подавалась огнесмесь типа «Гелетроль». На корме был дополнительный бак на 455 л, но из предосторожности экипажи «лягушек» предпочитали оставлять его пустым.

«Матильда Фрог» делала один выстрел в 30 с и расходовала на него около 45 л огнесмеси. На полигоне дальность огнеметания составляла более 90 м, что редко удавалось повторить в боевых условиях.

88-миллиметровая зенитная пушка «Флэк»
88-миллиметровая зенитная пушка «Флэк»

Существовали и другие модификации «Матильда» II, многие из которых были созданы непосредственно во фронтовых частях. Ликование немцев при виде горящих британских танков часто сменялось паникой: несмотря на огонь, машины продолжали беспрепятственно двигаться и атаковать вражеские позиции. В таких случаях загорался не сам танк, а палатки, тенты, маскировочные сети, закрепленные снаружи.

Пехотный танк «Валентайн»

Военное министерство Великобритании 10 февраля 1938 г. представили чертежи усовершенствованного пехотного танка, который по собственной инициативе сконструировала компания «Виккерс». Несмотря на большой энтузиазм представителей фирмы по поводу возможностей новой машины, военным танк не понравился. Его позиционировали как пехотный, однако в конструкции использовали узлы и агрегаты крейсерских танков. В результате получилась модель, которую нельзя было причислить к классу пехотных, в которых обязательное мощное бронирование превалировало над другими боевыми качествами, а танк компании «Виккерс» значительно уступал по этому показателю другим пехотным машинам, в частности «Матильде» II. К крейсерским он также не относился из-за весьма заурядных скоростных показателей. Однако основной причиной отказа принять танк на вооружение стала двухместная башня. Подразумевалось, что командир кроме выполнения прямых обязанностей будет также обслуживать орудие. Специально для этого танка компания «Виккерс» разработала 40-миллиметровую автоматическую пушку, простую в управлении. Тем не менее проект отвергли.

Пехотный танк Mk V «Валентайн»
Пехотный танк Mk V «Валентайн»

Однако уже в 1939 г. в преддверии войны в Европе военным пришлось пересмотреть свое решение, и «неудачный» танк все же подписали в серийное производство. В соответствии с принятой в Великобритании классификацией он получил обозначение «пехотный танк Mk III,» но для удобства ему вскоре присвоили другое имя — «Валентайн». История этого названия до конца не ясна. Либо оно образовалось от полного названия фирмы «Виккерс» (Vickers-armstrongs limited, Elswick, Newcastle-upon-Tyne), либо танк назвали в честь сэра Джона Валентайна Кардена, английского конструктора танков и другой бронетехники, работавшего в «Виккерс».

Первый серийный «Валентайн» был готов в мае 1940 г. Новый танк построили по классической компоновочной схеме. Экипаж состоял из трех человек — командира, механика-водителя и наводчика. В конструкции танка использовали несколько инновационных решений. Например, при сборке не применяли каркас, а детали корпуса соединяли непосредственно друг с другом. Конечно, это требовало высокоточной обработки деталей, но и избавляло конструкцию от лишних веса и объема каркаса, для производства которого требовались дополнительные материалы и трудозатраты.

«Валентайн» имел слабо дифференцированную противоснарядную броневую защиту максимальной толщиной от 60 (лобовая часть корпуса) до 65 мм (лобовая часть башни). При этом боевая масса танка составляла 15,75 т. В качестве силовой установки использовали карбюраторный двигатель AEC A189 мощностью 125 л. с., который позволял танку развивать скорость до 25 км/ч.

В качестве основного вооружения на «Валентайн» установили 40-миллиметровую противотанковую пушку OF 2-pounder Mk IX. Впрочем, выбор у специалистов «Виккерс» был невелик. С пушкой соединили 7,92-миллиметровый пулемет «Беса». Впоследствии на некоторые танки дополнительно разместили 7,7-миллиметровый пехотный пулемет «Брен», оборудованный зенитной установкой. Справа от спаренного пулемета установили 50,8-миллиметровый дымовой миномет, боекомплект которого состоял из 18 дымовых мин. В СССР на поступивших по ленд-лизу танках возможности этого гранатомета расширили за счет применения осколочных мин.

Танк «Валентайн», предназначенный для поставки в СССР
Танк «Валентайн», предназначенный для поставки в СССР

Вскоре разработали первые две модификации танка: Mk II с дизельным двигателем AEC A190 и новой радиостанцией WS № 19 и Mk IV с дизельным двигателем GMC 6-716004 американского производства с видоизмененной трансмиссией.

На вооружение армии Ее Величества поступила надежная машина, способная выполнять широкий круг задач, свойственных как пехотным, так и крейсерским танкам.

Но военных по-прежнему не устраивало отсутствие в экипаже заряжающего, который смог бы разгрузить командира танка и оставить ему больше времени на выполнение прямых обязанностей, особенно если тот командовал не только своей машиной, но и подразделением. Поэтому «Виккерс» разработала модификации танка с трехместной башней. Вес увеличился на полтонны, для сохранения ходовых качеств «Валентайна» на прежнем уровне пришлось уменьшить толщину бортовой брони с 60 до 50 мм. Существовало две модификации «Валентайн» с трехместной башней — Mk III и Mk V, различавшихся двигательной установкой — AEC A190 и GMC 6-71 6004 соответственно.

В 1941 г. на вооружение армии Великобритании поступила новая, более мощная 57-миллиметровая пушка OF 6-pounde. Этим орудием решили оснастить «Валентайн», что повлекло множество проблем. Из-за увеличенной казенной части новой пушки вновь пришлось отказаться от четвертого члена экипажа, которому не осталось места в башне, а также от спаренного с орудием пулемета и дымового гранатомета. Кроме того, из-за увеличения веса башни пришлось уменьшить толщину бортовой брони с 50 до 43 мм. По традиции разработали две модификации танка с новой пушкой — Mk VIII и Mk IX с разными двигателями, названными выше.

В июне 1943 г. появилась новая модификация танка «Валентайн» с 57-миллиметровой пушкой — Mk X, которой за счет уменьшения боекомплекта вернули 7,92-миллиметровый пулемет «Беса». В конце того же года появилась последняя модификация — Mk XI с 75-миллиметровой пушкой OF 75. Она уступала OF 6-pounde по бронепробиваемости, зато у нее был хорошо зарекомендовавший себя фугасный снаряд.

«Валентайны» производили до апреля 1944 г. За время серийного выпуска построили 8275 танков различных модификаций. Помимо Великобритании танк состоял на вооружении армий многих стран — Франции, Турции, Португалии и др. Большое количество «Валентайнов» (3332 из отправленных 3782) по программе ленд-лиза получил СССР. Дольше всего танк оставался на вооружении Новой Зеландии (до 1955 г.).

Пехотный танк «Валентайн» VI. Танковый музей. Кубинка
Пехотный танк «Валентайн» VI. Танковый музей. Кубинка

Первой боевой операцией с участием «Валентайнов» стала военная операция Восьмой армии Великобритании против вооруженных сил Оси на территории Египта и Ливии в ноябре 1941 г. «Валентайн» уступал пехотной «Матильде» II в бронезащищенности, а крейсерскому «Крусэйдеру» в скорости, но в целом машину хорошо приняли в войсках. В 1941 г. ее 40-миллиметровое орудие OF 2-pounder, хотя и было самым слабым местом танка, эффективно боролось с немецкими машинами, а броня обеспечивала достаточную защиту от противотанковых средств противника. Кроме того, «Валентайн» выгодно отличался от других моделей, которые состояли на вооружении английских войск в Северной Африке, надежностью.

С присоединением к Североафриканской кампании новых немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV расстановка сил кардинально изменилась. Они уверенно поражали английские «Валентайны», тогда как откровенно устаревшая 40-миллиметровая пушка не справлялась с броней немецких машин. Машины с 57-миллиметровыми орудиями ситуацию не улучшили. Из-за слабой брони английские танки так и остались легкой добычей для немецких орудий. Кроме того, на вооружение североафриканского контингента их поступило немного. Но, несмотря на это, надежные «Валентайны» применяли вплоть до конца противостояния в Северной Африке.

«Валентайн»
Считается, что «Валентайн» был одним из лучших танков в своем роде, хотя и уступал по некоторым показателям «Матильде» II

Танк внес вклад и в победу союзников на Тихоокеанском и Западном фронтах. К моменту высадки в Нормандии «Валентайн» считался устаревшим, но в боевых действиях ив тылу участвовало множество машин, сконструированных на его основе.

По программе ленд-лиза большое количество «Валентайнов» доставили в СССР. Знакомство советских солдат с новой машиной было трудным. Английский танк требовал бережного отношения в обслуживании и эксплуатации, этого плохо подготовленные советские экипажи в начале войны обеспечить не могли. К тому же «Валентайны» не были готовы к использованию при низких температурах. Однако со временем танки оценили по достоинству. Оказалось, что при умелом обращении они надежнее советских. Единственным существенным недостатком английских машин была слабая пушка, практически бесполезная в борьбе с немецкими танками. Тем не менее, СССР и дальше запрашивал «Валентайны», в особенности новые модификации с 57-миллиметровой пушкой.

Пехотный танк «Черчилль»

Немецкое 50-миллиметровое противотанковое орудие «Пак» 38 представляло серьезную опасность для всех британских танков в начале войны. Его бронебойный снаряд пробивал 78-миллиметровую гомогенную броню, то есть лобовую деталь корпуса самого защищенного танка Великобритании «Матильда» II, с 500 м. Если защищенность крейсерских танков компенсировалась их высокой маневренностью, пехотные танки с невысокой скоростью движения становились легкой добычей для немецких орудий. В такой ситуации армии Великобритании срочно требовалась новая пехотная машина, достаточно защищенная, чтобы противостоять немецким 50-миллиметровым пушкам. В результате компания «Вауксхел Моторс» получила техническое задание с индексом А22, в соответствии с которым и разработала новый пехотный танк.

Пехотный танк «Черчилль»
Пехотный танк «Черчилль»

Новая машина получила стандартное войсковое обозначение — «пехотный танк Mk IV», но в соответствии с устоявшейся традицией давать танкам имена собственные его назвали «Черчилль» в честь премьер-министра Великобритании. Сам Уинстон Черчилль не был этому рад, так как, несмотря на тяжелое бронирование, выдерживавшее попадание большинства немецких противотанковых орудий, новый танк ему не понравился. Не любили новый танк и английские экипажи, для которых назначение на крайне ненадежный «Черчилль» после достойного доверия «Валентайна» было настоящим наказанием.

Хотя «Черчилль» вплоть до конца Второй мировой войны так и остался самым защищенным британским танком (толщина брони — от 16 до 102 мм на Mk IV и от 25 до 152 мм на Mk VI и выше), его крайне ненадежная конструкция была огромным недостатком. Стремясь увеличить объем, инженеры фирмы «Вауксхел Моторс» расположили элементы ходовой части под корпусом. В результате, как и у танков времен Первой мировой войны, гусеницы «Черчилля» охватывали громоздкий корпус по периметру, что не только делало их уязвимыми, но и существенно ограничивало обзор механику-водителю. Такая конструкция ходовой части должна была обеспечивать танку хорошую проходимость, но при эксплуатации в лесисто-болотистой местности выяснилось, что его маневренные возможности невысоки. Кроме того, первые «Черчилли» имели множество других технических недостатков, например, башню часто заклинивало при повороте, что делало эти танки крайне ненадежными.

Вооружение модели также вызывало нарекание. Противотанковая 40-миллиметровая пушка OF 2-pounder с посредственной огневой мощью не соответствовала танку весом 40 тонн. В боекомплекте отсутствовал осколочно-фугасный снаряд, необходимый для танка поддержки пехоты. Этот недостаток хотели компенсировать, установив в лобовом листе корпуса 76,2-миллиметровую гаубицу, но сектор наведения гаубицы в горизонтальной плоскости составлял всего 30°, так как его ограничивали вынесенные вперед направляющие колеса. В результате уже в первой модификации танка «Черчилль» Mk II гаубицу заменили на 7,92-миллиметровый пулемет «Беса».

Несмотря на все изъяны, танк не только поступил в серийное производство, но и стал основой для модификаций и машин специального назначения. «Черчилль» производили с 1941 по 1945 г. За это время выпустили 5640 единиц различных модификаций. Помимо армии Великобритании по договору ленд-лиза «Черчилль» поставляли в СССР (всего направили немногим более 300 танков различных модификаций, 258 из них достигли места назначения). В целом советские экипажи разделяли мнение английских коллег о недостатках танка и даже добавили несколько своих замечаний. Так, при эксплуатации на Восточном фронте выяснилось, что «Черчилль» абсолютно не готов к работе в условиях пониженных температур, поэтому слабые штатные каталитические обогреватели старались заменить печками советского производства.

В защиту английского танка следует сказать, что с каждой модификацией совершенствовались конструкция, вооружение и степень защиты. Начиная с Mk III танки стали комплектовать 57-миллиметровой пушкой QF 6-pounder. Модификация Mk VI получила 75-миллиметровую пушку QF 75-pounder. Существовала и модель с гаубичным вооружением.

Самый существенный прорыв в укреплении защиты танка сделан в модификации Mk VII, толщина лобовой брони составила 152 мм.

Боевой дебют танков «Черчилль» состоялся в битве за Дьепп, небольшой порт на Ла-Манше, 19 августа 1942 г. Основная задача операции, получившей название «Юбилей», состояла в отработке взаимодействия различных родов войск во время высадки на хорошо обороняемое побережье, занятое противником. В операции помимо прочей техники задействовали 58 «Черчиллей» ранних модификаций 14-го канадского армейского Калгарийского танкового полка.

Операция изначально была обречена на провал, в основном из-за недостатка опыта проведения подобных операций. Чтобы избежать столпотворения на подходах к берегу и на нем самом, танкам следовало высаживаться поочередно, в составе четырех групп. В итоге первые три группы высадились на берег практически одновременно, а последняя из-за провала операции не высадилась вовсе. Несколько танков десантировались слишком далеко от берега и затонули. Еще шесть машин пошли ко дну вместе с транспортировавшим их десантным кораблем.

Танки, которые добрались до берега, столкнулись с новой проблемой — галькой.

Попавшие в ходовую часть камешки провоцировали заклинивание ходовой части, а иногда и разрыв гусеничной ленты. Следующим препятствием стала дамба, отделявшая город от пляжа. Планировалось, что ее уничтожат саперы. Однако под плотным огнем противника пехотные части продвигались крайне медленно. Дамбу взорвали, но к этому времени большинство танков уже было потеряно, и до города сумела добраться только небольшая часть высаженных на берег машин. Попасть в Дьепп им не удалось: узкие улочки, ведущие в город, перегородили баррикадами, для демонтажа которых не хватало саперов. Кроме того, немцы вывели на улицы 37-миллиметровые противотанковые пушки, которые не пробили броню «Черчиллей», но разрушили гусеницы на нескольких машинах. К 9:00 стало понятно, что операция провалилась. Оставшиеся танки получили команду вернуться на пляж, чтобы прикрыть эвакуацию пехоты. В итоге все машины были подбиты, а их экипажи пленены (всего 157 человек).

Черчилль
В советских войсках английский танк «Черчилль» получил прозвище БМ-5 — «братская могила на пятерых»

Несмотря на полное фиаско «Юбилея», командование Германии по достоинству оценило дерзость операции и мужество канадских танкистов. Вечером того же дня немецкие самолеты сбросили на казармы Калгарского полка около прибрежного городка Сифорд списки и фотографии пленных танкистов. Благодаря этому поступку по ту сторону Ла-Манша стали известны имена выживших.

Дебют английских «Черчиллей» был провальным, но им удалось занять достойное место в системе бронетанковых сил Великобритании. Особо ценились они в Африке, где характер местности практически не сказывался на маневренных качествах машин, а мощная броня обеспечивала им надежную защиту от немецких противотанковых орудий на хорошо просматриваемой местности.

В Северной Африке «Черчилли» успешно противостояли грозным противникам — 88-миллиметровым зенитным пушкам вермахта и тяжелым «Тиграм». Североирландский конный полк, на вооружении которого состояли «Черчилли», стал первой танковой частью английской армии, уничтожившей в открытом бою немецкий «Тигр».

Танки воевали и на других фронтах с участием союзников. Например, специальные инженерно-штурмовые «Черчилли» в составе 79-й танковой дивизии стали одними из первых тяжелых машин, высадившихся на французский берег 6 июня 1941 г.

«Черчилли», состоявшие на вооружении Советской армии, из-за малочисленности и неприязни со стороны экипажей не смогли внести ощутимый вклад в соотношение сил на Восточном фронте. Например, в сражении под Прохоровкой участвовал всего 21 «Черчилль», при этом из-за технических неисправностей не все приняли участие в бою.

Крейсерский танк «Комета»

Крейсерский танк A34 «Комета»
Крейсерский танк A34 «Комета»

Согласно танковой доктрине, принятой перед началом Второй мировой войны, на вооружении Британской армии состояли три основных типа танков:

  • легкие (для разведки и выполнения задач, не связанных с участием в боевых действиях);
  • пехотные (хорошо бронированные машины для поддержки пехоты);
  • крейсерские (танки с высокими скоростными характеристиками для прорыва обороны противника, окружения, преследования и т. д.).

В 1943 г. в английскую армию поступил новый крейсерский танк «Кромвель» с превосходными скоростными характеристиками. Однако его существенным недостатком стала 57-миллиметровая пушка OF 6-pounder, которая не могла эффективно бороться с танками вермахта. Перед английскими специалистами встала задача — создать новую, более мощную крейсерскую машину. Работа над проектом затянулась более чем на год. Основная причина задержки — отсутствие подходящего орудия, которое можно было бы установить в относительно небольшую башню такого танка. Ситуация изменилась с появлением новой английской противотанковой 76,2-миллиметровой пушки «Орднанс» OF 17-pounder, которая доказала высокую боевую эффективность на вооружении танков «Шерман Файрфлай». Ее главным преимуществом стало сочетание высокой бронебойной мощи с фугасной, что делало ее универсальным орудием для крейсерских танков. На базе танка «Кромвель» решили разработать новую машину, вооруженную подобным орудием.

Первые серийные образцы крейсерского танка, названного «Комета», появились в конце 1944 г. На них установили модифицированный вариант пушки OF 17-pounder, более легкий, с уменьшенными стволом и казенной частью. Кроме главного орудия от своего прототипа, «Кромвеля», танк «Комета» отличался усиленным лобовым бронированием, что сказалось на массе и скорости машины. Так, если «Кромвель» при боевой массе 28 т развивал скорость до 64 км/ч, то максимальная скорость 35,8-тонного танка «Комета» составляла всего 47 км/ч.

Танк «Комета»
Танк «Комета» не был чисто крейсерским танком, а представлял собой основной боевой танк

«Кометы» производили до конца 1945 г. Всего за данный период выпустили 1186 машин.

Среди танков, появившихся в годы Второй мировой войны, крейсерский танк «Комета» занимает особое место. Он лучший в своем классе, отличался способностью противостоять большинству немецких машин по подвижности и огневой мощи, но появился слишком поздно, чтобы внести ощутимый вклад в боевые действия. До окончания войны британская промышленность сумела вооружить новыми танками только 11-ю танковую дивизию, которая отражала немецкое наступление в Арденнах в январе 1945 г.

Официально танк «Комета» состоял на вооружении британской армии до 1958 г., но уже в начале 1949 г. их практически полностью вытеснил «Центурион», хотя они вместе приняли ограниченное участие в Корейской войне. Танк «Комета» сняли с вооружения в 1958 г. и активно экспортировали в ЮАР, Ирландию, Мьянму, Бирму, Кубу и Финляндию, где машина стояла на вооружении вплоть до начала 1970-х гг.

Основной боевой танк «Центурион»

В сентябре 1945 г. выступавший на конференции офицеров-танкистов Британской рейнской армии фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, известнейший военачальник Второй мировой войны, высказал мысль о необходимости поставить на вооружение армии Великобритании принципиально новую боевую машину, в которой будут реализованы лучшие качества пехотного и крейсерского танков. По его мнению, модель, сочетающая высокую огневую мощь, защищенность и подвижность, сумела бы справиться с большинством задач, поставленных перед танками на поле боя. В этом случае танковый парк армии Ее Величества был бы сокращен до двух машин. Это сулило британским бронетанковым силам существенные преимущества (в дополнение к новой модели Монтгомери предполагал использовать легкую модель для разведки и других специфических задач).

Танк «Центурион» в экспозиции Мемориального музея Армии Королевы Елизаветы II. Новая Зеландия
Танк «Центурион» в экспозиции Мемориального музея Армии Королевы Елизаветы II. Новая Зеландия

Во многом это выступление предопределило дальнейшее развитие бронетанковых войск Великобритании. 26 июня 1946 г. Монтгомери назначили начальником Имперского Генерального штаба, наделив его полномочиями для реализации программы. Под его началом на вооружение британских бронетанковых сил был принят многоцелевой танк «Центурион» Mk 3. Его по праву можно считать первым основным танком Великобритании, так как «Центурион» выполнял множество разнообразных боевых задач.

Некоторые исследователи считают первым основным танком Великобритании «Комету», хотя из-за недостаточного бронирования его все же следует отнести к классу крейсерских.

История первого основного танка Великобритании началась задолго до событий сентября 1945 г. В 1943 г. машины на вооружении армии Ее Величества не могли похвастаться выдающимися тактико-техническими характеристиками и в целом уступали немецким, в особенности таким грозным, как PzKpfw V «Панцирь» и PzKpfw VI «Тигр». Это хорошо понимали по обе стороны Ла-Манша. Британский генеральный штаб разработал требования к новому крейсерскому танку, который смог бы эффективно бороться с немецкими боевыми машинами. Среди этих требований:

  • бронирование, обеспечивавшее высокий уровень защищенности от немецкого 88-миллиметрового орудия, противотанковых гранатометов одноразового действия — фаустпатронов, мин ит. д.;
  • высокие маневренные качества благодаря установке бензинового двигателя «Метеор»;
  • главное орудие танка, гарантировавшее эффективное поражение тяжелых немецких танков;
  • масса, не превышавшая 40 т.

Работы по проектированию модели, получившей обозначение А41, поручили фирме АЕС (Associated Equipment Company Ltd.). Кроме инженеров компании вклад в разработку внесли и специалисты технической разведки Великобритании, которые позаимствовали отдельные удачные конструкторские решения, найденные в Германии и СССР.

Танк «Центурион» Mk 3 Вооруженных сил Швейцарии
Танк «Центурион» Mk 3 Вооруженных сил Швейцарии

В процессе работ выяснилось, что требования к танку противоречат друг другу. Уровень развития британского танкостроения в тот период не мог обеспечить создание машины с заданным уровнем защиты и массой, не превышавшей 40 т. Специалисты предложили несколько инновационных идей, позволявших в случае их успешной реализации сохранить нужный вес, но на разработку требовалось время, которого у Великобритании не было. Новые танки, способные противостоять немецким машинам, ждали на фронте, поэтому генеральный штаб решил увеличить допустимый вес танка до 60 т. Это существенно облегчило задачу конструкторам, но сулило значительные проблемы в будущем с транспортировкой, преодолением мостов и т. д.

К маю 1945 г. специалисты АЕС построили шесть прототипов. Разработчики столкнулись со сложностями при обеспечении высокого уровня защищенности, но сохранили вес машины на уровне 45 т. Для прохождения боевых испытаний новые танки направили в Европу, однако к моменту их появления на континенте война закончилась и поучаствовать в сражении машинам не удалось. Тем не менее, на полевых испытаниях танкисты с опытом реальных сражений подтвердили высокие боевые качества танка и даже предположили, что он мог бы успешно противостоять немецким машинам «звериной» серии, появись модель немного раньше.

Первые серийные А41 сначала выпускали под именем «Звезда», но затем изменили название на «Центурион».

«Центурион» спроектировали по классической схеме: с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением — в средней и моторно-трансмиссионным отделением — в задней. Главное орудие разместили во вращающейся трехместной башне в центре. Корпус машины был сварным, башня — литой. Толщина брони лобовой детали корпуса составляла 76 мм, башни — 165 мм.

В качестве силовой установки «Центурион» оснастили 12-цилиндровым бензиновым двигателем «Метеор» — танковым вариантом хорошо зарекомендовавшего себя авиационного двигателя «Мерлин», который ставили на легендарные английские истребители времен Второй мировой войны.

Башню оборудовали противотанковой 76,2-миллиметровой пушкой OF 17-pounder, 20-миллиметровой пушкой «Полстен» и 7,92-миллиметровым пулеметом «Беса» (в кормовой шаровой установке).

Позже на основе базовой модели создали многочисленные модификации, которые поставляли как в армию Великобритании, так и на экспорт. Самой массовой стала модель «Центурион» Mk 3, оснащенная новой 83,9-миллиметровой нарезной скорострельной танковой пушкой QF 20-pounder, которая отличалась превосходными огневыми характеристиками и широким набором боеприпасов (бронебойных, фугасных, картечных и т. д.). Среди новшеств, примененных в данной модификации, — установка в передней части башни дымовых гранатометов. До 1952 г. все ранее выпущенные танки «Центурион» модернизировали до уровня Mk 3.

Кроме английских модификаций существуют и разработки других стран, например «Шот Кол», поступивший на вооружение армии Израиля, или южноафриканский основной боевой танк «Олифант».

Танк «Олифант» Вооруженных сил ЮАР

Хотя основную часть сил ООН во время войны в Корее составляли американские войска, Англия, Франция, Австралия, Турция и другие страны также направили сюда свои контингенты. В частности, на Корейском полуострове находился Восьмой Королевский Ирландский гусарский полк, на вооружении которого состояли танки «Центурион» Mk 3.

Оценка боевых возможностей этих машин в ходе корейской кампании неоднозначна. С одной стороны, встретиться с серьезным противником «Центурион» Mk 3 не довелось, а одним из самых значимых трофеев стал английский же «Кромвель», ранее захваченный китайскими добровольческими частями. Танк не отметился и на заключительной стадии войны, когда бои шли за обладание высотами.

Более легкие М24 «Чефи» и M4 «Шерман» отличались большей эффективностью: им было проще найти и подготовить огневые позиции. И хотя «Центуриону» Mk 3 не удалось встретиться на поле боя с советскими танками, их хорошая маневренность и внушительная огневая мощь были важны при поддержке пехоты против значительно превосходивших сил противника.

Следующим испытанием для английских танков стала операция «Мушкетер». В районе Порт-Саида высадился англо-французский десант, основную ударную силу которого составляли танки «Центурион» Mk 5. Благодаря высокой подвижности английских машин всего за двое суток был взят под контроль город и значительная часть Суэцкого канала.

Средний танк «Центурион»
Средний танк «Центурион»

Позже «Центурионы» не раз участвовали в ближневосточных конфликтах. В 1961 г. они помогли отстоять независимость Кувейта, в 1964 г. сыграли решающую роль в «войне за воду», в 1967 г. были на острие атаки израильских войск в Шестидневной войне, активно участвовали в «войне Судного дня» 1973 г. и т. д. Даже накануне Ливанской войны 1982 г., когда на вооружение Армии обороны Израиля поступили танки «Меркава», английские машины, оснащенные комплектами динамической защиты «Блэйзер», составляли основу бронетанковых сил Израиля. На вооружении АОИ в 1982 г. находилось 1100 боевых машин этого типа.

Танки «Центурион» использовали во время боевых действий во Вьетнаме, а также в индо-пакистанских войнах.

Основной боевой танк «Чифтен»

Необходимость поставить на вооружение британской армии единый многоцелевой танк озвучил еще в 1945 г. фельдмаршал Монтгомери (речь на конференции офицеров- танкистов Британской рейнской армии). К началу 1960-х гг. в армии Ее Величества по-прежнему состояли средний (по английской классификации) танк «Центурион» (основа британских бронетанковых войск) и тяжелый «Конкэрор». Первый доказал свою эффективность на службе Великобритании и другим странам. Его своевременно модернизировали. Тем не менее, это машина первого послевоенного поколения со свойственными ей недостатками, в то время как в армиях других стран активно принимали на вооружение танки нового, второго послевоенного поколения.

Танк «Чифтен»
Танк «Чифтен»

В 1956 г. компания «Лейлэнд» приступила к разработке новой модели второго поколения, которая позже должна была заменить в войсках как «Центурионы», так и «Конкэроры». При ее создании упор сделали на защиту и огневую мощь в ущерб ходовым характеристикам.

Новую боевую машину представили широкой общественности в 1961 г. Следующие два года проходили испытания. В 1963 г. «Чифтен» приняли на вооружение.

Танк «Чифтен» выполнен по классической компоновочной схеме. Одно из основных его преимуществ — хорошая защищенность. Максимальная толщина литой лобовой части корпуса — 85 мм, башни — 125 мм. Ходовую часть защищали специальные навесные экраны. Кроме того, защита танка могла быть усилена с помощью дополнительных бронелистов на башне и передней части бортов. Среди конструктивных новшеств отметим полулежащее положение механика-водителя, что позволило снизить высоту корпуса в лобовой части. Огневую мощь танка обеспечила мощная нарезная 120-миллиметровая пушка L11 с длинным стволом (55-й калибр), разработанная научно-исследовательским центром КАКЦЕ (г. Энфилд). Вплоть до начала 1970-х гг. она оставалась самым мощным орудием, принятым на вооружение танков разных стран.

Главный недостаток машины — многотопливный двигатель L60, мощности которого (585 л. с.) не хватало, чтобы обеспечить приемлемые ходовые качества 51-тонного танка. Их улучшение стало приоритетной задачей модернизации. Так, в первой модификации «Чифтен» Mk 2 мощность силовой установки довели до 650 л. с., в Mk 3 — до 750 л. с. Кроме того, в числе серьезных изъянов танка — большой вес и габариты (они создавали массу проблем при транспортировке). Усложняла задачу механика-водителя и слишком длинная пушка, требовавшая особого внимания во время движения по бездорожью.

Основной боевой танк «Чифтен»
Основной боевой танк «Чифтен»

В 1975 г. на вооружение приняли новую модификацию «Чифтен» Mk 5, оснащенную лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Вскоре все ранее изготовленные танки модернизировали до этого уровня, они получили соответствующие обозначения — Mk 6, Mk 7 и Mk 8.

Танки «Чифтен» производили до 1983 г. Всего выпустили 2265 машин данного типа. Их поставляли Ирану, Иордании, Кувейту и Оману.

В начале 1970-х гг. шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, стремясь захватить господство в районе Персидского залива, стал быстро наращивать бронетанковые силы. Среди прочего его заинтересовали танк «Чифтен». Иранцы высоко оценили его защитные и огневые характеристики, при этом у танка был огромный, даже по современным меркам, запас хода. В результате согласно контракту в страну должно было поступить более 1300 единиц танков «Шир Иран» (с персидского переводится как «Лев Ирана») — модификации, созданной специально для экспорта в Иран. Однако планам шаха Пехлеви не суждено было сбыться. Во время революции 1979 г. его режим в Иране был свергнут, а новое правительство разорвало достигнутые договоренности.

Боевой дебют танка «Чифтен» состоялся во время Ирано-иракской войны, начавшейся через год после свержения шаха. Основным противником танка стал советский Т-62. Каждая из машин имела преимущества и недостатки, поэтому решающую роль сыграл уровень подготовки экипажей и командных кадров противоборствующих сторон. По этому показателю армия Ирака серьезно превосходила противника. Доказательством тому стали огромные потери иранских танков «Шир» (подбитых и захваченных).

Основной боевой танк «Челленджер»

«Челленджер» танк
«Челленджер» — первый британский танк, оснащенный автоматической трансмиссией

В 1970-х гг. специально для поставок в Иран на базе танка «Чифтен» разработали экспортную модель — «Шир Иран». От базовой версии она отличалась двигателем «Кондор» CV-12TCA мощностью 1200 л. с. фирмы «Ролс-Ройс», новой гидромеханической трансмиссией компании «Дэвид Браун», усиленной противоминной защитой и другими усовершенствованиями. В начале 1979 г. Великобритания и Иран заключили новый контракт на поставку второй партии танков. Иран должен был получить 125 танков «Шир-1» с усовершенствованным двигателем «Кондор». С 1980 г. планировалось поставить 1225 танков «Шир-2», главным преимуществом которых над предыдущими моделями должны были стать корпус и башня снарядоустойчивой формы, композитная броня «Шобхем», обновленная гидропневматическая подвеска, телевизионный прицел и т. д.

Однако после победы Исламской революции в Иране в 1979 г. новое правительство страны разорвало большинство контрактов, заключенных шахским режимом, в том числе на поставку танков из Великобритании. Англичане уже потратили слишком много времени и средств на разработку танка для Ирана, чтобы отказаться от проекта. Работу продолжили, планируя выпустить ограниченную серию машин (225 единиц) для перевооружения Британской рейнской армии — самой крупной и наиболее боеспособной группировки английских сухопутных войск на территории ФРГ.

Основной боевой танк «Челленджер»
Основной боевой танк «Челленджер»

Танк, названный «Челленджер» (с английского — «бросающий вызов»), практически полностью копировал модернизированный экспортный «Шир-2». Среди немногочисленных отличий отметим новую автоматическую гидромеханическую трансмиссию TN- 37. Уже во время серийного производства, которое началось в 1983 г., заказ на «Челленджеры» увеличили до 420 машин. Все танки поступили в армию Великобритании, и только в 1999 г., после принятия на вооружение нового основного боевого «Челленджер» 2, 390 единиц были проданы Иордании.

Танки «Челленджер» лишь однажды задействовали в вооруженном конфликте — в 1991 г. в Персидском заливе. В противостоянии приняло участие 176 машин данного типа, их боеспособность получила высокую оценку международной общественности. Главный показатель успеха английских танков в этой войне — то, что ни один из них не был подбит или захвачен противником.

Танки «Челленджер» на вооружении Иорданской королевской армии
Танки «Челленджер» на вооружении Иорданской королевской армии

Во многом успех обеспечили подразделения Королевских инженерно-механических войск, а также специалисты завода-изготовителя. Так, уже в первые дни оказалось, что танк недостаточно приспособлен к действиям в условиях повышенных температур пустыни. Однако благодаря своевременно принятым мерам не более 5 % машин вышли из строя из-за технических неисправностей. Кроме того, непосредственно во время боевых действий провели модернизацию, которая позволила танкам успешно справиться с большинством поставленных боевых задач.

Основной боевой танк «Челленджер» 2

Создание танка «Челленджер» стало шагом вперед в развитии британского танкостроения. Тем не менее, по боевым качествам он по-прежнему уступал основным боевым машинам других стран — лидерам в области танкостроения. Доказательством стал «танковый биатлон» — популярные соревнования среди подразделений армий стран НАТО на Кубок канадской армии (CAT — Canadian Army Trophy) 1987 г., на которых британские машины заняли последнее место, оставшись далеко позади конкурентов. Одной из причин провала считали монопольное положение компании «Виккерс Дефенс Системс», которая в 1986 г. выкупила государственный танковый завод в Лидсе.

«Челленджер» 2
Первый серийный «Челленджер» 2 изготовили на заводе в Лидсе в июле 1994 г.

Был объявлен конкурс на новый танк для армии Великобритании, участие в котором кроме английских производителей, представленных фирмой «Виккерс», могли принять и представители других стран. Свои модели на конкурс представили: США — М1А1 «Абрамс», Германия — «Леопард» 2, Франция — «Леклерк», Бразилия — ЕЕ-Т1 «Озорио». В Великобритании понимали, что принять на вооружение танк, производимый в другой стране (хоть и превосходивший отечественные машины по ключевым боевым характеристикам), — это удар по собственному танкостроению и престижу на международной арене. В результате победителем конкурса объявили компанию «Виккерс», представившую танк «Челленджер» 2, над которым она работала с 1986 г. по своей инициативе.

Сегодня «Челленджер» 2 — один из наиболее тяжелобронированных танков. Корпус танка не претерпел значительных изменений, но для его защиты использовали броню «Дорчестер», все сведения о которой засекречены на государственном уровне. Башня по сравнению с танком «Челленджер» имеет более простую форму и менее заметна в радиолокационном диапазоне. Для ее бронирования также использовали броню «Дорчестер». Дополнительную защиту корпуса и башни обеспечили с помощью модулей динамической защиты ROMOR.

В башне разместили новое 120-миллиметровое нарезное орудие L30А1 со стволом длиной 55 калибров. Сегодня это единственная нарезная пушка, установленная на современном ОБТ (основном боевом танке). Она отличается высокой огневой мощью и точностью. Эффективный огонь из этого орудия можно вести на дистанции до 5,5 км. Благодаря хромированию ствола удалось решить одну из главных проблем нарезных пушек — небольшой ресурс. L30А1 стабилизировали в двух плоскостях, установив по горизонтали и вертикали электрические приводы наведения. Пушку оснастили 7,62-миллиметровым пулеметом L94A1. Еще один пулемет такого же калибра, L37A2, расположили около командирского люка. Точность ведения огня обеспечивает цифровая система наведения огня (СУО), разработанная канадской фирмой «Дженерал Динамикс». По сути, это модернизированная СУО танка М1А1 «Абрамс», благодаря которой английские и американские танки могут обмениваться информацией в режиме реального времени.

Основной боевой танк «Челленджер» 2
Основной боевой танк «Челленджер» 2

Впервые танки «Челленджер» 2 появились в войсках летом 2000 г., когда Королевский полк Шотландских гвардейских драгун в составе международных сил KFOR (Kosovo Force) вступил в Косово. Хотя британским танкам так и не довелось принять участие в боевых действиях на территории бывшей Югославии, важность нахождения их в регионе сложно переоценить. Участие новейших британских машин в международной операции помогло восстановить славное имя танкостроения Великобритании, сомнения в возможностях которого появились после провала на Кубке канадской армии 1987 г.

В марте 2003 г., после обвинений режима Саддама Хусейна в производстве оружия массового поражения и связях с международным терроризмом (в частности с движением «Аль-Каида»), войска международной коалиции под предводительством США начали военную операцию по вторжению в Ирак. В числе прочих на территорию этой страны вступила и Седьмая британская моторизованная бригада, на вооружении которой состояло 120 танков «Челленджер» 2. Самый значимый эпизод войны с применением британских танков — взятие Басры, второго по величине иракского города, бои за который велись с 23 марта по 7 апреля 2003 г. Кульминацией противостояния стало крупное танковое сражение 27 марта 2003 г. между Седьмой британской моторизованной бригадой и машинами Третьего корпуса иракской армии. Королевский полк Шотландских гвардейских драгун уничтожил 16 иракских танков, что предрешило дальнейшую судьбу города.

За время использования «Челленджеров» 2 в Ираке было зафиксировано лишь два случая поражения этих машин: одну подбили из ручного противотанкового гранатомета, что привело к ранению трех членов экипажа, вторую в результате «дружеского огня» (экипаж другого «Челленджера» 2 неверно идентифицировал цель).

«Челленджер» 2 подтвердил звание одного из самых защищенных танков в мире и высокий уровень британского танкостроения. Известен случай, когда машина получила 15 попаданий из противотанковых гранатометов, но ее броня так и не была пробита.




Поделиться ссылкой