Техника, работающая с изображением

Изобретение первого фотоаппарата и фотографического процесса некоторые специалисты вполне справедливо приписывают французу Жозефу Нисефору Ньепсу (1765—1833). В 1816 г. он сделал из шкатулки и объектива, взятого из микроскопа, пусть еще несовершенный, но все-таки фотоаппарат, с помощью которого смог получить негативное изображение.

Только позитив

Первым, кому удалось фотографическим способом получить четкий портрет человеческого лица, стал французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер (1787—1851). В 1839 г. он стал автором дагеротипии — первого практически применимого фотографического процесса. Правда, его методом получалось только позитивное изображение, которое нельзя было растиражировать.

Луи Жак Манде Дагер
Луи Жак Манде Дагер

«Кодаки» начали выпускать очень давно

Большую роль в деле популяризации фотографии сыграл американский изобретатель Джордж Истман (1854—1932). В 1870 г. он создал аппарат, позволяющий наносить фотографическую эмульсию на стеклянные пластинки, и наладил их сбыт. Впоследствии он создал компанию, в стенах которой в 1888 г. был налажен выпуск фотоаппаратов, поступивших в продажу под названием «Kodak».

Первая рулонная фотопленка

По некоторым данным, свернутая в рулон фотопленка впервые была изготовлена в 1885 г. для использования в фотоаппаратах «Кодак». Этот тип пленки был предназначен для получения черно-белых фотографий, но с нее печатали и отпечатки с каким-либо одним цветным оттенком.

Цвет при последовательном наложении

Многие историки считают, что лидерство в области цветной фотографии следует отдать шотландскому ученому Джеймсу Кларку Максвеллу (1831—1879). В 1861 г. он представил цветной фотоснимок вполне приемлемого качества. Максвелл трижды фотографировал объект, каждый раз используя светофильтр красного, зеленого или синего цвета. После того как негативы накладывались один на другой, получалась цветная фотография.

Незаменимый архивный хранитель

В 20-х годах XX в. были созданы фотографические аппараты, способные хранить на микропленке в уменьшенном виде большое количество страниц текста. Рулон такой пленки с информацией назвали «микрофильм». Широкое распространение микрофильмы получили в 60-х годах XX в., когда их стали использовать для хранения документов в библиотеках и архивах.

Микрофильм
Микрофильм

Практически не изменился

К середине XX в. фотокамера, или, как ее еще называют, фотоаппарат, приобрела конструкцию, которая с небольшими изменениями используется и в наши дни. Все современные фотокамеры имеют светонепроницаемый корпус с системой линз (объективом). Количество света, попадающего внутрь аппарата, регулируется затвором. Для обеспечения резкости изображения объекта в зависимости от расстояния служит фокусирующий механизм. В современных моделях фотоаппаратов затвор и фокусирующий механизм могут управляться как вручную, так и автоматически.

Стереоскопический эффект

Первый в мире фотоаппарат, предназначенный для стереоскопической съемки, в 1875 г. сконструировал русский изобретатель Дмитрий Петрович Езучевский (1835—1898). Его фотокамера снимала одновременно двумя одинаковыми объективами, расположенными на расстоянии, равном расстоянию между глазами. При просмотре с помощью стереоскопа каждый глаз видел только одну из двух фотографий, что создавало иллюзию глубины изображения.

Моментальное фото

В 1947 г. американский изобретатель Эдвин Герберт Ленд (1909— 1991) создал фотоаппарат «Polaroid», предназначенный для получения «моментальных» снимков. Изображение «выдавалось» в течение нескольких десятков секунд. В таком аппарате вместо стандартной фотопленки используется специальная фотобумага и фотохимикаты для обработки снимков.

Эдвин Герберт Ленд
Эдвин Герберт Ленд

Цифровая камера для широкого использования

Первую цифровую фотокамеру, предназначенную для широкого использования, выпустила японская фирма «Sony» в 1981 г. Попытка оказалась не совсем удачной, и следующая цифровая камера появилась только в 1990 г. Ее разработали специалисты компании «Kodak». Фотокамера имела объектив с постоянным фокусным расстоянием и могла вместить на встроенную память от 8 до 32 изображений (кадров) в зависимости от выбранного разрешения. После заполнения памяти кадры можно было перенести на персональный компьютер.

В основе — свойство глаз

Главный секрет кинематографа (или попросту — кино) и мультипликации заключается в инертности человеческого зрения. Еще в древнее время ученые обратили внимание на то, что глаз имеет способность сохранять на долю секунды образ объекта даже после того, как тот уже стал невидимым. Именно поэтому мы не видим при быстром вращении велосипедного колеса каждую его спицу, так как они сливаются перед нашим взором в сплошной круг.

Испуганные зрители разбегались

Открыли миру кинематограф французские изобретатели братья Огюст Мари Луи Николя (1862—1954) и Луи Жан (1864—1948) Люмьеры. В 1895 г. они провели во Франции первую в мире публичную и. Как писала пресса тех лет, в ходе демонстрации картины «Прибытие поезда» зрители, не привыкшие к кино, пугались и разбегались в разные стороны, боясь быть раздавленными.

Первые звуковые фильмы

Главной технической задачей, стоящей перед изобретателями киноаппаратуры в начале XX в., стала разработка способов воспроизведения звука и цвета. До этого все фильмы были черно-белыми и неозвученными (немыми). В кинозале находился специальный пианист, который своей игрой сопровождал происходящее на экране, а иногда на нем появлялись надписи с диалогами героев. В 40-х годах XX в. звуковую дорожку начали записывать на магнитофонную ленту, которую потом наклеивали на кинопленку, или по краю кинопленки наносили магнитный слой.

От двух красок к полноцвету

Все первые кинофильмы были черно-белыми. В начале XX в. появилось несколько цветных фильмов, но раскрашивались они вручную кадр за кадром. В 1906 г. английский кинорежиссер Джордж Альберт Смит (1864—1959) при съемке своих фильмов впервые применил так называемую систему «Кинемаколор». Суть его изобретения состояла в том, что на черно-белую пленку снимали попеременно сквозь красную и зеленую пластины, а затем при демонстрации пленку пропускали через те же цвета, что позволяло получить нужную цветовую гамму. В 20-х годах XX в. фильмы уже начали снимать по трехцветной технологии. В дальнейшем, после создания цветной обращаемой кинопленки, полноцветное изображение начали формировать непосредственно на пленке уже в процессе съемки.

Джордж Альберт Смит
Джордж Альберт Смит

Телевидение

Термин «телевидение» был образован от двух слов: греческого «tele» — «далеко» и латинского «visio» — «видение». Впервые его ввел в употребление в 1900 г. русский ученый Константин Дмитриевич Перский (1854-1906).

Стремительное шествие по всему миру

В 1931 г. стало технически возможным организовать телевизионное вещание, то есть передачу программ телевидения для их приема населением. В том же году первую систему телевизионного вещания использовала на практике известная английская компания «Би-Би-Си» (ВВС). Телевидение во всем мире получило такое широкое распространение, что ООН даже ввела Всемирный день телевидения, который отмечается ежегодно 21 ноября.

Большие и плоские

В конце XX в. на смену громоздким телевизорам, построенным на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), начали приходить телевизионные приемные устройства, оснащенные жидкокристаллическими экранами. Считается, что впервые такие экраны были разработаны еще в 1963 г. в лабораториях американской компании RCA. Отсутствие электронной пушки и сложных отклоняющих систем позволяет делать жидкокристаллические экраны широкоформатными и плоскими. Такой экран можно даже повесить на стену, как картину.

Транслируют спутники

Впервые система спутникового телевидения была опробована в США в 1963 г. На первом специализированном спутнике связи был установлен передатчик мощностью всего в 5 ватт, сигналы которого удавалось улавливать на Земле только с помощью специальной антенны размером около 30 м. Однако уже через несколько лет благодаря спутникам системы «Telstar» стали возможны прямые телевизионные трансляции между Соединенными Штатами и Европой.

Огромные и сверхтонкие

Не меньшей популярностью пользуются телевизоры, построенные на основе плазменной панели. Фактически она представляет собой множество миниатюрных «лампочек» — флуоресцентных излучателей, наподобие тех, которые применяются для изготовления неоновых наружных реклам. Благодаря своим конструкционным особенностям плазменные панели позволяют создавать очень большие и рекордно тонкие телевизоры. Так, например, еще в 2009 г. была создана гибкая плазменная панель с диагональю 3,8 м и толщиной всего 1 мм. И как считают специалисты, это еще не предел.

Большой плазменный телевизор
Большой плазменный телевизор

Недолгая жизнь видеомагнитофонов

Первый видеомагнитофон был разработан американской фирмой «Атрех Corporation» в 1956 г. Он был предназначен для профессиональной работы на телевизионных студиях. А первые бытовые видеомагнитофоны были выпущены японской компанией «Sony» в 1969 г. Однако век бытовых видеомагнитофонов оказался совсем недолгим. Уже в начале XXI в. они начали быстро вытесняться DVD-проигрывателями.

Универсальный «хранитель» информации

В сентябре 1995 г. было объявлено о создании нового формата записи и хранения видеоинформации и о разработке носителя информации, поддерживающего этот формат. Первоначально его назвали «цифровой видеодиск» (Digital Video Disc), но после того как его возможности расширили и начали использовать для компьютеров в качестве носителя информации, название подкорректировали, и получилось «цифровой многоцелевой диск» (Digital Versatile Disc). DVD-диск имеет большую плотность размещения данных, возможность двухслойной и двухсторонней записи, благодаря чему объем хранимых на нем данных доходит до 17 Гб (гигабайт).

Сверхобъемный «синий луч»

В 2006 г. у формата DVD-Video появился очень серьезный конкурент — Blu-ray. В вольном переводе с английского название этого формата и носителя информации для него звучит как «синий луч». Его происхождение связано с тем, что для записи и чтения дисков Blu-ray применяется коротковолновый лазер «синего» цвета. На однослойном диске Blu-ray можно сохранять до 33 Гб информации, что почти в 8 раз больше стандартного однослойного DVD.

Многофункциональные dvd-проигрыватели

Первый аппарат, предназначенный для воспроизведения DVD-дисков, был выпущен японской компанией «Pioneer» в 1997 г. Все современные DVD-проигрыватели (или, как еще говорят, плееры), без исключения, поддерживают формат DVD-Video. Кроме того, многие производители включают в свои устройства поддержку Video CD, музыки в формате MP3, караоке, возможность просмотра фотографий (формат jpg) и кодированных видеоданных с большой степенью сжатия (обычно DivX), которые раньше можно было просматривать только на компьютере.




Поделиться ссылкой