Метрополитен

Метрополитен (от английского «городской, принадлежащий городу») — чаще всего подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров. Она отделена от другого транспорта и пешеходного движения. Такой способ перевозки был запатентован в 1863 г. в Великобритании Джоном Фоулером.

Метрополитен

В отличие от трамвая, поезд метро состоит из вагонов двух типов: головных (в начале и в конце поезда) и промежуточных. Головной вагон имеет кабину управления и пассажирский салон. Промежуточный вагон состоит только из салона для пассажиров. Чаще всего поезда метрополитена насчитывают не более шести промежуточных вагонов.

Как устроен головной вагон поезда метро?

Система электропитания головного вагона метрополитена представлена двумя проводниками. Одним проводником являются два стандартных рельса, по которым производится движение, а вторым — специальный контактный рельс, изолированный от земли. Его двигатель — электромотор, который питается постоянным электрическим током напряжением 750—900 В.

Головной вагон
Головной вагон

В кабине машиниста находятся механизмы ручного и автоматического управления, которые не только обеспечивают безопасность, но и регулируют скорость движения по маршруту и останавливают поезд на каждой станции. Воздух в систему кондиционирования вагона поступает через вентиляционный кожух.

Первые поезда, перевозившие пассажиров в метро, работали на каменном угле.

Каждый вагон метрополитена опирается на несколько колесных тележек. По своей конструкции они напоминают тележки трамвая, но для того чтобы вагон метрополитена имел плавный ход, в их конструкцию добавлен гаситель вертикальных колебаний. Для снижения скорости и экстренного торможения применяется магниторельсовый тормоз, который, как и рельсовый тормоз трамвая, расположен на каждой тележке между колесами.

Как устроен промежуточный вагон?

Цельнометаллический кузов промежуточного вагона состоит из рамы, боковых стенок, лобовых и концевых частей, крыши и пола. Автосцепка, размещаемая в нижней части торцевых стенок, помимо механического соединения вагонов одновременно соединяет цепи управления и различные магистрали, что позволяет сократить общее время формирования поезда. Колесные тележки, как и у головного вагона, двухосные с индивидуальной подвеской колесных пар и гасителями колебаний. Отсутствие кабины машиниста в промежуточных вагонах позволяет увеличить внутреннюю площадь пассажирского салона по сравнению с головными вагонами.

Промежуточный вагон
Промежуточный вагон

Как устроен эскалатор?

Многие подземные станции метрополитена оснащены эскалатором. Название этого механизма в вольном переводе с французского означает «штурмовая лестница». Эскалатор осуществляет подъем и спуск пассажиров с помощью своеобразной лестницы, имеющей движущиеся ступени и поручни. Электрический двигатель через понижающий редуктор приводит в движение все узлы эскалатора.

Эскалатор
Эскалатор

Ступени эскалатора прикреплены к замкнутой цепи, которая через ведущую шестеренку приводится в движение от электродвигателя. Ступени имеют специальную конструкцию, позволяющую им складываться при приближении к нижнему или верхнему концу эскалатора. Он устроен следующим образом: с двух сторон ступени расположены колеса, которые опираются на направляющие рельсы и двигаются по ним. Когда ступенька находится вверху, направляющий рельс удерживает ее таким образом, чтобы она занимала вертикальное положение. А затем он складывает ступеньку, чтобы та могла двигаться внизу под эскалатором.

Поручни изготовлены из эластичного материала и соединены в замкнутую ленту.

Какое бывает метро?

Кроме привычного для нас подземного метро, в мире существует еще легкий (малогабаритный) метрополитен. Обычно его строят в тех городах, где не очень большой пассажиропоток. Главным достоинством такого вида транспорта является относительно невысокая стоимость его строительства и эксплуатации. Линии легкого метро, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и только на некоторых участках опускаются под землю на небольшую глубину.




Поделиться ссылкой