Велосипед. Устройство и принцип работы

Велосипед (от латинских «быстрый» и «нога») — колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали. Наиболее распространены велосипеды с двумя колесами, но бывают и трехколесны. Современный тип велосипеда был запатентован в 1817 г. немецким изобретателем Карлом фон Дрезом.

Первый велосипед Дрезина
Первый велосипед Дрезина

В наши дни во всем мире используется более миллиарда велосипедов, что делает их одним из самых распространенных транспортных средств. Такой популярности велосипед добился благодаря простой конструкции, низкой стоимости, легкости, малым размерам и отсутствию потребности в топливе. А еще он очень маневрен и мобилен, что особенно важно для крупных городов, где часто бывают пробки. Кроме того, езда на велосипеде — это хорошая физическая нагрузка.

Изменения в конструкции

С момента изобретения первого велосипеда его поклонники мечтали о повышении скоростных характеристик этого транспортного средства. На это и были направлены его основные усовершенствования. Так, у велосипеда XIX в. педали закреплены на переднем колесе большого диаметра. Считалось, что таким образом можно повысить скорость езды. У современного велосипеда ведущим является заднее колесо, а скорость можно изменять, переключая передачи.

Велосипед XIX в.

Как работает велосипед?

Руль велосипеда определяет направление его движения. Он крепится на раме и соединен с передним колесом посредством вилки. Вилка бывает жесткой и амортизационной. Амортизационные (с пружинным, пневмо- или гидроамортизатором) обычно устанавливают на горные и другие специализированные велосипеды. Рама — основа велосипеда. Она изготавливается из труб, образующих два треугольника — передний и задний. Такая форма обеспечивает наибольшую жесткость рамы при ее минимальном весе. Подседельный штырь регулирует высоту сиденья велосипеда относительно педалей, которые и создают крутящий момент при помощи мускульной силы ног наездника.

Устройство велосипеда
Устройство велосипеда

Цепная передача передает крутящий момент с педалей на ведущее заднее колесо. Механизм переключения передач позволяет велосипедисту наиболее экономно расходовать свои силы (вне зависимости от скорости движения и качества дороги). Задний (ножной) тормоз является наиболее надежным, так как не подвержен влиянию погоды, потому что тормозной механизм спрятан в оси заднего колеса.

Покрышки велосипеда подбираются в соответствии с трассой. Покрышку без протектора или с маловыраженным рисунком называют «слик». С гладким верхом, но боковыми шипами — «полуслик», а покрышку, чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор, — «шиповка».

На любой вкус

Современные велосипеды могут быть городскими, шоссейными, горными, гибридными, специальными и т. п. Конструкция специальных велосипедов подразумевает узкую направленность их использования. Так, например, трековый велосипед предназначен только для гонок на треке, он не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов.

трековый велосипед
Трековый велосипед



Поделиться ссылкой