Должно быть, идея путешествовать по воде пришла людям в голову, когда они увидели плывущие по реке бревна и листья. После суши вода была и остается второй по популярности средой транспортировки. Древние люди строили примитивные плоты, которые за тысячи лет усовершенствовались до неузнаваемости.
Первыми средствами передвижения по воде были плоты, или связки бревен. Самая первая найденная лодка датируется 6300 г. до н. э. Она представляла собой выдолбленный ствол дерева. Такие лодки называют долбленками. Некоторые народы плавали на кораклах — лодках, сделанных из кожи, натянутой на деревянный каркас. Изобретение весел произвело революцию водного транспорта. Теперь люди могли плыть куда хотели, а не зависели от течения. Приблизительно 4000 лет до н. э. египтяне строили узкие длинные лодки, приводимые в движение множеством гребцов.
За 3000 лет до н. э. люди уже умели ходить под парусом. Паруса позволяли использовать силу ветра вместо мускульной. Корабли стали использовать для торговли. В 1200 г. до н. э. финикийцы и греки начали строить торговые корабли, в которых были специальные места для хранения груза. В 500 г. до н. э. у них появились двухмачтовые корабли.
Первым кораблям приходилось держаться недалеко от берега, потому что моряки не могли определять направление в открытом море. В 100 г. до н. э. появились новые технологии, и мореплаватели могли определять свое местоположение с помощью специальных устройств, таких как астролябия. Древние китайцы использовали компас. В XII в. магнитный компас стали использовать повсеместно. В Средние века с развитием такой науки как картография мореплаватели уже не рисковали заблудиться. В 1757 г. был изобретен секстант, прибор для измерения широты.
К концу 1000 г. н. э. в морях господствовали свирепые викинги. Их знаменитые драккары были приблизительно 24 метра в длину и 5 метров в ширину. В движение их приводили 40—60 гребцов. Кроме того, для стремительных атак противника викинги пользовались небольшими гребными шлюпками. В XII в. викинги научились использовать для управления кораблями руль. Это позволило им лучше маневрировать, чем при использовании обычных весел. Все корабли викингов были узкими и быстрыми, что позволяло им совершать смертоносные атаки на торговые корабли и береговые поселения.
С развитием речного судоходства понадобилась специальная технология, благодаря которой суда могли бы передвигаться по каналам. Приблизительно в 984 г. н. э. китайцы изобрели такое устройство как шлюз. Шлюз служит для соединения двух каналов с разным уровнем воды, и для его постройки необходимы хорошие технические навыки. В 1373 г. Голландия имела целую систему шлюзов. В каналах и реках, когда нужно было идти против течения, суда часто приводились в движение лошадьми, для которых на берегах были проложены специальные дороги. С развитием инженерной мысли каналы иногда стали прокладывать сквозь гору, вместо того чтобы обойти ее. Сейчас многие каналы, служившие раньше для промышленности, стали достопримечательностями для туристов и природными заповедниками.
Во время революции в индустрии начался новый век водного транспорта. Изобретение паровой машины в XVIII в. привело к появлению первых пароходов, которые были оснащены гребными колесами для продвижения против течения. В конце 1800-х годов появились первые металлические корабли, приводимые в движение винтом. Теперь водный транспорт стал очень специализированным. От гигантских танкеров, перевозящих нефть, до яхт и небольших быстроходных катеров.
Субмарина, или подводная лодка, — это судно, которое может полностью погружаться под воду. Подлодки стали широко применятся во время Второй мировой войны, потому что они могли наносить неожиданные удары по кораблям противника. Первым субмаринам приходилось часто всплывать, чтобы пополнить запасы кислорода. Современные субмарины работают на ядерном топливе и могут месяцами оставаться под водой.
В наше время водный транспорт можно использовать практически для любых целей. Существуют паромы и буксиры, а также спортивный водный транспорт, такой как гребные лодки, байдарки, яхты и моторные лодки. В основном большие суда занимаются перевозками груза из порта в порт, но среди них также есть роскошные круизные лайнеры, способные перевозить за раз множество туристов.
Корабли и лодки столетиями изготавливали из дерева. С началом промышленной революции люди стали использовать для их постройки сталь. В наше время корабли также делают из алюминия и стекловолокна.
Первым человеком, совершившим кругосветное плавание в одиночку, стал американский моряк Джошуа Спокам. Он отплыл из Бостона 24 апреля 1895 г. и возвратился в Ньюпорт на Род-Айленде 27 июня 1898 г. Всего за три года он проплыл 74 000 км.
Судно на воздушной подушке способно передвигаться как по воде, так и по суше. Оно зависает в нескольких сантиметрах над поверхностью воды или земли благодаря воздушной подушке, нагнетаемой соплами. В некоторых странах такие суда используются полицией и военными в качестве скоростных патрульных судов, а также для водного спорта.