Абстрактный экспрессионизм (1943-1970 годы)

После Второй мировой войны, пока Европа мучительно преодолевала разруху, Америка заняла господствующее политическое и экономическое положение в мире. Спасаясь от преследований, многие деятели культуры — Андре Бретон, Пит Мондриан, Макс Эрнст — эмигрировали. Обосновавшись за океаном, они развивали свои идеи, преподавали, под влиянием их творчества рождались абсолютно новые художественные течения.

Андре Бретон
Андре Бретон
Макс Эрнст
Макс Эрнст

В конце 1940-х США переживали всплеск оптимизма и патриотизма. Резко возрос интерес к американской истории и культуре, и множество художников начали работать в собственном оригинальном стиле. Разумеется, не все в Америке разделяли радостные настроения. Газеты и кинохроника пестрели сообщениями о чудовищных военных разрушениях; на Хиросиму сброшена первая атомная бомба; последствия Великой депрессии ощущались во многих областях жизни; началась холодная война. Люди искусства выражали в творчестве смешанные настроения своего времени — надежду, тревогу, гнев, страх.

Непосредственность и индивидуальность

Отношения между искусством, культурой и обществом всегда тесно взаимосвязаны, но, пожалуй, никогда они не были так близки, как в то послевоенное десятилетие в Соединенных Штатах. Абстрактные экспрессионисты — это небольшая группа художников, которые до войны работали в различных стилях, но к сороковым годам радикально изменили манеру, следуя настроению момента.

В 1941 году, когда Америка вступила во Вторую мировую войну, американцы впервые увидели шокирующие кадры того ужаса, что происходил в Европе. К середине сороковых художники, работавшие в Нью-Йорке и окрестностях, горячо обсуждали, каким образом можно выразить чувства, охватившие нацию. Они пришли к выводу, что экспрессивный рисунок — не сюжет или конкретный образ, а его цвет и фактура — пригоден для такой цели.

«Абстрактный экспрессионизм стал первым американским стилем, в котором гнева не меньше, чем красоты» Роберт Мазервелл

Абстрактный экспрессионизм стал не особенным стилем, а, скорее, выражением общего отношения. Его последователи были, конечно, знакомы друг с другом, но ничего вместе не создавали, не планировали, не организовывали художественного сообщества. В отличие от социального реализма и риджионализма это направление предполагало индивидуализм.

Нью-Йоркская школа

Абстрактный экспрессионизм вырос из европейского авангарда. Вместе с художниками-эмигрантами в Америку прибыли и новые идеи. К тому же в Нью-Йорке было достаточно галерей, выставлявших живопись. В 1929 году открылся Музей современного искусства, где вскоре прошли выставки кубизма, абстрактного искусства, дадаизма, сюрреализма, ретроспективы Матисса, Леже и Пикассо. В других залах города демонстрировали работы Мондриана, Габо, Эля Лисицкого, а в Музее непредметной живописи, открывшемся в 1939-м, была представлена коллекция полотен Кандинского.

Сам термин «абстрактный экспрессионизм» впервые употребил критик Роберт Коатс (1897-1973) в марте 1946 года в своей статье, опубликованной в «Нью-Йоркере» и посвященной творчеству Аршила Горки (около 1904-1948), Виллема де Кунинга (1904-1997) и Джексона Поллока (1912-1956). Вскоре и других авторов, работающих в похожем стиле, стали называть абстрактными экспрессионистами, а поскольку большинство из них были жителями Нью-Йорка, то иногда — «нью-йоркской школой». Среди них — Ли Краснер (1908-1984), Роберт Мазервелл (1915-1991), Уильям Базиотис (1912-1963), Марк Ротко (1903-1970), Барнет Ньюман (1905-1970), Адольф Готлиб (1903-1974), Ричард Пуссет-Дарт (1916-1992) и Клиффорд Стилл (1904-1980).

Термин довольно точно описывает стремление художника изображать абстрактные вещи в эмоциональной, экспрессивной манере. Немалое влияние на формирование стиля оказали примитивное искусство, сюрреализм, особенно техника «автоматизма» Миро. При сохранении индивидуальных различий можно отметить некоторые общие черты: огромный холст без рамы, отсутствие аналогий с реальными объектами. Первая выставка прошла в середине 1940-х, но не встретила одобрения публики, поскольку почти никто не смог понять нового искусства.

 Аршила Горки
Аршила Горки

Одно направление, два пути

В абстрактном экспрессионизме можно выделить два основных изобразительных стиля. Это довольно грубая классификация, но определяются они как «живопись действия» и «живопись цветового поля». В «живописи действия» нет предварительного замысла, исходной идеи: автор работает интуитивно, стараясь запечатлеть собственные внутренние переживания, энергично и страстно нанося краску на большой холст — разбрызгивая, размазывая, разливая ее по всей поверхности. Эту технику иногда называют еще «жестикуляционной абстракцией», поскольку жесты и движения художника считались не менее важными, чем само произведение. В подобной манере работали Поллок, де Кунинг и Франц Кляйн (1910-1962).

В противоположность энергичной и агрессивной «живописи действия» второе направление — «живопись цветового поля» — было более сдержанным. Впрочем, независимо от манеры живописи, все представители абстрактного экспрессионизма разделяли идеи Карла Юнга (1875-1961) о мышлении, религии, сознании и памяти, и все стремились адекватно выразить смятение послевоенного мира.

 Франц Кляйн
Франц Кляйн
Карл Юнг
Карл Юнг

Спутанная паутина

Впервые Поллок продемонстрировал свою «живопись действия» в январе 1948 года. Радикальное новшество в методике нанесения краски на холст — он расстилал холст на полу и разбрызгивал по нему краску прямо из тюбика, размазывал мастерком или просто палкой — принесло ему прозвище «Джек Разбрызгиватель». Он описывал свой стиль как «энергия и движение, обретшие плоть». Но распределение краски на его картинах не так случайно, как кажется на первый взгляд. Акт творчества, субъективный и инстинктивный, согласно Поллоку, выражает его сокровенные чувства, воплотившиеся в сложном плотном переплетении цветов и линий.

 

Расцвет абстрактного искусства

Известный также как «непредметное искусство», абстракционизм зародился в начале ХХ века, но особую популярность приобрел после Второй мировой войны и вплоть до 1980-х. С изобретением фотографии многие художники искали новые пути изображения радикальных изменений и событий, сотрясавших мир. Разнообразные формы абстрактного искусства казались свежим, здравым и прогрессивным подходом.




Поделиться ссылкой