Боз-ар

Боз-ар — архитектурный стиль, развившийся в недрах парижской Школы изящных искусств начала XIX в. Для французов эта версия классического стиля, предполагающая вдумчивую спланированность и крайнюю вычурность, ассоциировалась с архитектурным образованием. Боз-ар приобрел невероятную популярность во всем мире, нашел применение во всех видах сооружений — от общественных зданий до банков. В русскоязычной литературе этот стиль часто называется эклектикой. — Прим. консультанта.

Как и большинство практикующих искусства и ремесла, архитекторы перенимали знание напрямую у именитых. Юноша (архитектура в давние времена была почти исключительно мужским делом) искал покровительства какого-нибудь маститого зодчего и начинал трудиться как подмастерье, постепенно осваивая все премудрости рисования и проектирования. С хорошим, щедрым наставником такая система обучения работала исправно, но некоторым хотелось более формального обучения и получения квалификации, и архитектура наконец стала профессией.

Французское образование

Франция стала одной из первых стран, где возникла формальная система обучения архитектуре. Первая французская архитектурная школа — Academie Royale d»Architecture, Королевская академия архитектуры, — была основана в 1671 г. министром финансов Людовика XVI Жаном-Батистом Кольбером.

Жан Батист Кольбер
Жан Батист Кольбер

Во время Французской революции академия — из-за ее роялистских связей — была закрыта, а несколько лет спустя, в 1803 г., Наполеон основал Ecole des Beaux-Arts — Школу изящных искусств, где можно было получить художественное образование по нескольким специальностям.

Весь XIX в. Школа давала наилучшее архитектурное образование, и Францией ее влияние не ограничилось: архитектурный стиль, зародившийся в ее стенах, стал популярен в США и других странах Западного полушария, а также в различных частях Европы.

Пространства и стили

У архитектурного образования Школы изящных искусств были две сильные стороны. Во-первых, она продвигала очень недвусмысленное видение того, как архитекторы должны обращаться с пространством. Студенты учились выстраивать пространства или комнаты в здании в определенной иерархии, размещать их симметрично и вдоль осей, проходящих сквозь здание. Их поощряли не упускать из виду, какое впечатление то или иное размещение комнат производит на посетителя. Восприятие сооружения как совокупности пространств и внимание к их взаимодействию оказались крайне привлекательными.

Вторая важная часть обучения в Школе — внешний вид и декор зданий. Классический стиль боз-ар развился с мощной опорой на классическую и неоклассическую архитектуру, ему активно подражали. Здания в этом стиле строили симметричными, с высоким нижним ярусом, рустованным камнем, эклектично классическими. Крышу скрывал парапет, у окон было сверху скругление, затейливо отделанные входы с классическими порталами; широко применялись классические декоративные элементы — пилястры, консоли и картуши. Архитекторам боз-ар нравилось добавлять своим постройкам помпезности и изощренности — здания декорировали статуями.

Стиль боз-ар процветал во Франции весь XIX в. Он оказался весьма подходящим для больших общественных зданий, и их стало гораздо больше и в Париже, и в других больших городах, наиболее заметные примеры — «Опера Гарнье» («Гранд-опера») и сама Школа изящных искусств.

«Опера Гарнье»
«Опера Гарнье»
Школа изящных искусств
Школа изящных искусств
«Метод боз-ар оказался настолько успешным, что привлек учеников со всего света»  Джон Ф. Пайл, архитектуровед, профессор института Пратта. Из книги «История интерьерного дизайна»

В Англии этот стиль получил распространение в эдвардианский период. Как и знаменитый Артур Дж. Дэйвис (один из архитекторов лондонского отеля «Ритц»), получивший образование в Школе, многие другие тоже заразились боз-ар, и затейливые здания в этом стиле стали одной из примет эдвардианских городов.

Боз-ар за пределами Европы

Стиль получил гораздо более широкое распространение и особенно полюбился в США, где, например, архитектор Ричард Моррис Хант и бюро Маккима, Мида и Уайта стали активными его поборниками. Громадный Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке, построенный по проекту Маккима, Мида и Уайта (снесен в 1960-х), — лишь один из ярких примеров; Бостонская публичная библиотека — доживший до наших дней образчик.

Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке
Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке
Бостонская публичная библиотека
Бостонская публичная библиотека

Стиль боз-ар восприняли всюду, он стал синонимом изящества и вдумчивого проектирования, где бы ни оседали и куда бы ни несли свою культуру европейцы — от Аргентины до Египта и от Канады до Японии. Он продолжил жить и в ХХ в., поскольку созданный им образ пришелся по вкусу всем типам заказчиков, от чиновников до банкиров. Однако боз-ар нередко коверкали: архитекторы копировали отдельные черты и декор, но не обращали внимания на сущностное учение стиля об организации пространств. Такое обращение со стилем, а также упор на обилие декоративных деталей сделали боз-ар мишенью претензий модернистов, заменивших его новым стилем, в котором они видели более осмысленное отношение к структуре и функциональности; к тому же они отказались от избыточного украшательства. Так долгая жизнь боз-ар подошла к концу

Grand Prix de Rome

Превыше всего молодые французские архитекторы (и другие обучающиеся искусствам) мечтали в виде поощрения получить учебную поездку в Рим. Во французской культуре считалось, что художественное знание должно обретать в классическом мире, и самые талантливые (и способные потрафить вкусам жюри) получали возможность припасть к истокам.

Претендентам полагалось сделать набросок своего решения определенной архитектурной задачи. Затем нужно было довести эскиз до более-менее развитой презентации, которую называли charrette (это слово означает «тележка», ибо она потребна была для перемещения всех рисунков, моделей и других материалов презентации), и, наконец, лучшим восьмерым предлагалось довести работу до полной готовности. Победителя отправляли на год в Рим — учиться архитектуре и разрабатывать собственные проекты.

Архитектура и профессионализм

Став флагманом архитектурного образования, Школа изящных искусств (см. ниже) внесла ключевой вклад в становление архитектуры как профессии. Профессиональный статус архитектуры во Франции утвердился в 1840 г., когда было основано Центральное общество архитекторов. В Британии главным профессиональным органом зодчих стал Королевский институт британских архитекторов (основан в XIX в.), а в США Американский институт архитекторов возник в 1857 г.




Поделиться ссылкой