Китайская архитектура

Архитектура Китая отличается яркой самобытностью. Основные ее принципы и стилистика сложились в III в. до н.э. Как и в других странах Востока, она характеризуется приверженностью к раз найденным и закрепленным традицией формам, известной консервативностью.

Здания в Китае могли периодически перестраивать, точно воспроизводя формы предшествующего сооружения. Основным материалом для строительства служило дерево. Хотя Китай – большая страна с разнообразными климатическими зонами, в различных его регионах могли использовать разнообразные строительные материалы. На севере в ходу был кирпич, во влажных южных регионах бытовали свайные конструкции. Как это обычно бывает, зависело это также и от социального статуса владельцев, а также и от назначения здания (так, пагоды строили из камня). Светская власть в Китае всегда имела очень большую силу, а император обожествлялся. Все это объясняет тот факт, что храмовых построек, в сравнении с той же Индией, здесь строили не так много.

Доугун на углу крыши пагоды Фогун времен Ляо. Китай
Доугун на углу крыши пагоды Фогун времен Ляо. Китай. Переход от балок к кровле осуществлялся с помощью сложной системы резных кронштейнов, расположенных в несколько ярусов – доугунов являющихся важным и самобытным элементом традиционной архитектуры Китая. Легкие, ажурные также снимали ощущение тяжести архитектурных масс, давления перекрытий. Доугуны, ярко раскрашенные и покрытые резьбой, выполняли не только конструктивную, но и чисто декоративную функцию.
Чивэнь на конце конька крыши
Чивэнь на конце конька крыши.

Традиционные китайские сооружения представляют собой стоечно-балочные конструкции с деревянным заполнением. Стена представляет собой незначительную по толщине перегородку и не несет тектонической нагрузки. Несмотря на наличие стоечно-балочного каркаса, выявленного во внешних формах сооружения, китайская архитектура атектонична: для традиционных китайских дворцов и храмов характерны высокие крыши с сильным выносом. Но именно это и составляет одну из главных особенностей традиционной архитектуры Китая и является одной из наиболее привлекательных ее черт.

Появление такой формы крыши во многом связано не только с любовью к декоративной трактовки форм, но и с климатическими условиями – обилием дождей. Крыши могут располагаться в несколько ярусов, создавая живописный, причудливый силуэт зданий. В особенности это характерно для пагод. В светских зданиях несколько ярусов крыш говорило о высоком социальном положении их владельца.

В целом китайская архитектура тяготеет к цветности, декоративности. Перекликаются друг с другом прихотливые формы доугунов, вычурный силуэт кровель, полные динамики живописные и скульптурные изображения драконов – символов императорской власти, обновления, защитника китайской земли. Как и в искусстве других народов Востока, китайские мастера любили образные сравнения и уподобления. Так, форму кровли можно сравнить с раскрытыми крыльями летящего журавля. При этом природный мотив подвергается откровенно декоративной трактовке.

Восточные дворцовые ворота Дунгунмэнь. Главный вход в Летний дворец Ихэюань. Пекин. Китай
Восточные дворцовые ворота Дунгунмэнь. Главный вход в Летний дворец Ихэюань. Пекин. Китай. Летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина – это парк с более чем 3000 строений, занесенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.
Бессмертный и звери на скате крыши Полуденных ворот Запретного города. Пекин. Китай
Бессмертный и звери на скате крыши Полуденных ворот Запретного города. Пекин. Китай .
Императорский дворец в Пекине. Китай
Императорский дворец в Пекине. Китай. Дворец строился и перестраивался в период правления династий Мин и Цин с XV по начало XX в. Жилище китайских императоров – это город в городе. Пекин включает в себя Внутренний город, он в свою очередь – Императорский город, и уже внутри последнего находится Пурпурный (или же Запретный) город, в котором расположен знаменитый дворцовый комплекс Гугун (1406–1420). Планировочная система города была подчинена оси север – юг. В основе практически всех частей Внутреннего города лежали принципы симметрии и регулярной планировки. Главное исключение составляли сады.

В основе своей структура китайских зданий крайне проста. Как правило, это правильной формы четырехугольник с балочными перекрытиями. Из отдельных ячеек подобного типа и складывались более сложные структуры. Их могли дополнять наружные портики. Наряду с упомянутой выше формой кровли они способствовали связыванию построек с природным окружением. Такая взаимосвязь, также как и значительная роль пространства в архитектурном образе, – важная составляющая стиля китайской архитектуры.

В дворцовом ансамбле обширные свободные пространства создают атмосферу торжественности, их мощеные поверхности контрастируют с нарядными дворцовыми зданиями. Наиболее значимые постройки выделяются своими масштабами и формой кровель (двухъярусные четырехскатные крыши, которые полагались только самым важным сооружениям). Главные покои дворцового комплекса Гугун – зал Высшей гармонии, зал Полной гармонии и зал Сохранения гармонии.

Храм Неба. XV век, в XVII в. восстановлен. Пекин. Китай
Храм Неба. XV век, в XVII в. восстановлен. Пекин. Китай. Храм связан с древнейшими китайскими культами, обожествлявшими объекты природы. В китайской символике (как, впрочем, и у многих других народов) символом неба был круг. Поэтому не удивительно, что храм неба представляет собой круглое в плане сооружение. При этом храмовая территория имеет форму квадрата – символа Земли. Согласно древним представлениям, соединение неба и земли, начал инь и ян, и было залогом чаемого плодородия. Здесь молились об урожае, поэтому второе название храма – храм Урожая. Храм расположен в центральной части Пекина, что говорит об огромной его значимости. К юго-востоку от него находится Императорский дворец. Храм Неба был еще и символом покровительства небесных сил китайскому императору.
Потолок храма Неба. Пекин. Китай
Потолок храма Неба. Пекин. Китай. Внутри и снаружи храм окрашен в яркие, насыщенные цвета.



Поделиться ссылкой