«Метаболисты»

Японская группа зодчих «Метаболисты» предложила новую разновидность архитектуры, ключевыми понятиями которой являлись приспособляемость и изменчивость. Их визионерские проекты включали города, плавающие в океане, и модульные башни, устроенные как громадные спирали или ветвящиеся деревья. Немногие их проекты оказались реализованы, однако они заставили архитекторов и дизайнеров задуматься о новых способах строительства, отвечающих скорости изменений в обществе ХХ в.

В 1960-х гг. японская экономика переживала бурный рост, оправившись после Второй мировой войны. Стремительно развивались технологии. Да и население росло. Чем же занимались японские архитекторы в тот период стремительных изменений? Существовала среди них группа, понимавшая, что время требует архитектуры нового типа.

Приспосабливаемая архитектура

Нужны были здания, которые можно видоизменять прямо по ходу эксплуатации, но современное зодчество с его любовью к бетону и небоскребам, похоже, годилось лишь для строительства неадаптируемых сооружений. И поэтому нужно изобретать новую архитектуру, отказавшись от незыблемости модернистских конструкций в пользу технологичности и приспособляемости. Группа японских архитекторов, воплощая эти желательные для их времени и места свойства, начала новое направление в зодчестве, и архитекторы эти стали называть себя метаболистами.

Метаболисты — так же, как и аркигрэмовцы, — искали способы проектирования изменяемых конструкций, которые можно было бы органично расширять и надстраивать по мере необходимости.

Дерзок был их план: они желали не только масштабной реализации таких сооружений, но и максимально эффективного использования малых площадей, поскольку на островах уже было очень людно и население продолжало расти.

Культура перемен

Однако не только ответ на перенаселенность укоренил метаболистов в японской культуре с ее потребностями. Они также реагировали на глубинное ощущение, всегда бытовавшее у японцев: никакое строительство не вечно. Японские города постоянно разрушались — землетрясениями, наводнениями, извержениями вулканов и войнами — и в конфликтах XV–XVI вв., и во Второй мировой. Поскольку очень многие японские здания строились из дерева, они оказывались практически стерты с лица земли при каждом катаклизме, и их приходилось отстраивать с нуля. Метаболистская архитектура — приспосабливаемая, развивающаяся во времени, — казалось, соответствует условиям постоянных перемен.

Группа зародилась в 1960 г. на токийской Всемирной конференции по дизайну и выступила с манифестом под названием «Метаболизм: предложения по новому урбанизму». Этот документ обнародовал несколько архитектурных предложений; что примечательно, несколько проектов разработал лидер нового направления Киёнори Кикутакэ. Он уже завладел вниманием японских архитекторов своим «Небесным домом» постройки конца 1950-х, состоявшим из монолитного блока, поднятого на сваи; если требовалось расширить пространство, дополнительные комнаты можно было подвесить под основную конструкцию.

«Небесный дом»
«Небесный дом»
«В отличие от архитектуры прошлого современная архитектура должна... соответствовать меняющимся требованиям современности» Киёнори Кикутакэ (1928-2011), японский архитектор. Цит. по книге Дж. Доната «Мировая архитектура» (1965)

Растущие города и небоскребы

Другие проекты Кикутакэ были еще радикальнее. Один из них — «Морской город», в котором изготовленные фабричным способом жилые «коконы» крепились к громадным цилиндрам, плавающим в океане. Архитектор предлагал разместить цилиндры по кругу, и в результате получалась красота под стать дерзости замысла. Другую идею предложил Нориаки (Кисё) Курокава: построить — на сей раз на суше — спиралевидные небоскребы, к которым тоже можно прикреплять такие жилые коконы.

Оба эти проекта реализуют главные качества метаболистской архитектуры: технологичность, масштабность и смелость, а также предполагают органический рост сооружения и участвуют в решении перенаселенности японских островов.

Капсульная концепция

Едва ли не самый знаменитый реализованный проект метаболистской архитектуры — токийская «Капсульная башня Нагакин», спроектированная Курокавой. Она состоит из двух связанных высоток, к которым подвешены около 140 небольших капсул, в которых размещаются жилые и конторские помещения.

Капсульная башня Нагакин
Капсульная башня Нагакин
Кисё Курокава
Кисё Курокава

Каждая капсула — всего 2,3 3,8 м, оборудованная встроенными в стену устройствами от холодильника до телевизора, кроватью и крошечной ванной комнатой. Капсулы, представляющие собой стальные ящики, были изготовлены и собраны фабричным способом, а потом собраны прямо на месте возведения. Теоретически любую капсулу можно отвинтить и заменить новой, оборудованной более современно, хотя на самом деле такого пока ни разу не случилось.

Минималистичное жилье капсульной башни — еще один ответ метаболистов на требования, выдвигаемые жизнью. Они заметили, что к концу ХХ в. личная жизнь человека — от встреч с друзьями в кафе до прослушивания музыки — все больше происходит публично. Из этой логики выходит, что дома нам нужно меньше пространства, чем когда-то. Квартира становится местом уединенного отдыха, смотрения телевизора и сна.

Капсульная башня оригинальна уже тем, что ее вообще построили. Большинство метаболистских проектов — подобно аркигрэмовским — так и остались на бумаге. Их впечатляющие названия — Башенный город, Город стен, Агрокультурный город — по-прежнему дразнят архитекторов. В начале 1970-х гг. отдельные метаболисты по большей части занялись более привычными и реалистичными проектами. Кэндзо Тангэ, к примеру, стал, вероятно, одним из самых прославленных японских архитекторов того периода, но знаменит он своими более традиционными постройками, хотя и учел в их проектировании самые передовые технологии.

Кэндзо Тангэ
Кэндзо Тангэ

Капсульные гостиницы

 «Капсульная башня» — объект уникальный, однако ее постройка вдохновила другой специфический японский проект — капсульную гостиницу. Первый пример — капсульная гостиница в Осаке, ее спланировал Курокава в конце 1970-х; она спроектирована и построена с упором на фабричное производство, технологичность и экономию площади. Это здание и многие сооруженные позднее предоставляют простые ячейки для сна, размером с кровать; часто, правда, есть еще телевизор и беспроводной интернет. Ванные и туалеты, как правило, общего пользования, есть рестораны и место для хранения багажа. Такие минималистичные гостиницы прижились только в Японии, и останавливаются в них в основном командировочные.




Поделиться ссылкой