Бидермайер. Буржуазные ценности

Идея воспеть мечты небогатого чиновника во всей трогательной полноте его бытия в первой половине XIX в. витала в воздухе. В живописи эти мечты обрели визуальные формы бидермайера.

Памятник Моцарту в Венском городском саду
Памятник Моцарту в Венском городском саду. Виктор Тильгнер. Австрия. 1896 г.

«...Господин Майер» — наивный и ироничный

Его не спутать с сентиментализмом — ироничное отношение к себе и окружающему миру удивительным образом преобразует изображения в немного наивные формы и художественные приемы. И немудрено, ведь само название «бидермайер» — «простодушный господин Майер» — наполнено доброй иронией. Псевдоним Готлиб Бидермайер использовал поэт Людвиг Айхродт, чтобы безнаказанно писать эпиграммы.

Буржуазная роскошь

Прихотливостью форм, обещающих пришествие так называемого второго рококо, отличается скульптура бидермайера. Как ни велики были деятели истории и культуры, которых ваяли мастера этого стиля, на каком бы возвышенном месте они ни размещались, зрителя не покидало ощущение, что перед ним увеличенная настольная статуэтка.

Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине. Иоганн Хуммель. 1818—1819 гг.
Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине. Иоганн Хуммель. 1818—1819 гг.

Дороже чинов и карьеры

Представления буржуа средней руки о прекрасном бидермайер воплощал приемами аристократического ампира, игнорируя его помпезность и воинственность, преобразуя их в мягкую интимность и домашний уют. И это ценилось дороже чинов и карьеры: домашний интерьер на картинах бидермайера прописывался тонко, тщательно, с любовью. Пейзажи манили слегка неухоженными садиками с развесистыми деревьями и высокими георгинами. Художники немецкие — Георг Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские — Мориц фон Швинд, Франц Петтер и Фердинанд Вальдмюллер, мастера русской школы Василий Тропинин и Иван Хруцкий прилагали творческие усилия с искренней убежденностью в ценности воспеваемых ими милых уголков и приятных людей.

Актриса Тереза Кронес. Фердинанд Вальдмюллер. 1824 г
Актриса Тереза Кронес. Фердинанд Вальдмюллер. 1824 г

Всем по вкусу

Бидермайер, поначалу скромно проявившийся в нескольких живописных и поэтических опусах, уверенно трансформировал под вкусы своих заказчиков все: и архитектуру, и скульптуру, и литературу, и уж окончательно моду и интерьеры.

Незатейливая прелесть

Красотки бидермайера благочестивы, невинно-лукавы, одеты в закрытые платья — и очень хорошие хозяйки. Вышивальщицы и золотошвейки лишь поднимают сияющие глазки на зрителя, на минуту оторвавшись от работы. Ранние пташки, в скромных утренних туалетах, они проводят у окна, глядя вдаль, лишь несколько минут — и в скромной девичьей комнате ни пылинки. И даже актрисы бидермайера похожи на добропорядочных горожанок.

Отметим, что в Англии бидермайер называют ранневикторианским стилем, и он зачастую служит воплощением представлений о покое, семейном уюте и благополучии — светлые дни империи, королева которой была счастливой женой и матерью.

Простота и комфорт

Бидермайер проявил себя в архитектуре во всей простоте и комфорте, к которым стремились заказчики компактных, прежде всего удобных для жизни и приятных для глаза городских домов. Замок Тегель для семейства Вильгельма фон Гумбольдта, построенный в Берлине Карлом Фридрихом Шинкелем, только именуется замком. Это двухэтажное здание, аккуратно отделанное стуковой лепниной и колоннами в эллинском стиле. Дорические колонны, античные скульптуры и рельефы, необходимые хозяевам в соответствии со статусом, не подавляют, сохраняя ощущение уюта.

Фасад здания в стиле бидермайер. Фрагмент. Прага.Чехия
Фасад здания в стиле бидермайер. Фрагмент. Прага.Чехия

Поэзия уюта

Художники бидермайера с энтузиазмом воспевают семейную и дружескую атмосферу, простые житейские радости. В живописи преобладают бытовые сценки, герои которых находят радости в обыденности, повседневности.

В комнатах стоят комфортные диваны, удобные шкафы и этажерки для семейных сувениров. На стенах разместились небольшие картины, возможно, акварели, написанные самими хозяевами или их приятелями. Особое место отдается не только созданию, но и изображению чистых светлых интерьеров, в которых члены семьи художника появляются порой как стаффажные фигурки, — этакие «портреты» милых сердцу, со вкусом обставленных гостиных.




Поделиться ссылкой