Гарлемский ренессанс (1920-1930-е годы)

Двадцатые и тридцатые годы XX века ознаменовались взрывом творческой активности в среде чернокожих американцев, живших в нью-йоркском Гарлеме. Музыка, хореография, кино, живопись, театр и кабаре, вдохновленные их африканским наследием, известны как «Новое негритянское искусство». Именно так назвал это движение искусствовед Ален Локк в изданной в 1925 году книге «Новый негр».

Ален Локк
Ален Локк

За период с 1910-х по 1930-е годы около двух миллионов американцев африканского происхождения переехали из южных штатов на Север, в Чикаго, Филадельфию, Кливленд и Нью-Йорк. Многие богатые и образованные афроамериканцы селились в Гарлеме, новом пригороде Нью-Йорка. Появившаяся примерно в это же время книга Локка «Новый негр» побудила многих чернокожих художников искать источники вдохновения в их историческом наследии.

«Мы, молодые негритянские художники, намерены без страха и смущения заявить о своей темнокожей индивидуальности» Лэнгстон Хьюз

Великое переселение

Гражданская война закончилась в 1865 году, около 95% черных американцев жили тогда на Юге. После Гражданской войны рабы получили свободу, но власти южных штатов ограничивали их гражданские права, насаждая политику сегрегации в общественной жизни. Когда с развитием промышленности в начале ХХ века на Севере открылись новые возможности в связи с появлением новых рабочих мест, тысячи чернокожих потянулись туда с Юга.

В 1917 году Америка вступила в Первую мировую войну, и сотни тысяч чернокожих американцев поддержали свою страну; они сражались в американской армии, несмотря на все еще существовавшие в обществе предубеждения и отсутствие полноправного гражданства для цветных. Некоторых, как, например, полностью афроамериканский 369-й пехотный полк, встречали с войны как героев, но подвиги других так и остались непризнанными. Количество чернокожих, приезжавших на Север, все росло, а вместе с этим обострялись расовые и гражданские конфликты, вызванные растущей конкуренцией за рабочие места и жилье.

Уже в 1920-е годы черные американцы, поселившиеся на Севере, начали утверждать свои права в художественных формах — живописи, литературе, музыке и хореографии. Эта своеобразная творческая манифестация получила название «Новое негритянское искусство». Большинство авторов были родом с американского Юга, но некоторые — мулаты с Карибских островов или интеллектуалы из Британской Вест-Индии или Парижа, приехавшие в Соединенные Штаты в поисках лучшей доли. Поскольку селились они в основном в Гарлеме, движение вскоре переименовали в Гарлемский ренессанс.

Расовая и социальная интеграция

Многие чернокожие американцы, обустраиваясь в северных штатах, стремились подчеркнуть собственную идентичность, происхождение от черных рабов, культурные связи с Африкой. Представители среднего класса, выросшие в Гарлеме и получившие хорошее образование, ярко и недвусмысленно демонстрировали гордость за прошлое своего народа, разрушая расовые стереотипы. Их творчество способствовало преодолению расовых предрассудков и развитию интеграции общества.

Впервые афроамериканские художники, писатели, музыканты и танцоры оказались частью общей американской культуры. Освободившись от страшного гнета рабства, они относились к жизни с непревзойденным оптимизмом, и этот радостный взгляд на мир вызывал всеобщее уважение.

Разнообразие культур и стилей

Период Гарлемского ренессанса, продолжавшийся примерно с окончания Первой мировой войны вплоть до начала Второй мировой, нельзя считать проявлением одного стиля. Напротив, в работах художников представлены разнообразнейшие элементы и подходы как отражение многообразия культур, в которых воспитывались авторы. Полагаясь в основном на поддержку чернокожих, мастера Гарлемского ренессанса в немалой степени зависели и от белых покровителей, которые имели большие связи, а следовательно, могли обеспечить более широкие возможности. Многие белые меценаты пристально следили за тем, что считалось «примитивной» культурой черных американцев.

«Если вы спрашиваете, что такое джаз, вам его никогда не понять» Луи Армстронг

Аарон Дуглас (1898-1979) стал известен как «отец афроамериканского искусства» благодаря своим росписям общественных зданий и дизайну печатных изданий, в частности двух первых журналов Гарлемского ренессанса, «Кризис» и «Возможности». Уильям Х. Джонсон (1901-1970), переехавший в Гарлем из Южной Каролины, стал первым художником африканского происхождения, прочно признанным американской художественной публикой. Его творчество — это смешение примитивного стиля, элементов модернизма и сюжетов повседневной жизни афроамериканцев.

Лу Майлоу Джонс (1905-1998) родилась в Бостоне, начала рисовать еще в детстве и продолжала, даже когда ей было уже далеко за девяносто. Яркие краски, плоские фигуры на ее живых, радостных полотнах, батике и текстильном дизайне воплощают тот самый «примитивный» этнический стиль, который вызывал восторг специалистов. Сарджент Клод Джонсон (1888-1967) приехал в Калифорнию в 1915 году, пробовал себя как живописец, мастер по керамике, гравер и графический дизайнер, но известен стал в качестве скульптора. В работах, за которые он получил множество наград, Джонсон исследовал и подчеркивал именно расовые особенности.

Чарлз Элстон (1907-1977), родом из Северной Каролины, появился в Нью-Йорке в 1913-м. Его росписями украшен весь Гарлем, но помимо этого, совместно с художником и скульптором Генри Баннарном (1910-1965), он возглавлял «Гарлемскую художественную школу Элстона—Баннарна».

Сарджент Клод Джонсон
Сарджент Клод Джонсон

«Кризис»

В 1909 году У. Э. Б. Дюбуа (1868-1963) участвовал в создании Национальной Ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Дюбуа был первым социологом, изучавшим «черную культуру», он также основал журнал «Кризис». Название взято из поэмы Джеймса Рассела Лоуэлла (1819-1891), считавшего, что именно рабство породило национальный кризис, приведший в итоге к Гражданской войне. Вместо того чтобы впрямую призывать к социальным реформам, борьбе за гражданские права и равенство, журнал занимался культурно-просветительской деятельностью. В этом издании, адресованном белому населению, публиковались стихи, рассказы, публицистические статьи, иллюстрации, созданные чернокожими авторами Гарлемского ренессанса. К 1920 году тираж журнала достиг 100 000 экземпляров.

Уильям Дюбуа
Уильям Дюбуа
Джеймс Рассел Лоуэлл
Джеймс Рассел Лоуэлл

Джаз

Одним из наиболее ярких элементов Гарлемского ренессанса был джаз, равно популярный среди белых и черных американцев. Джаз помогал людям понять друг друга. Белые и черные собирались вместе, чтобы слушать эту музыку или танцевать. Постепенно жесткие межрасовые границы размывались и общество двигалось в направлении отмены дискриминации. Сцены ночных клубов, джазовые оркестры и кабаре — частые сюжеты на картинах художников Гарлемского ренессанса.

Гарлемский Ренессанс джаз
Гарлемский Ренессанс джаз



Поделиться ссылкой