Искусство Высокого Возрождения (1498-1527 годы)

По мере того как идеи Возрождения распространялись в Европе, молодые художники работали все более уверенно, а произведения их отличались все большим разнообразием и мастерством. Никогда прежде искусство не было таким глубоким и плодовитым одновременно — множество идей, творческий блеск и страстная вера художника в значимость своего творчества.

К концу XV века революционные идеи раннего Возрождения обрели творческую зрелость и стали тем, что ныне известно как Высокое Возрождение. Техническое совершенство приемов в живописи и скульптуре, реалистическая интерпретация действительности, композиционный баланс, пространственная гармония — вкупе со стремлением соответствовать или превзойти достижения античных мастеров. Историки полагают, что переход от раннего Возрождения к Высокому произошел с завершением Леонардо да Винчи (1452-1519) его «Тайной вечери» в Милане (1495-1498), совпавшим с перемещением центра культурной жизни из Флоренции в Рим, где главным покровителем искусств был папа Юлий II.

К тому времени появилось множество выдающихся художников, завоевавших уважение и признание: венецианские мастера Джорджоне (около 1477-1510) и Тициан (1488-1576) — великолепные краски и динамичные композиции их работ словно наполняли светом полотна; мастера северной школы Дюрер (1471-1528) и Гольбейн (1497-1543), чьи работы были проникнуты глубочайшим философским смыслом. И величайшие из всех — Леонардо, Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль (1483-1520), за свое мастерство и творческий гений прославленные еще при жизни. Именно благодаря достижениям Леонардо впервые возникла идея о том, что художника можно считать гением.

Джорджоне
Джорджоне
Tициан Вечеллио
Tициан Вечеллио
Дюрер
Дюрер
Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн

Гении

Леонардо был художником, скульптором, архитектором, инженером, философом, математиком, изобретателем и естествоиспытателем. Его живописные и графические работы оказали огромное влияние на развитие изобразительного искусства, поскольку он использовал оригинальные способы передачи света (одним из его изобретений стала техника сфумато — рассеяния; слегка размытое изображение позволяло добиться мягких, словно подернутых дымкой тонов). В его многочисленных дневниках, заполненных рисунками и техническими набросками, очевидны талант и пытливый разум, но множество проектов он оставил незавершенными, поскольку мысль его постоянно стремилась к новым идеям.

Микеланджело тоже был многосторонней личностью и реализовал себя в скульптуре, живописи, архитектуре и поэзии. С самого начала карьеры его считали выдающимся мастером современности, изображающим человека с невероятной выразительностью красками и в мраморе. Третьим итальянцем, которого назвали гением при жизни, был Рафаэль. Его портреты и картины на религиозные и мифологические темы вызывали восхищение совершенством цвета, композиции и четкостью линии.

«Подлинное произведение искусства лишь тень божественного совершенства» Микеланджело
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти

Анатомия

Научный подход к изучению человеческого тела и его пропорций не являлся достижением эпохи Возрождения. Эту проблему исследовали и в средневековой Европе, но на основе текстов древнегреческих врачей, поскольку в христианстве идея расчленения человеческого тела считалась святотатственной. Но с ростом интереса к человеку — и потребностей искусства, изображающего точное подобие жизни, — некоторые художники шли на риск изучения анатомии путем рассечения мертвых тел. Леонардо работал (нелегально) с трупами, телами казненных преступников, чтобы выяснить, как устроен и функционирует человеческий организм. Микеланджело также оставил рисунки, подтверждающие, что он пристально изучал анатомию. На основе своих исследований художники Возрождения создали новые каноны изображения человеческой фигуры.

Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти

Роскошь и достоинство

Первоначальные идеи Возрождения — создавать более реалистичные изображения и руководствоваться интересами человека — получили развитие в работах мастеров позднего периода, в их стремлении создать идеальное подобие природы. На смену ясной перспективе и тщательно прописанным деталям раннего Возрождения пришли более общие, простые формы, демонстрировавшие красоту, достоинство, величие, динамизм, глубину и смысл.

Композиции стали более непринужденными и гармоничными, а лица на портретах вызывали ответные эмоциональные реакции у зрителя. Мастера Высокого Возрождения в своем творчестве уделяли внимание не только христианской доктрине, поскольку их патроны происходили из разных социальных групп, среди них были кардиналы, юристы, банкиры, купцы, аристократы — представители как Церкви, так и светского общества. Искусство стало важной частью жизни: художников часто приглашали во дворцы знати, где они могли жить, работать и получать плату за свой труд.

Высокое Возрождение, возможно, более остальных художественных течений, упомянутых в этой книге, сосредоточило в себе множество разнообразных идей. Но в целом оно все же представляло одну концепцию — целенаправленное развитие человеческих дарований. Впервые в истории талант и достоинства человека поощрялись, воспитывались, взращивались и развивались; человека побуждали стремиться к совершенству, а гений был признан и вознагражден.

Человек Витрувия

«Человек Витрувия» — это рисунок Леонардо, датированный примерно 1487 годом. На нем изображена мужская фигура, заключенная в круг и квадрат, демонстрирующая идеальные пропорции человеческого тела. В размещенных на полях цитатах из книги древнеримского архитектора Витрувия пояснялось, что классические пропорции античной архитектуры имеют основой пропорции человеческого тела. Рисунок Леонардо иллюстрирует не только его восторг перед совершенством анатомии, но и новаторскую идею о связи искусства и науки. Леонардо верил, что движения человеческого тела соотносятся с движением Вселенной.

«Человек Витрувия», Леонардо да Винчи, около1485–1490, перо, чернила
«Человек Витрувия», Леонардо да Винчи, около1485–1490, перо, чернила

Disegno и colore

Практика рисунка с натуры (disegno) считалась самым важным аспектом художественного творчества, которым овладевали ученики во Флоренции на их пути к успеху. В Венеции же главным в мастерстве художника считалось владение цветом (colore). На протяжении всего периода Возрождения не утихали споры между представителями этих двух школ.




Поделиться ссылкой