Сейчас при слове «витраж» нам представляются сияющие разноцветными кусочками стекла окна средневекового храма. Но сооружения эти стояли не всегда, и витраж однажды был создан, чтобы меняться и развиваться, оставаясь собой — чудом возникновения цвета в луче солнечного света.
К теме застекленного окна обратились в период раннехристианского искусства, богатый такими «всходами», из которых позже разовьются многие искусства и ремесла.
Поскольку отливать стекла большого размера в Средние века еще не умели, оконные проемы набирали из фрагментов, которые окрашивались солями разноцветных металлов. Закрепляли их в свинцовые рамы — это и будем считать определением витража, сегодня относящегося к свинцово-паечной технике.
Как и в книжной миниатюре, на витражах были распространены забавные жанровые сценки, порой весьма озорные по настроению, — Средневековье, в отличие от Возрождения, было возвышенным, но не пафосным.
В культовых сооружениях основными сюжетами витражей были сцены из библейской истории, облики святых, символы евангелистов, а также изображения орнаментального характера — геометрические и флоральные мотивы, общие для витражей всех времен и направлений.
Классический готический витраж — это и высокие оконные проемы стрельчатой формы вместо стен, и роза — круглое окно над входом в центральный неф. Окрашенные лучи света, проходя сквозь сонаправленно выставленные стекла, пересекаются в воздухе, в солнечные дни создавая головокружительные цветовые эффекты, а в пасмурные, как и положено монументальнодекоративному виду искусства, — на витражном окне видны подсвеченные прихотливые картины самых разных сюжетов.
Очередной всплеск внимания к искусству витража возник в XIX в. вместе с интересом к Средневековью. Но зачастую мастера этого времени предпочитали технику «витражной картины» — роспись красками по стеклу.
Век XX привнес в искусство витража новые технологии и невиданные формы в стиле модерн — с гибкими контурами, мягкими растушевками цвета и растительной тематикой. Особенно ярко это проявилось в ар-нуво: произведения этого стиля стали классикой отдельного витражного жанра. Занятно смотрелись в витраже и сцены плакатно-идеологической тематики — образы революционеров, сменившие лики святых мучеников, в чем-то были им созвучны.
Витражи на светские сюжеты украшали пространства частных домов, дворцов и замков, но, выходя из моды, часто заменялись владельцами на обычные стекла. Витражи магистратов включали в композицию гербы городов и символы их святых покровителей, а также знаки главных гильдий, оплативших эту роскошь. Учебные заведения — а в Средневековье их было немало — украшали парадные холлы витражами с аллегорическими изображениями основных наук и образами их святых покровителей.
Современная витражная художественная практика насчитывает более десятка техник работы с цветным стеклом. Это и пескоструйная, и мозаичная, и наборная, и спечная — когда стекла разного цвета спекаются вместе, а иногда и с проволокой, изображающей псевдорамку и создающей прихотливые рисунки.