Художники всегда обращались к новым технологиям, так что видео, компьютеры и интернет неизбежно должны были стать средством создания арт-объектов. Медиаискусство совершило гигантский скачок в развитии от первых компьютерных работ, созданных в Нью-Йорке и Германии в середине 1960-х, до интерактивных интернет-акций XXI века.
Начало медиаискусства можно отнести к XV веку, когда художники впервые начали работать масляными красками, или к изобретению фотографии в XIX веке, но самого термина тогда не существовало. Впервые он был применен по отношению к произведениям, для создания которых были использованы новые технологии, в конце XX — начале XXI века. Именно тогда в работах некоторых художников, таких как Нам Джун Пайк (1932-2006), появилось видео.
Термин «цифровое искусство» появился в 1980-е, с развитием интернета. Всемирная паутина была создана Тимоти Бернерсом-Ли (р. 1955) в 1989 году, чтобы дать возможность физикам, работавшим в Европейской лаборатории физики элементарных частиц, обмениваться информацией при помощи компьютеров, подключенных к сети. Первыми после физиков, кто оценил возможности интернета, были художники — они получили великолепный шанс для самовыражения, которого не было у предшественников.
«Без электричества не может быть искусства» Нам Джун Пайк
Вместе с технологиями медиаискусство стремительно эволюционирует и обретает общемировой характер. Сам термин охватывает широчайший спектр творческих проявлений, каждое из которых так или иначе задействует цифровые технологии — интернет, видео и компьютерную анимацию, фотографию, смартфоны и прочие гаджеты.
С момента своего появления цифровые технологии меняют традиционные жанры — живопись, графику и скульптуру, — и постепенно они вошли в повседневную практику художников. По мере того как новшества становились дешевле и доступнее, к ним начали прибегать даже признанные мастера. Ричард Гамильтон использовал в 1986 году компьютерную программу Quantel Paintbox для воссоздания своего коллажа «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Финальный результат, полученный при помощи сканирования и цифровых фотографий, он назвал «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными?». Дэвид Хокни в 2009 году впервые воспользовался айфоном для создания миниатюр, поддержав идею, что новые гаджеты вполне годятся для того, что называется искусством.
«Технология стала новой оболочкой для существования тела» Нам Джун Пайк
С появлением первых домашних компьютеров в 1980-х многие художники начали экспериментировать с ними. Джефф Уолл (р. 1946) при помощи цифровых технологий конструировал целые сцены из фотографий, создавая фантастические картины, которые выглядели вполне реалистичными (подобно сюрреалистическим произведениям). Хит Бантинг основал в 1994 году Irational.org, чтобы исследовать, как любой пользователь интернета может участвовать в творческом процессе. Билл Виола (р. 1951) работает в жанре видеоарт, используя изображение, свет и звук для передачи идей о смысле существования.
В середине 1990-х Дирк Пасманс (р. 1965) и Джоан Химскерк (р. 1968) создали «Jodi art collective», или Jodi.org. Их дерзкие игривые работы собраны из компьютерных игр, модифицированных и видоизмененных, анимации, графики, неожиданно всплывающих диалоговых окошек, причем адрес постоянно меняется. Питер Станик (р. 1953) — автор цифровых картин со сценами городской жизни Нью-Йорка, Кристоф Бруно (р. 1964) изучает возможности языка, а Джейк Тилсон (р. 1958) зарегистрировал в 1994 году веб-сайт «Повар» («The Cooker»). Он содержит тексты, изображения со всего мира, доступные любому пользователю, как символ того, что искусство доступно каждому. Сайт полностью посвящен еде и ее приготовлению, каждая страница открывает перед пользователем новые грани этого вида творчества — здесь есть и звуки готовки, и фотографии ресторанов в самых разных уголках планеты, и даже виртуальное путешествие на поезде туда, где готовят необычные блюда.
«Необходимо допускать неопределенность в искусство. Хаос просачивается внутрь понемногу — надо быть к этому готовым» Джейк Тилсон
Медиаискусство продолжает развиваться, и неизвестно, во что оно может превратиться в будущем, существует ли предел технического прогресса и поиска новых творческих идей. Сегодня художники реализуют свои концепции в самых разнообразных формах, насколько позволяют их воображение и возможности. К медиаискусству обращаются художники, получившие классическое образование, графические дизайнеры и фотографы, компьютерные специалисты, звукорежиссеры и все те, кто имеет опыт работы с цифровыми технологиями.
Известный прежде всего своим участием в развитии движения net.art в 1990-е, Хит Бантинг занимался практически всеми видами медиаискусства. Его можно назвать концептуалистом среди медиа-художников, поскольку во всех его работах главенствующее положение занимает идея. Уничтожая грань между искусством и повседневностью, его забавные, порой спорные произведения приходят к зрителю самыми неожиданными путями. Большинство его работ, таких как «Irational. org», — о торговле, доступности, создании связей через интернет, о природе границ, разделяющих жизнь и искусство, жизнь и интернет, о восприятии и коммуникации.
По мере развития технологий старые «новые» медиа, такие как видеофильмы, кассеты, компьютерные диски, заменяются новыми материалами, и все труднее сохранить, защитить и демонстрировать произведения искусства, которые совсем недавно были техническим новшеством, но слишком быстро устарели. Вопрос сохранения произведения всегда был актуален для художника, и сегодня новые виды искусства сталкиваются все с теми же трудностями, но в новой форме.