Древнегреческие мифы

Древнегреческие мифы окружают нас повсюду. Мифологические сюжеты активно используются в произведениях современной культуры, «олимпийская» тематика охотно эксплуатируется в рекламе. Как же так вышло, что герои и сюжеты греческих мифов столь прочно укоренились в западноевропейской культуре?

Два поэта

Главные древнегреческие источники, из которых можно составить представление о ранней мифологии и космогонии греков до периода эллинизма, — это поэмы Гесиода «Теогония» и (в меньшей степени) «Труды и дни», а также знаменитые «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Табличка эгейской культуры
Древнегреческие боги, в том числе Зевс, Афина и Дионис, упоминаются еще на табличках эгейской культуры, обнаруженных на острове Крит и на месте разрушенных греческих городов-полисов. Записи на табличках сделаны древним линейным письмом Б и были полностью расшифрованы лишь в XX веке

Творчество обоих авторов датируется примерно VIII—VII веками до нашей эры. О тех временах сохранилось крайне мало достоверных сведений, а те данные, которыми приходится оперировать, немногим отличаются по степени легендарности от тех самых мифов, историю и содержание которых мы сейчас рассматриваем. В частности, один из древнегреческих текстов, написанный около III века до нашей эры, повествует о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом в Халкиде на острове Эвбея. Из этого сообщения можно заключить, что два поэта жили и творили примерно в одно время. Во время состязания Гесиод задавал Гомеру каверзные вопросы, а тот отвечал на них. В итоге царь Панед присудил победу Гесиоду за то, что его поэмы посвящены «земледелию и миру», а не «войнам и побоищам». Эта характеристика весьма точно передает основную разницу в творчестве двух поэтов. Гомер становится родоначальником героического эпоса, а Гесиод — эпоса дидактического.

Обе гомеровские поэмы, «Илиада» и «Одиссея», написаны классическим гекзаметром и состоят из 24 книг. Впервые они были напечатаны в 1488 году во Флоренции. Литературоведы до сих пор спорят, действительно ли это поэмы, или же собрания отдельных песен, позже собранные воедино при переписке. Однако современный читатель привык воспринимать гомеровские поэмы именно как целостные эпические произведения.

Гомер
Песни, легенды и сказания о богах обычно исполняли бродячие певцы, каждый из которых переиначивал и по-своему трактовал мифологические сюжеты. Считается, что Гомер был одним из таких певцов, чья трактовка оказалась записана и благодаря этому дошла до наших дней

Истории о богах и героях у Гомера занимают в его повествовании хоть и важное, но отнюдь не центральное место. Мифы для Гомера — скорее материал, который он творчески переосмысливает и перерабатывает в угоду своему замыслу. Боги в «Илиаде» и «Одиссее» симпатизируют тем или иным людям и героям, занимают разные стороны в войне троянцев и ахейцев, одним помогают, против других строят козни. Эти боги во многом наделены человеческими чертами.

«Гомер, несомненно, письма не знал, но так блестяще пользуется поэтической техникой, что, кажется, будто он тщательно продумал и продиктовал свою поэму. Гомер стоит на распутье древней устной традиции и нового искусства письма, и этому последнему он обязан своей тонкостью и изяществом» (Алексей Лосев)

О смысле и символизме этого преображения мы поговорим позже. Пока же стоит лишь отметить, что не существует произведения, сравнимого с гомеровскими поэмами по степени своего влияния на культуру Античности. Примерно половина из найденных древнегреческих папирусов — это отрывки из Гомера.

Совсем иначе подходит к известным ему мифологическим сюжетам Гесиод: пересказывая их в образной поэтической форме, он стремится к точности и полноте воссоздания «божественного мира», его происхождения и развития. Особое внимание Гесиод уделяет божественной генеалогии. Он не просто пересказывает сюжеты, но систематизирует их и приводит в относительный хронологический порядок. В этом смысле его «Теогония» (что в переводе с греческого означает «происхождение богов») больше похожа на научный трактат.

Гораздо более смелым интерпретатором мифов Гесиод предстает в другом своем произведении, поэме «Труды и дни». В частности, Прометей в трактовке поэта перестает быть благородным героем, он описан как отрицательный персонаж, навлекший на людей гнев Зевса и других олимпийцев.

Гесиод
В поэме «Труды и дни» Гесиод излагает миф о последовательной смене веков: золотого, серебряного, медного, героического и железного. Считается, что это одна из первых попыток древних мыслителей осмыслить историю человечества в развитии. «Миф о пяти веках» упоминает Овидий в своих «Метаморфозах»

Энциклопедии мифов

Об авторе «Мифологической библиотеки», которая дошла до нас не в полном виде, а в позднейшей переписке, неизвестно практически ничего. Опираясь на упомянутые в тексте цитаты из Кастора Родосского, современника Цицерона, исследователи установили, что «Библиотека» создана не ранее I века нашей эры. Это значит, что древнеримский писатель Аполлодор Афинский, живший во II веке до нашей эры, ее автором быть никак не мог. Дабы избежать путаницы, создателя «Библиотеки» окрестили Псевдо-Аполлодором. Под этим именем он и остался в истории мифологии.

«Библиотека» представляет собой краткое прозаическое изложение мифов, взятых из различных более ранних источников. Псевдо-Аполлодор стремится точно, полно и структурировано излагать материал, что делает книгу скорее научным трактатом, чем художественным произведением. В «Библиотеке» соединяются две ветви древнегреческого эпоса — героическая и дидактическая, которые берут свое начало с поэм Гомера и Гесиода.

На рубеже I и II веков нашей эры появилось еще одно прозаическое произведение, ставшее важным источником сведений о древнегреческой мифологии — «Мифы» (Fabulae) Гигина. Впервые они были изданы в Базеле в 1535 году.

В отличие от Псевдо-Аполлодора, Гигин не использует принцип «генеалогической хронологии», излагая мифы в виде отдельных историй — фабул. При этом оба типичных для Античности подхода к пониманию мифов — как аллегории и как истории — при фабульном изложении теряются, остаются лишь голые сюжеты, которые читатель волен понимать и трактовать по своему усмотрению.

По сохранившимся отрывкам греческого текста исследователи заключили, что основная часть «Мифов» Гигина — перевод с греческого языка одной или нескольких книг. При этом в процессе перевода литературно-художественная ценность оригиналов была во многом потеряна. Однако несмотря на простоту изложения, а может, именно благодаря ей, книга Гигина была весьма популярна в Древнем Риме именно как источник знаний о древнегреческой мифологии, ссылки на которую повсеместно встречались в литературе и искусстве того времени.

Классика жанра

Изложение мифологических сюжетов мы находим и в двух классических римских поэмах — «Метаморфозы» Овидия и «Деяния Диониса» Нонна. Первая написана в самом начале I тысячелетия, между 2 и 8 годами нашей эры. Вторую датируют примерно 470 годом, то есть серединой V века нашей эры.

«Метаморфозы» — уникальный сборник древнегреческих мифов, по полноте изложения вполне сравнимый с поэмами Гомера и Гесиода и «Библиотекой» Псевдо-Аполлодора. Однако при этом «Метаморфозы» остаются высокохудожественным поэтическим произведением. Автор не стремится столь же подробно, масштабно и всестороннее излагать события, как делал это Гомер, он опускает многие подробности, неважные для его авторского замысла. С другой стороны, в поэме нет лишних деталей, каждая работает на создание уникальной картины «мифологического мира». Еще одна художественная особенность поэмы — очеловечивание мифологических персонажей. Как и Гомер, Овидий наделяет их человеческими чувствами и переживаниями. Боги в «Метаморфозах», как и люди, переживают неразделенную любовь, разлуку и смерть возлюбленных.

«Деяния Диониса» принадлежат перу Нонна Панополитанского и представляют собой объемное эпическое произведение из 48 книг (песен). Впервые они были изданы в 1569 году в Антверпене. Как следует из названия, посвящена поэма в основном приключениям бога Диониса, но параллельно автор излагает и другие мифы — о Тифоне, Кадме, Девкалионе, Персее и других.

«...Впроцессе перевода „аттическая" простота оригинала [...] часто оборачивалась примитивностью, лаконизм — сбивчивой краткостью, а место искусственной и искусной наивности ученых греков занимала неподдельная наивность далеко не столь ученого переводчика» (Дмитрий Торшилов о «Мифах» Гигина)

Нонн не просто пересказывает сказочные сюжеты, но творчески переосмысляет их и предлагает читателю собственную трактовку известных мифов. Дионис у Нонна — отнюдь не традиционный эпический герой, а, напротив, неудачник, который часто обращается в бегство, ибо неустойчивость — его природа. А если он и побеждает, то с помощью вина, как ему и положено по «должности».

Опираясь на эти источники, различные исследователи неоднократно пытались, во-первых, объединить древнегреческие мифы в единую стройную систему, во-вторых, увязать их с известными данными об истории Древней Греции, а в-третьих, дать объяснение их образам и символике.




Поделиться ссылкой