Религия и миф

Религия и миф воздействуют на эмоции, глубоко укорененные в человеческом сознании. При сопоставлении и исследовании их взаимосвязи возникает ряд общих тем. Во-первых, мифы, как и религия, обычно увековечиваются в том, что называют «ритуалом». Ритуалы — это регламентированные действия и церемонии, происходящие в официальной обстановке.

Индуистское бракосочетание

Один из самых характерных ритуалов, в которых играют свою роль и религия, и мифология, — это брак. Он отмечается во всех религиях, однако различные традиции по-своему опираются на мифологию и используют ее в церемонии. Так, например, индуистская церемония бракосочетания представляет собой богатое переплетение мифа и ритуала, объединяющее жениха и невесту в союзе, благословенном рождением детей. Жених и невеста приносят рис в дар богам, а потом в центре внимания оказывается невеста, бросающая большую чашу риса на священный огонь. В некоторых индуистских церемониях затем невеста ступает на жернов для расталкивания риса и вместе со спутником идет по рассыпанному рису. Центральное место, отводимое рису, наводит на мысль о культе плодородия и его значении в мифологии, а также символизирует надежду, что брак будет благословлен рождением детей.

Индонезийские даны
Индонезийские даны раз в несколько лет отмечают «Мауи» — фестиваль, в ходе которого происходит инициация (посвящение) мальчиков, заключаются браки, замиряются старые ссоры, а благосклонность духов завоевывают, принося им в жертву поросят.

Вмешательство духовенства и местные боги

Вторая общая тема, объединяющая религию и мифы, — вмешательство духовенства в дела людей. Большинство религий были основаны харизматическими вождями или лидерами, такими как Будда, Иисус или Моисей. После смерти основателя каждая религия переживала кризис: начинали возникать споры о правильном толковании многих мифов и легенд, связанных с основанием традиции. И всегда появлялось особое сословие людей, претендовавшее на обладание божественной властью толковать священные мифы данной религиозной традиции. Обычно мало кто осмеливался бросить вызов власти и авторитету духовенства, и племенные жрецы получали признание.

Третья, связанная со второй, тема — вопрос о месте жертвоприношения — укрепляет мифологическую основу веры. Многие религиозные традиции требовали заклания животных, а иногда и человеческих жертвоприношений, чтобы умилостивить богов и подчеркнуть важность четкого следования всем соглашениям между богами и людьми.

Но ещё одной обшей темой является мифологическое представление о связи богов с данным конкретным местом — будь то город, деревня или регион. Если это место процветает, считается, что бог (или боги) счастлив. Когда оно подвергается нападению или грабежу — значит, боги покинули народ.

Лишь с основанием иудаизма на Среднем Востоке стали веровать в Бога, управляющего всем миром.




Поделиться ссылкой