В этом слове соединились русское «веять» и немецкое «фехер» (Facher — веер). Произошло это стихийно, по мере общения русских и немцев в обычной жизни после Петровских реформ. До того на Руси говорили «опахало». Впрочем, в «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова 1935 года издания веер тоже назван «опахалом для навевания на себя прохлады». Во время оно этой цели служили большие листья либо куски любого попавшегося под руку материала — коры, шкуры животного, пучка перьев и прочего.
Красивую легенду о происхождении веера оставили миру древние греки. Когда несравненная Психея, вопреки проискам богини любви Афродиты, стала женой Эроса, бога любви, ее расположения пытался добиться бог западного ветра самонадеянный и легкомысленный красавчик Эол. Как-то раз он воспользовался отсутствием молодого супруга, проник в покои спящей Психеи и, не спросив разрешения, поцеловал ее в губы. По молодости, сгоряча. Уж слишком нравилась ему Психея.
Но тут на его беду неожиданно вернулся муж. Ревности Эроса не было границ, и вне себя от ярости он оторвал Эолу крыло.
От шума проснулась Психея (или сделала вид, что проснулась?), взяла из рук мужа крыло неудачника и стала обмахиваться им так грациозно и мило, что Эрос быстро пришел в себя, забыв и об Эоле, и о своей ревности. Веером древних римлян, в основном дам, был flabellum (флабеллум) из листьев лотоса, перьев павлина или других упругих материалов, часто ярко раскрашенных. Как и все тогдашние веера, он не складывался. Дамы не утруждали себя обмахиванием, это было обязанностью рабов, чем и объясняется длинная ручка античных вееров.
Символом счастья и небесного покоя был веер у древних египтян. Принадлежать он мог лишь фараону и знати. Одна из почетных должностей при дворе называлась «носитель веера с левой стороны». Как правило, этой чести удостаивался родственник фараона или ближайший из придворных.
Важную роль играл веер в жизни Китая и Японии. Его носили мужчины и женщины.
У военной касты были одни веера, у придворных — другие. Даже чайная церемония требовала особых вееров. Над дальневосточными веерами трудилось множество искуснейших художников, создававших порой настоящие шедевры. Самые ценные из них приобретались только для коллекций и не использовались по прямому назначению. В VII веке на Дальнем Востоке изобрели складные веера. Португальцам, первыми в XV веке достигшим Китая, довелось удивить Европу веерами невиданных ранее изящества и красоты. Спрос на них все увеличивался, и к концу XVII века дальневосточные веера завозили сюда огромными партиями.
В XVII—XVIII веках веера в Европе делали из кожи, пергамента, шелка и бумаги. Их снабжали зеркальцем и обрамляли перьями страуса или павлина. Веера расписывали художники, молва даже упоминает таких, как А. Ватто и Фр. Буше. Дамы носили их на поясе. В эту эпоху родился язык веера, который считают изобретением испанок. Они научились изъясняться с помощью веера чуть ли не сотней способов. К чему побуждали строгие религиозные запреты.
Закрытым веером испанка выражала свое презрение. Рукоятью, направленной вперед, — требование убираться подальше и побыстрее. Полуоткрытым веером давали понять о своем расположении; открытым — любовь без всяких оговорок. Великая французская революция расправилась с веерами. Но уже со времен Директории (1795—1799) светские дамы осмелели и извлекли веера из своих сундуков.