Плоп-арт

Плоп-арт (англ, plop art) — термин для обозначения произведений искусства, которые резко выбиваются из контекста и среды, категорически не вписываясь в пространство и нарушая его целостность, эстетику, сложившийся архитектурный ансамбль и визуальную гармонию. Отличительная характеристика таких произведений — неуместность.

«Фламинго» на Федеральной площади
Чикаго, США — 29 мая 2016 г.: «Фламинго» на Федеральной площади. Статуя сооружена американским скульптором Александром Колдером в 1973 г. в рамках программы «Процент для искусства»

Большой и розовый

Встречаются на городских улицах и гигантские алые прищепки, и пластиковые улитки трехметрового роста. Радикальным случаем преображения городской среды при помощи произведения современного искусства стало появление розового зайчика глобальных размеров работы Оттмара Хёрля — президента Академии изобразительных искусств Нюрнберга (старейшая художественная академия Германии). Зайчик разместился возле легендарного здания Венской оперы в 2014 г. и с тех пор «дирижирует» настроением публики, спешащей на спектакли.

Вена, Австрия — 28 июня 2014 г.: фигура зайца в городском пейзаже.
Вена, Австрия — 28 июня 2014 г.: фигура зайца в городском пейзаже.

Интересный феномен

Плоп-арт — феномен в публичном искусстве, за которым тянется шлейф негативной коннотации. Некоторые особо пафосно настроенные творцы считают его уничижительным, впрочем, пафос не подвержен дискуссии, оставим их.

Стоящая фигура. Виллем де Кунинг
Стоящая фигура. Виллем де Кунинг. Роттердам, Нидерланды. 1969 г.

Произведениям плоп-арта присущи некоторые общие черты: обычно это большие абстрактные модернистские или современные скульптуры, созданные по государственным или корпоративным заказам, воздвигнутые на площадях, в атриумах небоскребов, перед офисными зданиями, на станциях метро, в парках и на других общественных площадках. Термин подразумевает, что выглядят они в этих местах непривлекательно или неуместно, неприемлемо к окружению. Но не заметить их невозможно.

Плоп-арт часто путают с уродливым искусством (неудачными работами или демонстративно, нарочито эпатажными), а также с непонятным искусством (абстрактным, экспрессионистским, авангардным). Разница в том, что неудачная работа неудачна везде, а плоп-арт — только в месте «некорректного» размещения.

Классик плоп-арта

Скульптор Тони Розенталь, чьи произведения называли «печально известными», ваял замечательные работы из металла, но размещал их крайне неуместно. Особой его любовью пользовались городские управления полиции. Однажды он «подложил плюху» в виде своей скульптуры «5 в 1» самой полиции Манхэттена. Шедевр выглядел нелепо, но два года борьбы доблестных стражей порядка за перенос этой работы оказались безуспешными — она стоит у здания полицейского департамента и по сей день.

Полицейский департамент Нью-Йорка, с плоп-арт скульптурой
Полицейский департамент Нью-Йорка (главное управление на Площади Полиции), с плоп-арт скульптурой «5 в I» Тони Розенталя. Конец XX в.

Слово в защиту

В целом плоп-арт производит вполне позитивное впечатление. Да, его работы выглядят нелепо. Но в них чувствуется вызов в духе желтой кофты поэта Владимира Маяковского. Это смотрится дерзко и прогрессивно, освежает наши чувства и впечатления от привычных городских пейзажей.




Поделиться ссылкой