Подделка в искусстве: стыд — не дым

Одна из попыток фальсификации произведения искусства официально зафиксирована в воспоминаниях о Микеланджело, который выдавал своего «Фавна» за античную скульптуру. Думается нам, не первая в истории искусства, да и уж точно не последняя. Сама мысль о подделке отдает греховностью, может, потому и заманчива.

Фальсификация автопортрета Дюрера. XX в.
Фальсификация автопортрета Дюрера. XX в.

Позор на века

Одним из самых известных фальсификаторов прошлого века был Хенрикюс Антониус (Хан) ван Мегерен. Он подделывал картины художников XVII в. Яна Вермеера и Питера де Хоха. И угадал — европейские искусствоведы приняли его работы за подлинники. В 1944 г. он умудрился продать одного из своих «вермееров» самому Герингу за баснословную сумму. Художника привлекли к суду за пособничество нацистам. Представив себе ожидающие его перспективы, ван Мегерен сам рассказал, что его работы — подделки. И ван Мегерена посадили, но уже за мошенничество, а это, как говорят, совсем другой срок.

Улыбающаяся девушка (поддельный Вермеер). 1937 г.
Улыбающаяся девушка (поддельный Вермеер). 1937 г.

Несть числа

Подделка произведений искусства — на самом деле бизнес опасный, как и любой криминальный. Ибо мошенничество — это уголовное преступление. Изготовители фальсификаций, дилеры, занимающиеся их продажей и анализирующие спрос, полиция, страховые компании, эксперты, готовые подтвердить подлинность чего угодно, — все они зарабатывают серьезные деньги, понимая, что в любой момент могут быть раскрыты. А рынок действительно велик: уже анекдотом считается информация, что только на американском рынке числятся три тысячи работ Камиля Коро, который за всю жизнь написал около 600. Импрессионисты также идут счетом на тысячи. А Малевича и Кандинского не берут на некоторые аукционы — слишком велик процент подделок.

Копия — не подделка

Молодые художники в целях обучения мастерству великих живописцев делают копии их работ из музеев. Создают списки с полотен больших мастеров и вполне успешные профессионалы, преклоняясь пред тем или иным творческим гением. Почему эти копии нельзя назвать подделками?

В случае с молодежью, старательно подбирающей оттенки «как в оригинале», остаются современные холст, краски и творческая манера исполнителя, каким бы старательным копиистом он ни был.

Великие потомки воспроизводят произведения учителей, и вовсе оставаясь на позиции собственных стилистических предпочтений. В обоих случаях выходит красиво, но непохоже. Подделка — это когда подбирают холст времен автора, состаренное дерево, каждый мазок (положенный под лупой на строго предназначенное место), кракле с тонировкой, чтобы искусственно состарить картину — и выдать за чужую. И цена за нее повыше, и гордость распирает: «Я не хуже».

Хуже, ибо автор придумал все сам, а подделка вторична по определению.

Менины. Франсиско Гойя по Веласкесу. Конец XVIII — начало XIX в.
Менины. Франсиско Гойя по Веласкесу. Конец XVIII — начало XIX в.
Менины (подлинник). Диего Веласкес. 1656—1657 гг.

Не совсем «Шагал»

Известный арт-дилер Фернан Легрос привлек талантливых художников Реала Лессарта и Элмера де Хори к поточному созданию копий шедевров как старых мастеров, так и популярных творцов современности. Договорился он и с рядом других художников, которые за доплату ставили чужие подписи на собственные работы. Его поймал Марк Шагал, обнаружив на одной из выставок не свою «свою» работу.

Кстати

Еще один изготовитель подделок, Эрик Хебборн, даже опубликовал книгу полезных советов имитаторам «Справочник фальсификатора», ведь за 40 лет работы он создал тысячи рисунков, ошибочно признанных экспертами подлинными произведениями Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка.




Поделиться ссылкой