Прерафаэлиты. Британский протест

Уже почти 200 лет натуры романтичного склада превозносят «Братство прерафаэлитов» — молодых художников середины критичного XIX в., студентов лондонской Королевской академии художеств.

Благовещение. Данте Габриэль Россетти. 1850 г.
Благовещение. Данте Габриэль Россетти. 1850 г.

До Рафаэля

Объединилось «Братство прерафаэлитов» вокруг посыла, что это именно он, Рафаэль Санти, виноват в том, что современная живопись не блещет совершенством, в академии скучно и идеал недостижим. Таких бесподобных лиц, грациозных поз в жизни не бывает. Сами новаторы: поэты, живописцы, художественные критики — Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус — любили художников, что творили до Рафаэля и прочих титанов

Возрождения. Среди них нежнейший Перуджино, ангельский Фра Анжелико, тончайший Джованни Беллини — живописцы, в картинах которых первые достижения эпохи Возрождения мягко переплетались с отголосками возвышенной готики.

Бог в помощь. Эдмунд Лейтон. 1900 г.
Бог в помощь. Эдмунд Лейтон. 1900 г.

Чистые помыслы — чистым цветом

Выхолощенные нормативы академической живописи раздражали прерафаэлитов. Они предпочитали звонкие цвета и ювелирную детализацию изображений. Чтобы добиться эффекта, схожего с полотнами кумиров, поверх белил, покрывающих грунт, они писали легкими, сильно разбавленными красками. Этот прием оказался удачным: работы прерафаэлитов сохранили оригинальный яркий колорит. Кстати, именно эти юноши одними из первых начали использовать модную тогда фотографию как промежуточный этап, подготовку к созданию картины.

Романтики романов

Прерафаэлиты увлекались страстными романами Вальтера Скотта, представляли себе деятелей истории персонажами трагедий Шекспира и презирали плоды промышленной революции, современниками которой им выпало родиться. С всевозможным тщанием они копировали старинные костюмы и оригинальные интерьеры былых эпох, старательно воссоздавали элементы пейзажей для фонов (зачастую именно с них и начиная создание картины). Разумеется, это не могло не сказаться на результатах: ювелирно прорисованная фоновая часть делала менее важными в глазах зрителя центральные фигуры.

И в истории, и в мифологии прерафаэлиты ценили в первую очередь занимательность рассказа, забывая о мистической составляющей любой легенды. Точно подмеченные жанровые сценки из повседневной жизни трактовались ими либо как библейские (изображение мальчика, оцарапавшегося гвоздем в столярной мастерской, отсылало к Христу), либо как демонстрация морально-этических противоречий современного им общества.

Тонкая гармония души

Работы Рафаэля Санти, живописца и архитектора эпохи Высокого Возрождения, и в самом деле почти непереносимо сдержанны и гармоничны. Тихая прелесть хрупких большеглазых мадонн, смертельно ранящая взор роскошь пурпура на пронзительно-зеленом в портрете папы Юлия II, философские размышления уморительно-забавных ангелочков «Сикстинской Мадонны» — как устоять перед таким очарованием?

Автопортрет. Рафаэль Санти. 1506 г.
Автопортрет. Рафаэль Санти. 1506 г.

Бычьи глаза любимой

Прерафаэлиты, кроме занятий живописью и графикой, с упоением писали стихи, возрождали традиционные ремесла и прославляли оригинальность сделанных вручную бытовых вещей в противовес бездушному однообразию фабричных изделий. Так, Данте Габриэль Россетти создал вокруг себя в быту изысканную атмосферу старинной роскоши, где прекрасным был заполнен каждый сантиметр пространства. Антикварная мебель, подлинный китайский фарфор, восточные ковры и индийские ткани окружали предводителя «Братства прерафаэлитов». В саду у него ухали совы, в вольерах обитали вомбаты, по двору бродили павлины. В пристройке одно время обитал бык, чьи глаза напоминали Россетти пылающие страстью глаза его возлюбленной.

С возрастом романтический интерес прерафаэлитов к возвышенному сменился увлечением живописью мастеров позднейшего периода, яркой, чувственной, брутально-тяжеловатой, — мальчики повзрослели.



Поделиться ссылкой