Птицы в искусстве

Человек издавна провожал взглядом летящих птиц, радовался тем из них, кто обустраивался жить рядом. А однажды решил, что нарисовать птичку надежнее, чем сажать ее в клетку.

«Плавающее перо». Мельхиор де Хондекутер. Около 1680 г.
Пеликан и другие птицы рядом с прудом, известным как «Плавающее перо». Мельхиор де Хондекутер. Около 1680 г.

Своя во всех стихиях

Встрепанный городской воробей, наглый заносчивый голубь или бойкая синичка, тоненьким звоночком напоминающая о весне, — горожане видят птиц не часто. Ах, утки — как же мы забыли про этот весьма упитанный элемент городских водоемов. Ведь с них и начинается история изображения птиц в живописи.

Силуэт уточки так и просится на лист, стоит взять в руки карандаш. Это у нас генная память просыпается. Или, что скорее, лаконичный гибкий абрис с резким взлетом к клюву и плавной покатостью спинки так и просится под руку. Изображения уток одними из первых встречаются на стенах пещер — выставочных залов первобытных художников, а также в произведениях мобильного искусства. Навершия, ручки чаш, заколки в форме утки и отдельные фигурки — то ли обереги, то ли детские игрушки — находят археологи повсеместно.

Натюрморт с маленьким попугаем. Георг Флегель. Первая половина XVII в.
Натюрморт с маленьким попугаем. Георг Флегель. Первая половина XVII в.

Изображения желтеньких уточек украшают стены одной из самых древних этрусских гробниц. Ведь, взлетая под облака и ныряя в толщу вод, эта птица объединяет три мира, включая земной.

Идеальная модель

Картина «Пеликан и другие птицы» Мельхиора де Хондекутера была заказом Вильгельма III Оранского и предназначалась для украшения дворцовых покоев — кого-то этот пестрый «птичник» королю напоминал. Обратим внимание на главного героя, чья упруго написанная, тонко интонированная оттенками розового и зеленовато-серого фигура размещается на первом плане. Есть легенда, что он обитал в пруду дворцового парка и, завидев человека с рисовальными принадлежностями, тут же выходил из воды и принимал картинные позы.

Птицы счастья

Древность в целом уважительна к птицам, они частые спутники богов и богинь: от совушки Афины до воронов Одина. Изображение на килике (глиняном сосуде с плоским дном) людей, радующихся прилету ласточки, вестницы весны, — один из самых непосредственных и трогательных мотивов в древнегреческой вазописи. Прекрасные скульпторы, римляне уверенно и выразительно ваяли мраморных и бронзовых орлов с разной степенью натурализма.

Портрет маленькой совы. Альбрехт Дюрер. 1506 г.
Портрет маленькой совы. Альбрехт Дюрер. 1506 г.

XVII в., период формирования анималистического жанра, окончательно признал право птиц на воцарение не только в клетках, откуда их было принято выпускать по весне, но и на стенах гостиных. Яркость экзотического оперения, живость движений и богатый подтекст делали такие картины подлинным украшением интерьеров.

Символ духовности

Средневековье и Возрождение изображали птиц как воплощение христианской символики — от пьющих из чаши голубей с мозаики из храма в Равенне до щегленка в руках упитанного Младенца Христа в работах мэтров Ренессанса. Изображение павлина вызывает особый интерес. В христианской традиции павлин — символ нетленности (мясо его долго хранится), возрождения (меняет перья на хвосте каждую весну) и еще ряда свойств. И сова, та самая древняя мистическая сова Афины, вновь появляется на картинах — у Дюрера, Босха — как знак мудрости, чуткости в ночи.

Ох уж эти лебеди

Из античности к нам пришел и прочно закрепился в живописной практике сюжет, повествующий о Леде и Лебеде, облик которого принял Зевс. Мощная птица с сильной длинной шеей у ног обнаженной женщины, охваченной любовным томлением, выглядит как почти мистическое средоточие мужской силы. Многие выдающиеся живописцы с удовольствием прописывали контрасты фактур теплых оттенков женской кожи и чуть влажного упругого жемчужно-белоснежного оперения.

Леда и Лебедь. Джамбеттино Чиньярояи. XVIII в.
Леда и Лебедь. Джамбеттино Чиньярояи. XVIII в.



Поделиться ссылкой