Иерусалим: место, где сходятся пути

Все авраамические религии роднит и город Иерусалим, священный как для христиан, так и для приверженцев иудаизма и ислама. Ранее Иерусалим принадлежал Палестине, но при образовании государства Израиль отошел к нему, а населен представителями различных наций и религий.

Город непростой судьбы

Иерусалим находится в центре Святой земли, расположенной от побережья Средиземного моря на западе до пустынь Иордании на востоке, от Галилеи на севере до оконечности Синайского полуострова на юге.

Лютеранская церковь Христа Искупителя в Иерусалиме
Лютеранская церковь Христа Искупителя в Иерусалиме

Одно его название уже навевает на мысли о диалоге культур, ведь восходит к имени языческого западносемитского божества Шалима, приносящего вечернюю зарю и благополучие. Иерусалим — дословно «Основанный Шалимом». Имя древнего божества созвучно со словом «мир» в иврите («шалом»), даже в русской транскрипции название города иногда воспроизводится как «Ершалаим». Из этого созвучия родились аллегорические названия Иерусалима — «Город мира», «Обиталище мира», «Видение мира» и даже «Основанный в безопасности», хотя вся история этого древнего города — борьба и противостояние. Первое поселение на этом месте возникло не позднее 3500 г. до н. э., а первое письменное упоминание об Иерусалиме на два тысячелетия старше Иисуса Христа.

Иерусалим завоевывали персы, он оказывался под властью Римской империи, а затем ее части — Византии, снова переходил к персам. Затем за него ожесточенно боролись европейцы под знаменами папы римского и арабский халиф... Примерно подсчитано, что за годы своего существования Иерусалим подвергался разрушению порядка 80 раз! Но этот город издревле был окружен ореолом святости.

Герб Иерусалима
Утвержденный в 1950 году герб Иерусалима напрямую связан с иудаизмом. Фоном служит символическое изображение Стены Плача. Лев — символ Иуды, родоначальника еврейского народа. Оливковые ветви символизируют мир. Над щитом — название города, написанное на иврите

И только в начале XVI в., после захвата Иерусалима турками-османами, на эту землю пришли мир, так соответствующий названию города, и веротерпимость: при султане Сулеймане Великолепном и иудеи, и христиане, и мусульмане могли свободно совершать свои религиозные обряды, а синагоги и католические храмы соседствовали с мечетями. Но и в XXI в. продолжается спор за Иерусалим между мусульманской Палестиной и иудаистским Израилем.

Однако и сегодня этот город с непростой историей привлекает бесчисленных паломников разных вероисповеданий.

Разрушение Иерусалимского Храма. Франческо Айец, XIX в.
Разрушение Иерусалимского Храма. Франческо Айец, XIX в.

Считается, что здесь, на Храмовой горе, праотец Авраам по повелению испытывавшего его Бога, собирался принести в жертву своего сына Исаака, но ангел остановил его. Это предание есть и в Танахе, и в Коране, правда, у мусульман имя сына не упоминается; они убеждены, что жертвой был избран старший сын, Исмаил — тот, от которого пошел род Мухаммеда.

Храмы и паломники

Сегодня сюда, в Иерусалим, к Стене Плача, приезжают иудеи со всего мира, чтобы поклониться одной из главных своих святынь. Считается, что Богом было обещано, что часть стены великого Храма уцелеет — так и случилось. Этот кусок стены длиной 485 м — все, осталось от Храма, построенного на руинах более раннего Храма Соломона, разрушенного вавилонянами. Но и второй храм был разрушен, на этот раз — римлянами. С тех пор храмов как таковых у иудеев нет, есть только молитвенные дома — синагоги.

Женщины, молящиеся у Стены Плача, начало XX в.
Женщины, молящиеся у Стены Плача, начало XX в.

Для христиан история Храма имеет свое значение: считается, что третий Иерусалимский Храм будет возведен незадолго до второго пришествия Иисуса Христа. Именно почитание Иисуса связывает христиан с Иерусалимом. Борьба крестоносцев за Гроб Господень — одна из ярчайших страниц истории Средневековья. Считается, что всего на протяжении 200 лет их было восемь. Иерусалим переходил из рук в руки. В XI в. христиане вытеснили отсюда мусульман и основали в Палестине католическое Иерусалимское государство во главе с юным Готфридом Бульонским, принявшим титул «Защитник Гроба Господня». В XII в. султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (легендарный Саладин) вернул Иерусалим мусульманам.

Образ Иерусалимского Храма занимает важное место и в исламе. Не случайно на Храмовой горе, священной для иудеев, находятся важные святыни мусульман. Это построенная на заре ислама, в VIII в., мечеть аль-Масджид аль-Акса. Близ нее — место, с которого, по преданию, вознесся на небеса пророк Мухаммед. Здесь же, на Храмовой горе, — святилище Купол Скалы, воздвигнутое над Камнем Основания. И снова удивительный диалог культур: когда-то именно здесь располагалась святая святых Иерусалимского Храма. Считается, что с этой скалы, именуемой Камнем Основания и Краеугольным Камнем, Бог начал сотворение мира. Получается — и как тут снова не вспомнить о названии города! — сам мир зародился в Иерусалиме.

Христиан в Иерусалим привлекают Храм Гроба Господня, иначе — Храм Воскресения Христова, начало которому положила святая равноапостольная царица Елена в IV в., и многочисленные церкви, построенные там, где, как считается, ступала нога Иисуса. И православные, и католики, и протестанты приходят на Сион — место последней трапезы Иисуса Христа с учениками, молятся в Гефсиманском саду, где молился Сын Божий и где был схвачен воинами Понтия Пилата, проходят по крестному пути.

Христианский квартал в Иерусалиме
Христианский квартал в Иерусалиме стали заселять в IV веке, как раз тогда, когда святая равноапостольная царица Елена и ее сын, император Константин, начали воздвигать Храм Гроба Господня. Традиционными центрами православного христианства в Израиле являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Вифлеем расположен в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания — восточнее, Назарет — в 100 км к северу, недалеко от Галилейского моря

Для почитающих Деву Марию здесь множество мест поклонения — место ее Рождества, место ее Успения, ее гробница. В семи километрах от обнесенного стеной Старого города — сердца Иерусалима — находится русский Горненский Казанский монастырь.

Ныне в Иерусалиме 65% постоянного населения — это иудеи, 32% — мусульмане, 2% — христиане. Оставшийся 1% — представители других вероисповеданий.

Население Иерусалима
Постоянное население Иерусалима — это люди различных национальностей и разных вероисповеданий. Многие из них или их родители пришли в Иерусалим как паломники — и остались жить. Вот основные группы населения: Европейские евреи; Ближневосточные евреи; Африканские евреи; Мусульмане — выходцы из разных стран; Протестанты — выходцы из разных стран; Православные грузины; Православные греки; Греко-православные арабы; Сирийско-православные арабы; Коптско-православные арабы



Поделиться ссылкой