Моление и жизнь вокруг гурдвары

сикхская община
Все члены сикхской общины по очереди готовят пищу для лангара, бесплатной раздачи еды, проводимой после каждой службы

Слово «гурдвара» означает «врата Гуру», и это сооружение — центр их молений, поскольку здесь находится дом «Гуру Грант Сахиба». Службы могут проводиться в любое время, и для молений не существует каких-либо определенных дней.

Сикхские обряды

«Гуру Грант Сахиб» занимает центральное место во всех богослужениях сикхов. Многие из его гимнов положены на музыку и исполняются прихожанами или музыкантами, поскольку музыка играет важную роль в сикхских молениях. «Гуру Грант Сахиб» читает Грантхи (это чтец, а не священник), и часто он же дает свои толкования, но при этом слово имеет любой член общины, и мужчина, и женщина.

В конце службы все встают для заключительной молитвы (ардас) и подается сладкое. Карах Паршад. В Индии посетители гурдвары покупают Карах Паршад и даруют ее гурдваре. Затем все получают пищу, и те, кто дарил, и те, кто не дарил. Во время службы люди приходят и уходят, когда хотят, а детям позволено свободно перемещаться по помещению, но в целом в молельне царит атмосфера торжественности и покоя.

После главной сикхской службы всем желающим раздается пища, что называется лангар. Например, в Дели каждый день только на одном главном лангаре кормятся 30 000 человек, а в воскресенье — до 100 000. Пища подается вегетарианская, чтобы не возникало конфликтов с правилами других религий.

В соответствии с сикхскими принципами равенства и служения, мужчины и женщины совместно готовят и подают пищу.

В молельной комнате гурдвары «Гуру Грант Сахиб» покоится на стеганом мате и трех подушках, называемых Манджи Сахиб, под вышитым покрывалом румала. В жарких странах или областях, таких как Пенджаб, подле гуру стоят послушники и отгоняют от него мух. Когда «Гуру Грант Сахиб» раскрывают, сикхи по очереди размахивают над ним особым устройством под названием чаури. Оно изготовлено из длинных волос, закрепленных на рукояти, и напоминает уход за живым гуру в жарких странах. Когда входят верующие, они преклоняют колени или просто кланяются «Гуру Грант Сахибу» и подносят ему пищу или деньги, которые затем идут на лангар или на иные благотворительные цели.

Святые места сикхов и паломничество

Места паломничества сикхов ассоциируются со священным омовением: Гуру АмарДас учредил колодец для омовений в Гоиндвале, а Гуру Рам Дас вырыл пруд в Амритсаре. Тем не менее сикхские писания достаточно четко дают понять, что омовение в подобных местах не несет ни духовного очищения, ни спасения: «Истинное паломничество — это стремление к Богу» («Гуру Грант Сахиб». 687). Тем не менее омовение и паломничество считаются занятиями, помогающими разуму сосредоточиться на мысли о Боге. Гуру Рам Дас начал строительство священного города Амристара в Пенджабе. Здесь, в Доме Бога (Золотом храме), хранится первая копия «Гуру Грант Сахиба». Этот город — духовный центр сикхизма. Анандпур — тоже популярное место, и в его гурдваре можно видеть меч, который использовал Гуру Гобинд Сингх при создании Хелсы, а также оружие, принадлежавшее другим гуру или просто запечатленное в истории сикхов.

Другие главные места паломничества связаны с мученичеством, как, например, руины кирпичной стены в Сархинде, где были замурованы двое младших сыновей Гуру Го-бинда Сингха.




Поделиться ссылкой