Романский стиль и его идеалы

С наступлением XI столетия на смену дороманскому этапу в искусстве приходит романский. Примерно тогда же Европа совершает «переход» из раннего Средневековья в Классическое, или Высокое. Что изменилось в мировоззрении людей, в их социальных отношениях, а следовательно — и в искусстве?

Что новенького?

В 843 году внуки Карла Великого делят между собой унаследованное от деда огромное государство. Увы, история показывает нам: если крупную империю начали делить, то остановить этот процесс практически невозможно. Так случилось и в IX столетии. Европа начала «сползать» в феодальную раздробленность. Власть королей слабела, полномочия крупных землевладельцев-феодалов укреплялись. Какое отношение это имеет к искусству? Самое прямое.

Томас Коул. Замок в Фонтен-де-Воклюз. 1841 г., Музей искусств Далласа
Томас Коул. Замок в Фонтен-де-Воклюз. 1841 г., Музей искусств Далласа

Постоянные междоусобные войны привели к тому, что в архитектуре на первый план выходят ее «оборонительные» возможности. Причем это касается не только замков, но и храмов, и монастырей! Если сравнивать дороманскую и романскую архитектуру, то романские сооружения остаются все такими же мощными, тяжеловесными и довольно приземистыми (особенно по сравнению с готическим стилем, который появится позднее), но при этом становятся гораздо более масштабными.

«Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне» (Марк Туллий Цицерон)

Разрастаются города — это влечет за собой необходимость строительства как более серьезных военных укреплений (подданных надо защищать!), так и более просторных храмов: они должны вместить в себя уже значительно большее количество народа. Расширяются торговые связи, феодалы стремятся сделать свои владения как можно более комфортными для проживания, продемонстрировать соседям свое богатство и могущество — все это приводит к развитию ремесел и искусств. Все больше становится каменщиков, резчиков по дереву, художников, ювелиров, ткачей, переписчиков книг — причем центры искусства и ремесла начинают выходить за границы монастырей, мастеров-мирян становится больше. А значит, искусство становится более разнообразным, приобретает более «светский» характер — хотя, конечно, по-прежнему основным заказчиком по отношению к любому мастеру выступает Церковь. На втором месте — землевладелец-феодал.

Базилика Святого Серватия (Маастрихт)
Базилика Святого Серватия (Маастрихт) — выдающийся пример романской архитектуры

Термины, термины...

Давайте теперь разберемся с термином «романский». Наверное, вы обратили внимание, что, когда у нас шла речь о дороманской архитектуре и искусстве, мы говорили «дороманский этап», «дороманский стиль», «дороманское искусство» — одним словом, жонглировали этим понятием как только могли. Объясняется это просто: многие историки и искусствоведы считают, что стиль как таковой в средневековом искусстве дороманского периода еще практически не существовал. Да, были некие общие черты в постройках, были общие характерные приметы у статуэток и фресок, создававшихся на разных землях Европы, но говорить о том, что это был некий общий строгий стиль, довольно трудно. А вот начиная с XI столетия, с рождением романского искусства, уже складывается общая характерная картина во всех европейских государствах, от Скандинавского полуострова до юга Италии. То есть дороманский стиль — это не совсем стиль, это скорее некий этап в истории искусства. Стиль рождается только к XI веку. Конечно, это более чем спорная точка зрения, но она имеет право на существование.

А откуда взялся термин «романский», появившийся в литературе XIX века? К нему у искусствоведов тоже есть претензии. Означает он просто «подобный римскому». То есть с точки зрения ученых, предложивших это определение, архитектура XI-XII веков наиболее напоминает римскую... Спорно, не правда ли? Ведь эти черты никуда не исчезали на протяжении всего раннего Средневековья и проявятся в архитектуре еще не раз. Впрочем, давайте будем отталкиваться от устоявшихся в литературе терминов и определений. Итак...

Романский храм

В целом романский стиль опирается на достижения «Каролингского возрождения», при этом подвержен воздействию каких-то местных особенностей: например, «на окраинах Европы» заметнее было влияние арабов или Византии.

Даремский собор (Великобритания)
Даремский собор (Великобритания)

Архитектура является главным видом романского искусства. Романские храмы и замки — могучие, толстостенные, с небольшими окнами и низкими арочными проходами — кажутся естественной частью пейзажа, как будто вырастают из скал и обрывистых берегов. До наших дней сохранились такие выдающиеся образцы романской архитектуры, как Лаахское аббатство в Германии, приорат Серрабоны в Пиренеях, церковь Богородицы в Калуннборге (Дания), базилика Девы Марии (Маастрихт, Нидерланды), базилика Святого Исидора в Леоне (Испания). Правда, некоторые здания несут на себе черты более поздних перестроек.

В большинстве случаев романский храм представляет собой уже известную вам базилику, крестообразную в плане. Интересно, что увеличение количества нефов отражало усиливавшееся социальное расслоение в обществе: даже в пространстве храма люди занимали места согласно своему положению.

Интересный момент: с укреплением власти феодалов, усилением влияния Церкви и расслоения общества все более мрачными и грозными становились сюжеты фресок и мозаик, украшавших интерьеры храмов.

Лимбургский собор (Германия)
Лимбургский собор (Германия)

К началу XII века большее развитие получает скульптура и рельеф: декор, как говорят искусствоведы, «выплескивается» из интерьера на наружные стены. А вот сюжеты остаются все теми же: Страшный суд, наказание за грехи, раскаяние Иуды. Скульптурное убранство романских соборов должно было рождать у зрителя страх перед могуществом власти — как земной, так и небесной. Человеческие грехи предстают перед потрясенными зрителями как в виде реальных существ (кривляющихся обезьян, отвратительных лягушек), так и в образе фантастических уродливых тварей. Подобные изображения сохранились, например, в Каорском соборе (Франция), на зданиях аббатства д'Артуа (Франция), аббатства Везле (Франция), в церкви Св. Марии и Св. Давида в Килпеке (Англия). Фигуры романских рельефов подчеркнуто динамичны и острохарактерны. Например, в тимпане собора Сен-Лазар в Отёне (Франция) мы видим сцену взвешивания душ: дьявол, подпрыгивая и ухмыляясь, тянет вниз чашу весов с грешниками; на него укоризненно смотрят ангелы, под крыльями которых пытаются спрятаться души, еще не подвергнутые взвешиванию...

Круглая скульптура в романский период, в отличие от рельефа, не получила широкого распространения.

Энциклопедия стилей

Очень запутанной оказалась история кафедрального собора Лиссабона. Еще в V веке здесь была построена христианская церковь, которую во время арабского завоевания переделали в мечеть. Когда город в 1147 году снова стал христианским, на месте мечети построили новый храм в романском духе. Он пережил несколько землетрясений, и после каждого ремонта Лиссабонский собор получал новые детали — уже в духе готики, барокко, неоклассики...

Кафедральный собор Лиссабона
Кафедральный собор Лиссабона

Реликварии и не только они

По-прежнему популярными остаются такие виды и отрасли искусства, как резьба по слоновой кости, чеканка, книжная миниатюра, ювелирное и эмальерное дело. Например, по сей день в Кёльнском соборе хранится «реликварий трех царей» (или «рака трех царей-волхвов»), изготовленный в конце XII — начале XIII столетия мастером Николаем (Николасом) Верденским. Реликварий состоит из трех небольших саркофагов (два внизу и один вверху), изготовленных из золота и позолоченного серебра и украшенных драгоценными камнями. Вся конструкция украшена 74 фигурками апостолов и пророков, а также сценами из Священного Писания. К шедеврам романского искусства относят также «реликварий святого Мавра», изготовленный в Бельгии и хранящийся ныне в Праге. Он меньше, чем «реликварий трех царей», но украшен ничуть не менее изысканно. Так, для декора использовались в том числе бывшие в распоряжении ювелира античные резные геммы. О качестве материалов, которыми пользовались средневековые мастера, и о качестве их работы свидетельствует хотя бы тот факт, что в годы Второй мировой войны это произведение искусства было зарыто в землю и пролежало там сорок лет. Конечно, реликварий сильно пострадал, но все же его удалось восстановить...

«Реликварий трех царей» в интерьере Кёльнского собора, в защитном кейсе
«Реликварий трех царей» в интерьере Кёльнского собора, в защитном кейсе

К романскому периоду относится начало распространения витражей — но это настолько особая история в средневековом искусстве, что мы поговорим о ней отдельно.

В целом же для романского стиля характерны идеи, которыми пронизан весь период Средневековья: греховность земного мира, неизбежность расплаты, превосходство духа над телом. Но… земное, «светское», подчас озорное и даже не всегда пристойное искусство тоже имело место. Давайте уделим и ему немного внимания!




Поделиться ссылкой