Морскими пейзажами, или маринами, принято называть изображение всего, что происходит на море, включая бури, сражения, волны или безмятежные рассветы.
Художники, специализирующиеся на этом виде пейзажа, а их так и звали — маринисты, — люди особого склада. В их картинах море, а не гибнущий корабль, летящие ядра или античный храм на берегу, является главным. Все, что изображено, кроме моря, служит лишь ему одному.
Пожалуй, назвать самой древней мариной первобытные «макароны» — волнистые линии на покрытых глиной стенах пещер — будет несколько самонадеянно. Отдадим пальму первенства древним грекам. Именно копии их картин — морские пейзажи с парусниками и сражениями — мы видим на фресковых росписях в Помпеях и Геркулануме. А значит, и римлянам был не чужд этот жанр.
В последующие столетия море было лишь фоном для действий человека. И только аналитический XVII в. вновь вернул нам его «портреты» в работах голландцев — в то время заядлых морских путешественников.
Ян Порселлис, Симон де Влигер, Геркулес Сегерс, Ян ван де Каппелле, Людольф Бакхёйсен, Виллем ван де Велде специализировались на морских пейзажах, изображая море в его различных состояниях: от полного штиля ранним утром до бушующей ночной стихии.
Во Франции писать марины особенно почетно. Здесь существует официальное воинское звание — художник Морского флота. Оно присваивается министром обороны страны выдающимся маринистам, независимо от вида искусства, который те предпочитают.
В молодости отдал дань морской стихии великий Рембрандт, избравший жанр марины для изображения библейского сюжета об утешении во Христе во время душевных бурь. Угрожающий плеск темных волн контрастирует здесь с возносимой в хлопьях белой пены к проясняющимся небесам утлой лодочкой.
Морские пейзажи отличает особый колорит, нежные оттенки красок, тонкие тональные переходы. Маринист должен знать устройство судов и верно рисовать оснастку, исправную или сорванную бурей. Картины маринистов порой производят сложное впечатление, объединяя на одном полотне и утлую лодочку с не ждущими спасения, но сражающимися за жизнь моряками, и красоту обрушивающихся на них вздыбленных волн, не желающих отпускать свою добычу.
Композиции маринистов обычно построены с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства и особого величия.
В современной живописи превалирует уже не тема противостояния человека и стихии или рассказ о человеческой стойкости перед лицом житейских бурь, но гармоничное сосуществование человека и морской стихии. Человеческие фигурки и морские обитатели кажутся единым целым в лоне матери-природы и бесконечного океана.
Морские пейзажи стали популярной аллегорией, обрели дополнительные смысловые оттенки, когда использовались в качестве «картины в картине». Если на традиционной для голландского искусства XVII в. жанровой картине появлялось изображение бурного морского пейзажа в сцене, где девушка читает письмо, это дополняло сюжет напоминанием о бурных волнах любви или сочувствием беспокойству героини о путешествующих близких. В изображении жилища философа морская тема оборачивалась размышлениями о бурном море бытия.
Особое место жанр марины занял в работах импрессионистов, этих новаторов живописи. Вибрация влажного воздуха, брызги света, пересыпанные с мазками, изображающими воду, сливаются в пестрые ковры.
В работах их последователей и продолжателей Поля Синьяка и Жоржа Сёра радуги и блики в морской воде вспыхивают изумрудно-зелеными, фиалковыми и оранжево-золотистыми оттенками. Попробовали себя в жанре марины и сюрреалисты — Рене Магритт с его безбрежными фонами и лаконичными работами, в которых море становится вполне реальным действующим лицом и символической доминантой перед лицом Вечности.