Пейзаж в классицизме. Дыхание природы и канон

Никола Пуссен и Клод Лоррен, добрые знакомые, соседи, великие французские живописцы XVII в. — бывают такие периоды в истории стран и народов, когда целые поколения творцов рождаются одаренными гениальностью, — прожив большую часть жизни в Риме, создали уникальное явление под названием «пейзаж классицизма».

Отплытие царицы Савской. Клод Лоррен. 1648 г.
Отплытие царицы Савской. Клод Лоррен. 1648 г.

Будучи представителями классицизма раннего, живого, что еще только определял себя как стиль, отворачиваясь от безумств барокко к чистоте и гармонии, Лоррен и Пуссен совершили невозможное. Художники смогли запечатлеть удивительное отражение в природе целого спектра человеческих чувств и переживаний, облагороженных высотой помыслов, величием духа и редкой чуткостью к прекрасному — не сиюминутному, но в перспективе Вечности.

Пейзажный канон

Классицизм каноничен по своей природе. Даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Только Пуссену, пожалуй, удавалось написать по этому канону совершенно поэтическое произведение. Гению канон не помеха.

Пейзаж в спокойную погоду. Никола Пуссен. 1651 г.
Пейзаж в спокойную погоду. Никола Пуссен. 1651 г.

Несложность Лоррена

Создатель лирического направления итальянского пейзажа раннего классицизма, Клод Лоррен для изображения на своих полотнах человеческих фигурок приглашал позировать друзей-художников, тем самым привнося в пейзажи жанровый элемент как дань увлечению обывателя занимательными историями.

В его пейзажах царит солнце: утреннее, вечернее, полуденное. Оно мистическим образом (благодаря четкому построению композиции, выверенному размещению планов и тонко уловленной градации цветовых отношений, что и есть мистика в искусстве) притягивает внимание, организует и оживляет пространство. Другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим завороженным взором.

«Воображаемый вид на Тиволи». Клод Лоррен. 1642 г
«Воображаемый вид на Тиволи». Клод Лоррен. 1642 г

Метафизический Пуссен

Пуссен, в отличие от Лоррена, создавал пейзаж метафизический. Величественные формы скал, массивная мощь зеленых кущ, драматические облачные небеса, заглядывающиеся в водные глади, — эти элементы присутствуют и в его знаменитых картинах на мифологические темы. Но сами по себе они обретают особое величие — и нам, простым смертным, можно не напрягаться, пытаясь припомнить содержание очередной древней легенды.

Пейзаж со св. Матфеем. Никола Пуссен. Около 1642 г.
Пейзаж со св. Матфеем. Никола Пуссен. Около 1642 г.

Соразмерность частей целого, гармония, ясность композиции, звучная сдержанность локальных цветов, моделирующих пространственные соотношения, — характерные особенности творческой манеры Пуссена. Герои его пейзажей обычно связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж со св. Матфеем».

Мощь и величие

Эпическая мощь и величие работ Пуссена, автора уникального жанра героического пейзажа, исходили не только от значительности самой личности художника, но и традиций классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля, которые Пуссен смог развить и передать потомкам. Весомость скал, как у Пуссена, ощущается в постимпрессионистических «портретах» горы Сент-Викгуар Поля Сезанна. Кисти обоих живописцев напоминают нам о том, что мир по-прежнему весом, упорядочен и величествен. Нам есть на что опереться.




Поделиться ссылкой