В XX в. чешская литература продолжала издавна присущие ей демократические традиции. Это прежде всего внимание к жизни простого человека, понимание её ценности, отрицание пафоса утверждающихся на крови «великих идей». И конечно, любовь к родине, её скромной природе и славной истории, к людям труда, к вещам, окружающим человека. Наконец, юмор — гротескный, чуть-чуть абсурдный, с которым легче преодолевать бестолковость жизни.
Даже модернизм, выражавший, как и во всей остальной Европе, новое понимание отношений между миром и человеком, у чехов не утратил человеческого измерения.
«Манифест чешского модернизма» (1895 г.) гласил: «Мы хотим правду в искусстве, не ту, что является фотографией внешней стороны дела, а внутреннюю, настоящую правду», и носитель этой правды — «творческий индивидуум».
Объединение левых писателей, поэтов и художников «Деветсил» в 20-х гг. положило начало новому течению — поэтизму (творчество Витезслава Незвала; Константина Библа, 1898—1951; Франтишека Галаса, 1901—1949; Ярослава Сейферта и др.). Это чешский аналог европейского авангарда. Поэтисты мечтали создать новаторское искусство, свободное от прямого выражения содержания. Интеллектуализму они противопоставляли интуицию, а романтической эмоциональности — тонкую передачу смены переживаний. Поэтисты очень ценили игровое начало в культуре, которое ярче всего проявляется в «низких» жанрах искусства — в цирке, балагане, «киношке», эстрадных песенках и модных танцах, в джазе и детских забавах, в народном лубке, анекдотах, приключениях.
Пражская весна 1968 г. — широкое движение за демократизацию социализма, возглавленное руководством Коммунистической партии Чехословакии при активной под-держке интеллигенции. Вторжение войск СССР положило конец мечтам о реформе социализма. После советской агрессии в Чехословакии на двадцать лет установился реакционный режим «нормализации»
Поэтизм, близкий к футуризму и сюрреализму, ориентировался на социалистическую идею. Константин Библ писал:
Любовь к прекрасному — это у нас
в крови!
Нам нравятся птицы, деревья, столицы,
деревни и женщины!
Но это лишь крохи! Нам, люди,
не хватит любви
для той красоты, что миром грядущим
обещана!
«Без опасений», 1951 г. (перевод М. Ландмана)
В прозе господствовал реалистический роман, критикующий буржуазную действительность. Мастером слова был близкий к поэтизму Владислав Ванчура (1891 — 1942), автор романа «Три реки» (1936 г.) и исторической эпопеи «Картины из истории чешского народа» (1939—1940 гг.). Его, убеждённого коммуниста и антифашиста, казнили гитлеровцы. Эта же участь постигла другого коммуниста — журналиста и критика Юлиуса Фучика (1903—1943). В тюрьме он тайно написал «Репортаж с петлёй на шее» (1943 г.) — потрясающий документ человеческого мужества и любви к людям.
В социалистической Чехословакии (1948—1989 гг.) литература идеологически обслуживала власть. На сером фоне «пустопорожнего пропагандизма» лишь иногда возникали проблески истинных талантов. Их усилиями Союз писателей стал авангардом борьбы за «социализм с человеческим лицом», за демократизацию тоталитарного режима, что создало основу для Пражской весны 1968 г.
После её подавления советскими войсками волна репрессий вынудила лучших писателей эмигрировать или, оставшись в стране, духовно сопротивляться отупляющему режиму «нормализации». В эмиграции заслуженной мировой славы достиг романист Милан Кундера (родился в 1929 г.). Лидером диссидентского движения был драматург Вацлав Гавел (родился в 1936 г.) — автор пьес, вскрывающих абсурд уродующего души людей социалистического общества.