Немецкая литература XX века

В XX в. характер немецкой литературы очень во многом определяли события истории: застой в политической жизни и распад кайзеровской Германии, две мировые войны, в которых страна потерпела поражение, революционные события в России, экономический кризис, последовавший за Первой мировой войной, годы нацистской диктатуры и послевоенный раздел страны.

Стефан Георге
Стефан Георге

К началу 90-х гг. XIX в. влияние натурализма в немецкой литературе ослабевает. На смену ему приходят декадентские течения: эстетизм, неоромантизм, неоклассицизм. Формально различные, они были связаны едиными темами, интересом к внутренней жизни человека, пристрастием к изображению необычного, тяготением к стилизаторству.

Значительную роль в литературной жизни рубежа XIX—XX столетий играло объединение немецких и австрийских литераторов, художников и философов, сплотившихся в Мюнхене вокруг поэта Стефана Георге (1868—1933) и издававшегося им с 1892 по 1919 г. журнала «Листки искусства». Участники этого кружка черпали вдохновение в философии Ницше, французском символизме, литературе эпохи Возрождения, искусстве прерафаэлитов.

О. Дикс. Война. Центральная часть триптиха. 1929—1932 гг.
О. Дикс. Война. Центральная часть триптиха. 1929—1932 гг.

В книгах стихов («Пастушеские и хвалебные стихи», 1895 г.; «Алгабал», 1892 г.; «Год души», 1898 г.; «Седьмое кольцо», 1907 г.) Георге пытался полностью отгородиться от повседневной жизни и создать другую, «высшую реальность». Содержание его поэзии — настроения и внутренние впечатления, душа человека, «которая мимолётно облачается в иные времена и местности».

В произведениях неоромантиков причудливо перемешивались фантастика и сентиментальность, элементы романтизма и импрессионизма. Главный герой многих неоромантических произведений — необыкновенный мужественный человек, отчуждённый от людей (читай: ницшеанский «сверхчеловек»). Его жизнь полна таинственных событий и приключений. Источники неоромантических сюжетов — мифы и легенды, история и средневековая мистика.

Обложка первого издания сборника стихов С. Георге «Седьмое кольцо» 1907 г.
Обложка первого издания сборника стихов С. Георге «Седьмое кольцо» 1907 г.

Накануне Первой мировой войны ведущим течением в немецкой литературе стал экспрессионизм, зародившийся в Берлине на исходе первого десятилетия века. Поначалу он получил признание лишь как направление в изобразительном искусстве (многие писатели-экспрессионисты были прекрасными художниками). Впервые за долгие годы в Германии возникло самостоятельное течение, оказавшее влияние на мировое искусство.

Экспрессионизм явился реакцией и на самодовольное буржуазное существование, застой в духовной и политической жизни Германии, и на стремительный технический прогресс, однообразие и неестественность жизни в большом городе.

«Тут и мужчины, и женщины, и дети, детей большей частью ведут за руку. Перечислить их всех и описать судьбу каждого очень трудно. Все они похожи друг на друга — и пешеходы, и пассажиры в автобусах или в трамваях. Те только сидят в разных позах да увеличивают вес вагона, обозначенный на его наружной стенке. Кто заглянет им в душу?.. — А если б даже и заглянуть — кому от этого польза?» А. Дёблин. «Берлин, Александерплац»

В центре экспрессионистического искусства — человек, единственная ценность в жестоком, механизированном, гибнущем мире. Сердце его истерзано бездушием общества и вечными конфликтами духа и плоти, жизни и смерти. «Естественность» человека должны были символизировать яркие, чистые краски, а конфликтность его существования подчёркивали кричащие цветовые контрасты, ломаные ритмы стихов, неправильная грамматика языка.

Экспрессионистов волновало взаимопроникновение смерти и жизни, умирание человека. Смерть казалась им более живой, чем мёртвая механика повседневности, более светлой, чем муки человека на земле. Лечебницы, лазареты, морги — вот образы не одного десятка экспрессионистических стихотворений, рассказов и картин (стихотворения и новеллы Готфрида Бенна, 1886—1956; стихи Георга Гейма, 1887—1912).

Г. Гросс. Город. 1916—1917 гг.
Г. Гросс. Город. 1916—1917 гг.

Мир представлялся экспрессионистам старым, обветшалым, но всё же способным к обновлению. Многие из них с воодушевлением восприняли не только революционные события в Европе в 1917—1918 гг., но поначалу даже Первую мировую войну.

В середине 20-х гг. на смену экспрессионизму пришёл иной литературный стиль, получивший название «новая деловитость». В литературе «новой деловитости» человек предстаёт среди окружающих его вещей, в столкновениях со средой, в своих внешних («деловых»), социальных проявлениях. Одним из центральных произведений литературы «новой деловитости» стал роман Альфреда Дёблина (1878—1957) «Берлин, Александерплац», написанный в 1929 г.

Э. Кирхнер. Портрет Альфреда Дёблина
Э. Кирхнер. Портрет Альфреда Дёблина

В стороне от каких-либо конкретных литературных течений в эти годы стояли великие романисты — Томас Манн и Герман Гессе. Их полные философских обобщений романы, в которых почти не находили отражения историческая и социальная действительность, принято называть «интеллектуальными».

Приход к власти в Германии нацистов в 1933 г. породил феномен «немецкой литературы в эмиграции». За несколько лет почти две тысячи деятелей культуры покинули страну. На какое-то время центрами немецкоязычной литературы стали Советский Союз, США, Великобритания, некоторые страны Латинской Америки, скандинавские государства, Палестина. Эмигрировало большинство известных писателей — Томас и Генрих Манны, Леонгард Франк (1882—1961), Бертольт Брехт, Анна Зегерс (1900— 1983) и др. В эмиграции появились такие значительные произведения, как роман Т. Манна «Иосиф и его братья» (1933—1943 гг.) и первая часть трилогии Ганса Хенни Янна (1894—1959) «Река без берегов» (1943—1947 гг.).

Члены «Группы 47» (слева направо): М. Вальзер, И. Бахман и Г. Бёлль. 1955 г.
Члены «Группы 47» (слева направо): М. Вальзер, И. Бахман и Г. Бёлль. 1955 г.

Последовавшее за разгромом фашизма разделение Германии на две части — Германскую Демократическую Республику и Федеративную Республику Германию — не могло не сказаться на литературном ландшафте.

Вдохновлённые социалистическими идеями, в ГДР из эмиграции вернулись Б. Брехт, А. Зегерс, Иоганнес Бехер (1891 — 1958).

Сожжение книг в Берлине. 1930 г.
Сожжение книг в Берлине. 1930 г.

В ФРГ на протяжении целых двадцати лет (с 1947 по 1967 г.) литературный фон во многом определяла так называемая «Группа 47», основанная писателем Хансом Вернером Рихтером (1908—1993). В неё входили прозаики Гюнтер Грасс, Генрих Бёлль, Мартин Вальзер (родился в 1927 г.), Зигфрид Ленц (родился в 1926 г.), Петер Вайс (1916—1982) и другие, австрийские поэты Ингеборг Бахман (1926—1973), Пауль Целан (1920— 1970). У «Группы 47» принципиально не было общей программы и общего творческого метода: любая программа рассматривалась участниками объединения как насилие над творчеством. Их объединяла задача возрождения немецкой культуры и немецкого языка, пострадавших за годы фашистской диктатуры и Второй мировой войны. Строительство новой послевоенной культуры, как считали члены «Группы 47», следовало начинать с нуля: нет подходящих тем, предыдущая история и культура страны поставлены под сомнение, душевные раны, нанесённые войной немецкой нации, слишком глубоки. Предстояло создать новый немецкий язык — старый, по мнению этих писателей, был разрушен фашистской риторикой, пропагандистской ложью, тоталитарным пафосом. Языку надлежало вновь стать простым, искренним, правдивым — именно отсюда непритязательный стиль произведений первых послевоенных лет.

К середине 60-х гг. «Группа 47» приобрела большое влияние в западногерманском обществе. Через газеты, радио и телевидение она могла даже оказывать определённое давление на политику государства.

Восьмидесятые и девяностые годы XX столетия в немецкой литературе прошли под знаменем постмодернизма. Настоящий фурор произвела публикация романа Патрика Зюскинда (родился в 1949 г.) «Парфюмер» (1984 г.). Современные немецкие поэзия и драма, за редким исключением, остаются практически незамеченными за пределами страны.

Немецкие писатели XX века




Поделиться ссылкой