Виктор Гюго (1802—1885)

Имя Виктора Мари Гюго стало символом романтизма. После двадцати пяти лет он уже считался признанным мэтром литературы, и пишущая молодёжь с робостью и восхищением шла к нему на поклон. Шатобриан назвал его в то время «великое дитя», а Флобер полвека спустя — «великий старец». Когда Гюго умер, его торжественно погребли в Пантеоне, рядом с Вольтером и Руссо, вручив ему тем самым «билет в бессмертие».

Виктор Гюго
Виктор Гюго

Сын генерала Леопольда Гюго, сделавшего карьеру в бонапартовскую эпоху, он начинал свою литературную деятельность как монархист и консерватор. В четырнадцать лет Гюго заявил: «Я хочу стать Шатобрианом или никем». А в семнадцать лет, в 1819 г., вместе с братьями принялся издавать журнал «Conservateur litteraire» («Литературный консерватор»), который мыслился как продолжение шатобриановского политического журнала «Conservateur».

В 1821 г. Гюго выступает с чтением своих стихов («Лира и арфа», «Облако», «Летучая мышь», «Утро», «Кошмар») на заседании Королевского литературного общества. Скрытый их адресат — Адель Фуше, в неё Гюго был влюблён чуть ли не с детства. В это же время он пишет роман «Ган Исландец»; многие его страницы — объяснения в любви невесте, с которой запрещена переписка (эта любовь найдёт отражение и в романе «Отверженные» — в истории Мариуса и Козетты). Стала знаменитой фраза Гюго: «Всякая другая женщина в моих глазах есть всего лишь платье и шляпка».

Титульный лист сборника стихотворений В. Гюго «Оды и баллады». Издание 1829 г. Париж
Титульный лист сборника стихотворений В. Гюго «Оды и баллады». Издание 1829 г. Париж

С 1824 г. Гюго — один из завсегдатаев литературного салона, в котором Шарль Нодье (1780—1844) объединил молодых романтиков. Вскоре они отходят от Нодье и группируются вокруг Гюго. Монархист и католик становится либералом. С середины 20-х гг. он уже признанный глава нового движения. «Романтизм, — провозглашает Гюго, — это либерализм в искусстве».

Поэт конца XIX — начала XX в. Шарль Пеги однажды назвал Гюго «гением, избалованным талантами». И это было правдой. Вряд ли можно найти другого автора, который бы так преуспел практически во всех литературных жанрах (не говоря уже о том, что Гюго серьёзно занимался живописью). Он утверждается вначале как поэт, но сам считает, что вся литература есть поэзия и неважно, использует ли она стихи или прозу.

После триумфа в Королевском литературном обществе писателю назначается королевское пособие в 1000 франков, сделавшее его богатым и открывшее возможность счастья: в 1822 г. он женится на Адель Фуше. Тогда же выходит его первый стихотворный сборник «Оды и различные стихотворения», переработанный в 1826 г. в «Оды и баллады». Своему литературному кумиру он посвящает оду «Гений», Шатобриан же предлагает кандидатуру Гюго во Французскую академию (небывалый случай, чтобы столь молодой человек вступал в ряды «бессмертных»). В двадцать три года Гюго получает орден Почётного легиона, и его приглашают на коронацию Карла X в Реймс

В одах Гюго обращается к Средневековью, к поэзии трубадуров, к золотой эпохе рыцарства — временам прекрасных владелиц замков, их пажей и сеньоров. Уже здесь дают себя знать характерные для Гюго виртуозность стиха, страсть к экзотике, носящей часто демонический характер. Однако он хочет соединить поэзию с историей и религией: «Вера способствует очищению воображения».

В 1827 г. писатель создаёт драму «Кромвель», где за исторической тематикой скрывается современная и актуальная проблема, порождённая наполеоновской эпохой: к какой партии примкнуть в мире, где величественной глупости аристократов противостоит слепой фанатизм республиканцев? В драме отражены и политические колебания самого автора.

Оливер Кромвель (1599—1658) — командующий армией английского парламента, одержавшей верх над королевскими войсками; с 1653 г. — лорд-протектор, единоличный правитель Англии Кромвель привлекал Гюго как один из тех людей, которых Наполеон называл типом «совершенного человека», вождя. Себя писатель также считал вождём, ибо «искусство даёт человеку крылья, а не костыли» В поэтическом сборнике Гюго «Восточные мотивы» (1829 г.) возникает образ Мазепы, которого бешеный конь по дикой степи мчит к королевскому престолу. И в том же стихотворении поэт видит себя, несомого неведомым гением за грань реального мира. Современники же усмотрят в самом Гюго нечто одновременно от Бонапарта, от Кромвеля и от Мазепы

Из-за обилия действующих лиц, постоянной смены места действия играть пьесу было почти невозможно. Она имела скорее теоретическое значение: в историю литературы вошло «Предисловие к „Кромвелю"» — один из первых манифестов романтической театральной эстетики во Франции. Гюго провозгласил отказ от классицистских единств, которые «создают пародию на людей и заставляют гримасничать историю»: «Вместо сцен у нас рассказы, вместо картин — описания. Это мешает правдоподобию, не давая уловить связь между причинами и следствиями, между событиями, удалёнными в пространстве и во времени». Сюжеты драмы не нужно более заимствовать из античности, они должны представлять «современный фасад», где автор играет в различных регистрах трагического и комического одновременно: из столкновения жанров родится характер.

В драме объединены крайности жизни — возвышенное и гротескное. Всё, что существует в истории, в жизни, должно и может отражаться в театре, но под волшебной палочкой искусства.

Иллюстрация к стихотворениям В. Гюго в первом издании сборника «Восточные мотивы». 1829 г. Париж
Иллюстрация к стихотворениям В. Гюго в первом издании сборника «Восточные мотивы». 1829 г. Париж

Все эти требования Гюго попытался воплотить в своей следующей драме — «Эрнани, или Кастильская честь». Её премьера 25 февраля 1830 г. вылилась в решительную схватку романтиков с классиками, ознаменовавшую окончательный триумф романтизма во Франции. «Брешь пробита, — воскликнул Гюго, — мы пройдём!»

Драма была написана за месяц. Взяв сюжет из испанской истории первой половины XVI в., автор вывел на сцену дона Карлоса (будущего короля Карла V), благородного разбойника Эрнани и аристократа Руи Гомеса, замышляющего заговор против короля. Всех троих объединяет любовь к прекрасной донне Соль. Они соперничают и в благородстве. Так, Эрнани, спасённый однажды Руи Гомесом, поклялся при первой необходимости отдать за него жизнь. Последний акт пьесы начинается сценой свадьбы Эрнани и донны Соль, которую устроил дон Карлос, теперь уже король, но обретённое, казалось бы, счастье оборачивается трагедией: жених слышит звук рога Руи Гомеса, напоминающий ему о данном слове. Не в силах пренебречь законами рыцарской чести, Эрнани принимает яд, донна Соль следует его примеру, а Руи Гомес, потрясённый произошедшим и терзаемый угрызениями совести, закалывается кинжалом.

Современники не без основания упрекали Гюго в отсутствии психологизма. Но в «Эрнани» он стремился передать не жизненную правду, а силу страстей. Прекрасные стихи, магический слог монологов донны Соль и Эрнани увлекали зрителя, утверждая тем самым новую, романтическую эстетику и новый стиль повествования.

Однако то, что казалось высшей точкой романтического движения, одновременно стало и началом его кризиса. В 1830 г. распадается содружество романтиков, группировавшихся вокруг Гюго. В литературе происходит поворот к социальной тематике. И вновь Гюго задаёт тон эпохе, определив функцию поэта как «миссию национальную, миссию социальную, миссию человеческую». Теперь в его творчестве преобладают размышления о человеческом роде вообще. Писатель переходит от драмы к эпопее, дающей возможность охватить весь век и мир.

В 1831 г. выходит в свет «Собор Парижской Богоматери», соединяющий в себе черты и исторического романа, и готического, и мелодрамы. Мелодраматическая история цыганки Эсмеральды — история пробуждения и гибели любви — разворачивается на фоне средневекового Парижа. Книга начинается с описания двойного праздника — Богоявления и Дня дураков, когда в порядок религиозной церемонии неожиданно вторгается хаос карнавального действа. Уродливый звонарь Квазимодо, безнадёжно влюблённый в Эсмеральду, олицетворяет сам дух готического собора, прекрасного и уродливого одновременно. Ещё одним воплощением духа Средневековья предстаёт коварный и жестокий архидьякон Фролло, в котором борются чувственность и аскетизм. Добившись казни Эсмеральды, он разражается дьявольским смехом: «Он думал о тщете вечных обетов и всей смехотворности непорочности, тщете науки; и чем более он углублялся в свои дурные мысли, тем отчётливее слышал раздающийся в нём внутри смех Сатаны». Гренгуар напоминает средневекового поэта-гуляку Франсуа Вийона. Карнавальные сцены перемежаются в романе со сценами казни на Гревской площади.

Главный герой романа, как явствует из названия, — не Эсмеральда, не Квазимодо, не другие персонажи, а собор, вокруг которого автор организовал всё действие. Некогда цельная жизнь, сосредоточенная в соборе и вокруг него, теперь превратилась в камень, чуждый современной эпохе. Однако именно поэтому собор предстаёт не просто как архитектурное сооружение, но как средневековый эпос, книга, в которой отражено ушедшее время.

Уже в «Соборе Парижской Богоматери» проявился интерес Гюго к проблеме «отверженных». С середины 30-х гг. идея социального служения поэта звучит в его творчестве всё настойчивее. Так, в статье «О Вальтере Скотте» он пишет о необходимости «высказывать в произведении некую истину и тем самым приносить пользу, служить уроком для общества будущего». В Средние века чудовищ побеждали рыцари, сейчас это миссия бедняков и поэтов — вот о чём поэтический сборник Гюго «Лучи и тени» (1840 г.) и роман «Рюи Блаз» (1838 г.), в котором рассказывается история любви бедняка к королеве.

Рисунок В. Гюго в третьем томе романа «Собор Парижской Богоматери». Издание 1836 г.
Рисунок В. Гюго в третьем томе романа «Собор Парижской Богоматери». Издание 1836 г.

С 1843 г. Гюго с головой уходит в политическую деятельность, выступает в защиту национальной независимости Польши, за отмену смертной казни. Когда-то певец Наполеона, теперь он поддерживает принца Луи Бонапарта. А в 1851 г., после государственного переворота, на целых восемнадцать лет оказывается в ссылке. За эти годы он написал несколько сборников стихов и два романа — «Отверженные» и «Человек, который смеётся» (1869 г.).

Самый популярный из романов Гюго — «Отверженные» — был задуман ещё в 1845 г. (его первоначальное название — «Нищета»), но завершён только в 1862 г. Гюго сильно отступил от прежнего замысла, создав на современном материале эпическое повествование о возрождении человека, о борьбе в его душе добра и зла.

Главный герой, бывший каторжник Жан Вальжан, однажды получает урок благородства от епископа, монсеньора Мириеля. Вальжан крадёт у него серебряные канделябры и, пойманный с поличным, не верит собственным ушам, когда епископ утверждает, будто сам подарил их Вальжану. С этого момента начинается перерождение озлобленного жизнью преступника, его превращение в достопочтенного господина Мадлена, городского главу, в котором никто не может заподозрить разыскиваемого полицией Жана Вальжана.

«Малые вещи приходят на смену великим; нильская крыса пожирает крокодила, а книга убивает здание», - пишет Гюго во вставной главе под названием «Это убьёт другое», появившейся во втором издании «Собора Парижской Богоматери» в 1832 г. Каменный язык архитектуры сменился языком печатной книги, общее – индивидуальным (создателей здания – множество, создатель книги – один)

Когда в городе арестовывают ошибочно принятого за него бродягу, после долгой внутренней борьбы настоящий Вальжан уже в зале суда открывает правду. Его отправляют на каторгу, но он совершает побег.

Вальжан находит девочку Козетту — когда-то он обещал её умирающей матери заботиться о ней как о своей дочери — и скрывается в одном из удалённых от глаз властей уголков Парижа. Здесь он сближается с республиканцами, среди которых и юный Мариус. Между Мариусом и Козеттой вспыхивает любовь. Далее следуют события 1831 — 1832 гг.: на баррикаде на улице Сен-Дени Вальжан вместе с Мариусом и мальчиком Гаврошем сражаются за республику. (Именно этот эпизод романа сделался впоследствии особенно популярным, в основном благодаря мастерски описанной гибели Гавроша, ставшего олицетворением парижской улицы.)

Титульный лист романа В. Гюго «Рюи Блаз». Издание 1853 г.
Титульный лист романа В. Гюго «Рюи Блаз». Издание 1853 г.

Важен ещё один момент в судьбе Вальжана. Когда в его руки попадает преследовавший его многие годы полицейский Жавер, герой не мстит ему, а отпускает на свободу. Главный урок, который Вальжан перед смертью преподаёт нашедшим наконец друг друга Козетте и Мариусу, звучит как завещание самого Гюго: «Любите друг друга, ибо ничто иное не имеет смысла в этой жизни».




Поделиться ссылкой