Межзвездная пыль

Наша Солнечная система — очень пыльное место. Вся плоскость эклиптики заполнена мельчайшей космической пылью. Масса ее составляет ничтожно малую часть Вселенной, однако именно благодаря пыли возникли и продолжают появляться звезды, планеты, да и мы с вами, любующиеся этими светилами.

Что же это такое — космическая пыль?

Структура межзвездной пыли

Пылью в астрономии называют небольшие, размером в доли микрона, твердые частицы. Условно пыль делят на межпланетную и межзвездную, хотя и межзвездной пыли в планетных системах немало. Просто обнаружить ее там, среди «местной» пыли, не так просто. Состав межпланетной пыли не отличается от состава метеоритов, падающих на Землю. А вот межзвездная пыль куда интереснее. Ее главная особенность — наличие твердого ядра и оболочки. Ядро состоит из углерода, кремния и металлов. А оболочка — из намерзших в межзвездном пространстве на поверхность ядра газов и даже сложных органических молекул, которые налипают на пылинку или образуются на ее поверхности во время скитаний в пространстве. В составе межзвездной пыли обнаружены вода, окислы углерода, азота, серы и кремния, хлористый водород, аммиак, ацетилен, органические кислоты — муравьиная и уксусная, этиловый и метиловый спирты, бензол и даже аминокислота глицин, входящая в состав белков.

Межзвездная пыль проникает даже на Землю, но здесь она нагревается, теряет свою ледяную «шубку» и смешивается с обычной пылью в атмосфере. Образуются ее крохотные ядра при взрывах звезд, а затем отправляются в свой долгий путь во Вселенной. Некоторые исследователи считают звездные пылинки «гонцами», переносящими на гигантские расстояния и с планеты на планету семена будущей жизни, которая, оказавшись в благоприятных условиях, начинает быстро развиваться. Êîñìè

Космический «пылесос»

Исследовать свойства межзвездной пыли можно на расстоянии — с помощью телескопов и других приборов, расположенных на Земле. Но гораздо заманчивее поймать межзвездные пылинки и точно выяснить из чего они состоят и как устроены. Первую попытку получить образцы межзвездной пыли предприняли в США с помощью космического аппарата «Стардаст» («Звездная пыль»). На нем были установлены специальные ловушки для сбора межзвездных частиц. Чтобы поймать пылинки, не потеряв при этом их оболочки, ловушки наполнили особым веществом — аэрогелем, напоминающим обычное желе. Попав в нее, пылинки застревают, крышка захлопывается — и дело сделано.

Космический аппарат «Стардаст»

Миссия завершилась успешно — в начале 2006 г. «Стардаст», проделав путь в 4,6 млрд км, доставил на Землю образцы межзвездной пыли и более крупных частиц. Сегодня ученые продолжают их изучение.