На окраине Солнечной системы: Уран, Нептун и Плутон

«Проникни люди в Солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана.»
К. Э. Циолковский

Самые далекие планеты, открытые сравнительно недавно, — Уран, Нептун и Плутон. Древние и не подозревали об их существовании, а современные учение знают о них меньше, чем о близких к нам планетах.

Уран — первый ледяной гигант

Уран едва различим невооруженным глазом, поэтому когда-то его считали тусклой звездой. Но в 1781 году английский астроном Уильям Гершель (1738-1822), разглядывая небо в телескоп, обнаружил, что это планета. Так Уран стал первой планетой, открытой при помощи телескопа.

Уран и его спутник
Планеты Уран и его спутник

Уран, как и его сосед Нептун, относится к ледяным гигантам — из-за своей низкой температуры и из-за того, что состоит изо льда, по большей части расплавленного. У Урана есть атмосфера, по его небу перемещаются ледяные облака из водорода и аммиака. Атмосфера Урана самая холодная в Солнечной системе, ее температура -224 °C. Сама планета — это соединение льда и камня на поверхности и горячей воды в центре. У Урана имеются 21 спутник и кольца, которые трудно увидеть даже в телескоп.

Ученые считают, что когда-то давно в Уран врезалось небесное тело размером с Землю. Столкновение было довольно сильным, и ось планеты сместилась — она лежит практически в плоскости орбиты, так что Уран вращается вокруг Солнца «лежа на боку». Он никуда не торопится: год Урана равен 84 земным годам, в то время как его сутки составляют 17 часов.

Нептун и его необычный спутник

Своим открытием эта планета обязана математике. Еще в XIX веке ученые заметили, что орбита Урана в некоторых местах изменяется. Самым простым объяснением этого явления стало существование еще одной планеты, которая вращается вокруг Солнца за Ураном. Была даже рассчитана орбита новой планеты — еще до того, как ее обнаружили. Знаменательное открытие произошло в 1846 году, планета получила имя римского бога морей Нептуна — за синий цвет.

Уран и Нептун
Уран (слева) и Нептун имеют почти одинаковый размер (в четыре раза больше Земли), но отличаются массой. Уран в 14,5 раза тяжелее, чем наша планета, Нептун — в 17,5 раза

По своим физическим характеристикам Нептун очень напоминает Уран, но он немного меньше и тяжелее. Планета успевает обернуться вокруг своей оси за 16 часов, но ее год длится очень долго — 165 земных лет. Атмосфера Нептуна вращается не совсем синхронно с самой планетой: экваториальные области совершают оборот за 18 часов, полярные — за 12 часов. Поэтому на Нептуне свирепствуют очень сильные ветры, со скоростью до 2100 км/ч.

Планета имеет синеватый оттенок, поскольку во внешних слоях ее атмосферы имеются следы метана

Вокруг Нептуна вращаются 14 спутников, самый знаменитый из них — Тритон. Он прославился благодаря тому, что вращается в направлении, обратном направлению вращения всех остальных спутников и самой планеты. Возможно, причина в том, что когда-то Тритон был маленькой планетой, движущейся по собственной орбите, но оказался в районе притяжения Нептуна, был захвачен и стал спутником.

Ученые рассчитали, что Тритон постепенно приближается к Нептуну и через много миллионов лет приблизится настолько, что будет разрушен. А из его материи образуются кольца, подобные тем, что уже есть вокруг Сатурна.

Планета, потерявшая статус

Долгое время — с момента открытия в 1930 году и до 2006 года — Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. За это время несколько раз предпринимались попытки лишить его статуса планеты, приравняв к астероидам. В настоящее время Плутон относят к транснептуновым объектам — так называют тела, которые вращаются вокруг Солнца по более удаленной орбите, чем Нептун. Среди транснептуновых объектов, количество которых достигает полутора тысяч, Плутон — самый крупный.

В 2006 году была введена новая классификация тел Солнечной системы. Планетами стали называться тела, размер и масса которых позволяют расчистить окрестности их орбит. Астероидами, или малыми телами Солнечной системы, — объекты, которые настолько малы, что не могут достичь гравитационного равновесия. Карликовые планеты — это нечто среднее

Одновременно с этим Плутон является крупнейшей из карликовых планет.

Это действительно очень маленькая планета. По объему Плутон в три раза меньше нашей Луны, а по массе — в пять раз. На его площади как раз уместилась бы Россия. Плутон — каменистая заледеневшая планета с разреженной атмосферой и температурой поверхности -223 °C.

Плутон
Плутон совершает оборот вокруг Солнца за 284 земных года

У Плутона самая вытянутая орбита из всех планет Солнечной системы. Он то приближается к Солнцу на 4,4 миллиарда километров, то удаляется от него на 7,4 миллиарда. В определенные моменты он находится ближе к Солнцу, чем Нептун, и на некоторое время становится восьмой планетой. Так было, к примеру, с 1979 по 1999 год.

Плутон и его спутник Харон

Естественный спутник Плутона, Харон, всего лишь в два раза меньше самой планеты. Это уникальное для Солнечной системы соотношение, поэтому некоторые астрономы предлагают считать эту систему двойной планетой Плутон — Харон. Плутон оборачивается вокруг своей оси за 9 часов, и за это же время вокруг него делает оборот Харон. Поэтому они повернуты друг к другу всегда одной и той же стороной.

Кроме Плутона во внешней части Солнечной системы есть и другие карликовые планеты. Крупнейшая из них, Эрида, немного массивнее Плутона, хотя меньше по объему.

Так как по массе и размерам Плутон меньше некоторых спутников Юпитера и Сатурна, была выдвинута гипотеза, что когда-то он сам был спутником планеты Нептун. Но достаточных доказательств этой теории пока нет