Наши ближайшие соседи: Меркурий, Венера, Марс

«Герои и смельчаки проложат первые воздушные тропы трасс: Земля — орбита Луны, Земля — орбита Марса и еще далее: Москва — Луна, Калуга — Марс.»
К. Э. Циолковский

Меркурий, Венера, Марс и Земля относятся к планетам земной группы, их еще называют внутренними. Ученые считают, что вокруг других звезд планеты располагаются так же: сначала твердые внутренние, потом газообразные внешние.

Меркурий — первая планета от Солнца

Меркурий называют «стальной планетой» из-за большого железного ядра, скрытого в его недрах. О наличии ядра говорит магнитное поле, подобное земному. Расплавленное железное ядро покрыто мантией, толщина которой в три раза меньше радиуса ядра и равна 600 км. Последний слой — кора планеты — твердый и каменистый.

Меркурий
Фото Меркурия, сделанное камерами космического аппарата MESSENGER. Круг недалеко от центра-верхней части диска - бассейн Caloris.

Поверхность Меркурия напоминает лунную; вообще эта планета внешне похожа на земной спутник и близка к нему по размерам. Меркурий лишь ненамного больше Луны. Его отличает наличие на поверхности горных хребтов, которые длинными извилистыми линиями пересекают кратеры и равнины. Считается, что они образовались в то время, когда планета, остывая после образования, сжималась.

Поверхность Меркурия
Поверхность Меркурия напоминает лунную

Самая близкая к светилу планета «бегает» вокруг Солнца гораздо быстрее других, за это она и получила имя бога торговли — Меркурия: по легенде, он был быстроногим, потому что носил крылатые сандалии. Год Меркурия, или продолжительность его оборота вокруг Солнца, — 88 дней, а его день составляет 58 земных суток. Получается, что год на этой планете проходит меньше чем за два дня.

Если смотреть на Солнце с Меркурия, оно будет в три раза больше, чем при наблюдении с Земли

Смен времен года, подобных земным, на Меркурии нет, потому что его ось перпендикулярна орбите движения. На полюсах планеты имеются области, куда солнечный свет не проникает никогда. Некоторые исследователи считают, что там могут находиться ледники.

Венера: дождь из серных облаков

Венера
Венера — второй по яркости объект на небе после Луны. Ее, как и Меркурий, можно найти на той стороне неба, где находится Солнце: после заката — на западной, перед рассветом — на восточной

Венеру называют «утренней звездой», хотя к звездам она не имеет никакого отношения: просто ее очень хорошо видно перед рассветом. Это вторая по счету планета Солнечной системы, по размерам близкая к Земле. Но по своим характеристикам она очень сильно отличается от нашей планеты.

Условия на Венере экстремальные. Она даже горячее Меркурия, хотя находится дальше от Солнца. Причина — в парниковом эффекте. Атмосфера, наполненная углекислым газом, удерживает и накапливает солнечное тепло. А еще на Венере по небу плывут облака серной кислоты, из которых периодически идет кислотный дождь. Правда, поверхности он не достигает: испаряется раньше.

«Утренняя звезда» Венера
«Утренняя звезда» Венера на предрассветном небе

Если бы мы смогли существовать в таких условиях и оказались на поверхности планеты, то увидели бы все в оранжевом свете. Над Венерой всегда находится толстый слой облаков, проходя через который, солнечный свет становится оранжевым. Смотреть здесь особенно не на что: поверхность представляет собой равнины, покрытые бороздами от вулканической деятельности, и возвышенности с кратерами.

Год на Венере длится немного дольше, чем день. Она совершает путь вокруг Солнца за 225 земных дней, а оборот вокруг своей оси — за 243 дня.

В древности считалось, что утренняя Венера и вечерняя Венера — это разные звезды

Можно ли надеяться на встречу с марсианами?

Марс — Красная планета, занимающая в Солнечной системе место сразу за Землей. Почему она такого яркого цвета? Поверхность Марса покрыта слоем железной пыли, которая окисляется, ржавеет, а поэтому имеет красноватый оттенок. Солнечные лучи, отражаясь от нее, приобретают такой же цвет.

Марс
Марс — загадочная Красная планета

По многим характеристикам Марс напоминает Землю: день на Красной планете длится почти столько же, сколько земной: 24 часа 37 минут. Правда, год почти вдвое длиннее — 687 дней. У Марса тоже есть естественные спутники, их два: Фобос и Деймос. Из всех планет Солнечной системы температура на Марсе самая близкая к земной. Днем она может подниматься до +30 °C, ночью опускается до -80 °C. На Марсе присутствует вода, правда, в замороженном состоянии, в виде больших ледяных шапок на полюсах планеты. Если они вдруг растают, то затопят всю планету — она будет покрыта 30-метровым слоем воды. На Марсе есть низменности, довольно большие по размерам. Существует версия, что когда-то они были морским дном.

Марс считается самой перспективной планетой в смысле существования на ней жизни. Конечно, никаких марсиан с лысыми черепами и огромными глазами там нет, но ученые надеются обнаружить признаки простейших форм жизни. В XIX веке считалось, что на Марсе есть система каналов, созданная древней цивилизацией. Но на снимках с космических аппаратов никаких каналов не обнаружилось.

Главное препятствие для существования жизни на Марсе — очень малое количество кислорода в атмосфере: оно составляет всего 0,1%

Тем не менее теория существования жизни на Марсе в прошлом, когда условия на планете были более благоприятными, не потеряла своей актуальности. Ученые по сей день исследуют пробы марсианского грунта, его атмосферу, магнитные поля и т. д. Некоторые факты дают им возможность предполагать наличие на планете органической материи.

Астрономы, ежедневно наблюдающие положение Марса на небе, издревле ломали голову: почему он движется то на восток, то на запад? На самом деле, Марс всегда движется в одну сторону, просто Земля совершает оборот вокруг Солнца быстрее и в какой-то момент его обгоняет